Последние трое суток столица Кабардино-Балкарии обсуждает загадочное исчезновение известного в городе общественного деятеля, потенциального посредника между властью и местным джамаатом Руслана Нахушева.
Директор ООО "Отделение национального военного фонда "Эльбрус", глава неофициального Института исламских исследований КБР и представитель движения "Российское исламское наследие" на Северном Кавказе пропал 4 ноября вечером после того, как побывал на допросе в местном управлении ФСБ. Родственники и коллеги Нахушева уверены, что его задержали или даже похитили, однако правоохранительные органы не исключают и версию побега.
В УФСБ Кабардино-Балкарии Нахушева вызвали, по разным данным, 3 ноября вечером или 4 ноября утром. Как утверждает прокурор республики Юрий Кетов, защитник прав мусульман проходил свидетелем по делу, возбужденному по статье "Подстрекательство к терроризму" после нападения боевиков на Нальчик 13 октября. В то же время, по данным УФСБ, Нахушев считался одним из подозреваемых по этому делу.
Как выяснилось, уголовное производство было начато не по конкретным фактам, а вследствие публикации 18 октября в "Российской газете" статьи "Пославшие на смерть". Нахушева эта публикация касается разве что косвенно - в ней упоминаются члены кабардино-балкарского джамаата Анзор Астемиров и Муса Мукожев, которые вместе с ним организовали Институт исламских исследований КБР. Институт должен был официально защищать права верующих джамаата, однако в регистрации ему отказали. Заметим, что никакой новой информации о деятельности Астемирова и Мукожева (их подозревают в организации нападения на здание Госнаркоконтроля в Нальчике в декабре 2004 года, а Астемирова также и в организации атаки боевиков на Нальчик 13 октября) в статье не сообщалось.
Между тем газета "Коммерсант" предположила, что речь идет о другой статье в "Российской газете", под названием "Одни – под пули, другие – в офис" от 17 октября. В ней имя Нахушева как раз фигурирует, и в достаточно неприятном для него контексте. Как утверждает автор публикации, "в отношении этого господина прокуратура также оставалась слепа и глуха, несмотря на то, что ФСБ давно сигнализировала о противоправной деятельности Нахушева". В статье Нахушев обвиняется в попытках провокации МВД КБР, которые якобы сошли ему с рук. "Он и сейчас с точки зрения государева ока вполне добропорядочный гражданин, ходит каждый день на работу, а то, что защищал и покрывал находящихся ныне в федеральном розыске матерых ваххабитов Астемирова и Мукожева, так, видимо, заблуждался", - заключает автор материала.
Так или иначе, но, как рассказал адвокат Нахушева Ануар Дикинов, тот обратился к нему за помощью вечером 3 ноября. "Он сам пришел ко мне в коллегию и сказал, что ему нужен защитник на пятницу, 4 ноября, его вызвали на допрос в ФСБ", - сообщил юрист. Он пояснил, что из-за грядущего выходного все бухгалтеры в коллегии уже ушли и соглашение с Нахушевым об адвокатских услугах заключить не удалось. В результате Дикинов договорился с Нахушевым, что тот пойдет в УФСБ один и договорится о переносе допроса на 8 декабря. По данным адвоката, его потенциальный клиент так и сделал, написав заявление с обещанием вернуться в управление через 4 дня вместе со своим защитником.
Как уточнила менеджер фирмы "Эльбрус" и заместитель Нахушева Сусанна Варитлова, в пятницу ее начальник отправился в УФСБ к 15:00 и вернулся через час. Однако затем ему позвонили, и он вновь отправился в управление. Около 18 часов, по словам Варитловой, Нахушев позвонил ей, сообщил, что все в порядке, и велел отправляться домой.
Дальнейшие события известны со слов шофера пропавшего руководителя "Эльбруса". По его словам, в 18:35 босс позвонил ему и попросил заехать за ним в приемную ФСБ, однако спустя 15 минут передумал и сказал, что дойдет сам. Шофера он попросил подождать возле офиса с ключами от машины. Когда Нахушев не появился - здание УФСБ находится в одном квартале от офиса, - водитель перезвонил ему. Оба раза на том конце сняли трубку, однако вместо ответа шофер слышал звук движущегося автомобиля. На звонок из Москвы от руководства всероссийского общественного движения "Российское исламское наследие" Нахушев также не ответил. Больше никаких вестей от него не приходило, телефон в настоящее время заблокирован.
В журнале посещений местного отделения ФСБ сохранилась отметка о том, что Нахушев покинул здание около 19:00 и попросил "следующую встречу отложить на несколько дней, сказав, что сам свяжется" с работниками ведомства. Как отмечает адвокат Нахушева, если бы его клиента задержали, то по прошествии 48 часов ему должны были бы предъявить обвинение. По словам Дикинова, он выяснил, что ни одна из правоохранительных инстанций санкции на арест Нахушева не выдавала.
Не знают ничего о судьбе Нахушева и его родственники. Вечером 4-го и утром 5-го ноября они пытались найти его самостоятельно, организовав подобие штаба в офисе фонда "Эльбрус". Но, ничего не узнав, родственники подали заявление об исчезновении Нахушева в прокуратуру республики, в связи с чем была начата проверка. По словам прокурора Кетова, в ближайшее время проверка будет завершена, после чего решится, нужно ли возбуждать уголовное дело о похищении. При этом чиновник добавил: "Пока информацией о том, что Нахушева кто-то похитил, мы не располагаем".
Главный бухгалтер "Эльбруса", Светлана Четовская, в свою очередь, сообщила, что прокуратура прежде всего начала отрабатывать коммерческую версию. Однако, по ее словам, в бизнесе у Нахушева никаких проблем и врагов не было. Четовская отметила, что правоохранительные органы уже имели возможность в этом убедиться.
Как оказалось, в конце октября, когда директор "Эльбруса" находился в Москве, сотрудники местного УФСБ провели обыск в офисе фонда. При этом ордер на обыск они не предъявили, а показали постановление о возбуждении против Нахушева уголовного дела. Как утверждает бухгалтер, дело было возбуждено по статье 205-й "Терроризм" и в документе стояли ссылки на публикации в "Российской газете" и газете "Северный Кавказ". Адвокат Дикинов подтвердил, что Нахушев проходил не по одному, а по двум уголовным делам, возбужденным по статьям "Терроризм" и "Пособничество террористам".
Отметим, что после этого обыска за Нахушева вступилось движение "Российское исламское наследие". В своем заявлении оно призвало правоохранительные органы Кабардино-Балкарии не попирать грубым образом права координатора этого движения по Северному Кавказу. "Руслан Нахушев никогда не состоял и не состоит на учете в МВД КБР как сторонник экстремистских течений, о чем свидетельствуют соответствующие документы, выданные республиканскими правоохранительными органами", - подчеркивалось в документе.
Версию добровольного исчезновения бухгалтер "Эльбруса" отмела сразу, заявив, что она выгодна властям, которые ее и "проталкивают". Адвокат пропавшего также рассказывает, что Нахушев отвергал возможность побега. "От себя не убежишь", - цитирует юрист слова Нахушева. Напротив, он утверждает, что к исчезновению его клиента "причастны местные силовые кланы".
В то же время сопредседатель фонда "Российское исламское наследие" Гейдар Джемаль утверждает, что его коллега ждал ареста после нападения боевиков на Нальчик. По словам правозащитника, Нахушев "разоблачал силовиков, говорил, что силовики намеренно раскачивают ситуацию на Кавказе, потому что это им выгодно". "Мы точно знаем, что они его и забрали. В последнее время все местные силовики были против него – и МВД, и УФСБ, – потому что они понимают, что ответственны за события в Нальчике", - заявил Гейдар Джемаль "Коммерсанту".
Куда более пессимистичен журналист Орхан Джемаль, много сотрудничавший с Нахушевым. "У меня еще есть надежда, что он появится, но таких свидетелей не оставляют в живых. У Руслана было много информации по очень болезненным моментам деятельности спецслужб Кабардино-Балкарии", - сообщил он интернет-изданию "Кавказский узел". Как рассказал журналист, Нахушев имел постоянный контакт с джамаатом Кабардино-Балкарии и в день нападения на Нальчик обзвонил всех его членов, чтоб выяснить их местонахождение. В результате он получил список тех, кто не может быть причастен к нападению, так как находился в этот момент дома. Многие из этого списка оказались задержаны силовиками, и Нахушев не стал этого скрывать.
Отметим, что Нахушев постоянно пытался переубедить власти Кабардино-Балкарии, считающие джамаат опасным для общества образованием. Он заявлял, что краски сгущают правоохранительные структуры, которым нужно "отчитываться за успехи, а успехов никаких нет". В интервью Нахушев прямо обвинял силовиков в нагнетании обстановки вокруг проблемы ваххабизма в республике, что, по его словам, позволяло им создавать "видимость деятельности" и получать деньги от государства. Не изменил он точки зрения и после нападения на здание Госнаркоконтроля, считая, что показания против Астемирова кого-то вынудили дать под пытками. Кстати, глава Института исламских исследований не раз подавал заявления в прокуратуру и суд, в которых сообщал о неоправданной жестокости спецслужб, однако в возбуждении уголовных дел ему отказывали.
Орхан Джемаль сообщил также, что Нахушев располагал документами о расходовании госсредств, выделенных на освобождение заложников Северо-кавказским Управлением по борьбе с организованной преступностью в период между двумя чеченскими войнами. Дело в том, что в середине 1990-х Нахушев работал в миротворческой миссии, организованной генералом Лебедем на Северном Кавказе. При его посредничестве было освобождено около 180 солдат и гражданских лиц. По некоторым данным, большая часть случаев освобождения заложников оформлалась как результат удачно проведенных спецопераций Северо-Кавказского РУБОПа.
Третья причина, побудившая журналиста выдвинуть версию об устранении Нахушева, касается его отношений с новым президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. По данным Джемаля, глава республики намеревался использовать главу Института исламских исследований как посредника на переговорах с джамаатом. "Эти переговоры могли успокоить ситуацию в республике, а это явно не входило в планы силовиков", - подчеркнул Орхан Джемаль.
Пока вокруг исчезновения Нахушева множатся слухи и версии, а прокуратура Кабардино-Балкарии решает, как быть с заявлением его родственников, последние обратились за помощью к общественности. В обращении, опубликованном рядом СМИ, сестра Руслана Фатима Нахушева призвала всех подключиться к его поискам. Она выразила уверенность, что брата похитили "не случайные люди", и потребовала от имени всей семьи, чтобы "в отношении Руслана применялись нормы российского и международного законодательства". К концу заявления Нахушева уже не скрывает, что ее претензии относятся к местным правоохранительным структурам. Представители последних на условиях анонимности намекают, что Нахушев, опасаясь предъявления обвинения и ареста, скорее всего последовал примеру своих "хороших знакомых" Астемирова и Мукожева, ушедших в подполье после событий конца 2004 года.
Екатерина Рогожникова