7 ноября в чеченском городе Гудермес состоялся рок-фестиваль "Феникс. Возрождение жизни". Концерт посетили примерно десять тысяч человек. Зрителей охраняли около трех тысяч милиционеров. Фестиваль с участием "Ночных Снайперов", "БИ-2" и других известнейших групп удалось организовать и провести только с третьей попытки.
К идее фестиваля многие наблюдатели отнеслись как к пиру во время чумы и "потемкинскому" мероприятию. Поговаривали, что музыканты получили невероятные гонорары. Участников осуждали за "неоправданный риск", которому они подвергают себя и зрителей. Стоит отметить, что Диану Арбенину, Юту, Сергея Галанина, Александра Кутикова и других звезд, как не крути, первой величины никто насильно не загонял в Гудермес, это был их собственный выбор. Также очень трудно предположить, что эти люди отправились в Чечню исключительно корысти ради. Надо полагать, что фестиваль все же был задуман не столько как мощная PR-акция, сколько как искренняя попытка привнести в Чечню немного нормальной жизни.
Первые концерты российские рокеры устраивали в Чечне десять лет назад. Тогда, в 1995-м, Юрий Шевчук и его коллега по "ДДТ" Александр Бровко отыграли порядка 50 концертов перед частями федеральных войск. В октябре 1996 года группа в полном составе выступила в Грозном, где "присутствовали представители обеих противоборствующих сторон". В том же 1996-м в республику наведались Владимир Шахрин и Владимир Бегунов из "Чайфа". Они дали восемь импровизированных концертов перед солдатами.
В 2005 году "окопная фаза" концертирования сменилась "правительственной". Так, в январе 2005 года в Гудермесе был заложен первый камень в здание первого в республике аквапарка. В этом широко разрекламированном публичном мероприятии приняли участие телеведущая Ксения Собчак, а также певица Глюк'оzа, группы "Звери" и "Мертвые дельфины".
В конце марта 2005 года зампред комитета по делам молодежи Чечни Анзор Музаев заявил, что в республике пройдет рок-фестиваль. Музаев ссылался на лидера "Мертвых дельфинов" Артура Ацаламова, с которым идеей проведения подобного большого концерта в республике поделился Юрий Шевчук.
Уже в начале июня в прессе появились детали будущего фестиваля "Феникс. Возрождение жизни". Событие было намечено на 5 июля, его хедлайнерами значились "Машина времени", "БИ-2", "Ночные снайперы", "СерьГа", "Нюанс", "Ва-Банк", "Воскресение", "Мертвые дельфины" (но не ДДТ). Особо отмечалось, что в Гудермес будет отправлено лучшее сценическое оборудование, дабы мероприятие прошло на самом высоком уровне. Говорилось также, что билеты на концерт будут бесплатными, организацию его возьмет на себя фонд Ахмада Кадырова, которым руководит сын покойного президента республики и ее первый вице-премьер Рамзан Кадыров, а музыканты выступят бесплатно. Чуть позже выяснилось, что к числу организаторов события прибавились РАО "ЕЭС", РАО "Российские железные дороги" и компания "Грознефтегаз", а у музыкантов все же будут гонорары.
Власти республики заявили о поддержке фестиваля и всемерном ему содействии. Однако 2 июля выяснилось, что фургоны со сценическим оборудованием задержаны военными на административной границе Ингушетии и Чечни. Премьер Чечни Сергей Абрамов и первый вице-премьер Рамзан Кадыров попытались убедить военных, что меры безопасности на концерте будут самые жесткие. Кадыров даже отправил в региональный оперативный штаб операции на Северном Кавказе телеграмму, в которой брал ответственность за безопасность музыкантов и зрителей на себя.
Попутно выяснился уточненный список участников концерта и его бюджет. В списке групп уже не значилась "Машина времени", а бас-гитарист коллектива Александр Кутиков был упомянут отдельной строкой. Средства, отпущенные на фестиваль, измерялись тремястами тысячами долларов. Охранять мероприятие должен был полуторатысячный полк милиции и три тысячи бойцов центра "Антитеррор".
Утром 5 июля Абрамов созвал пресс-конференцию, на которой признал, что ему не удалось переубедить командование федеральных сил и концерт в назначенный день не состоится. Военные мотивировали произошедшее неспокойной обстановкой на границах республики.
Буквально через несколько дней в СМИ появилась новая дата концерта - 27 сентября. Но уже в начале осени стало известно, что и в этот день "Феникс" не состоится. Премьер Абрамов продолжал настаивать, что фестиваль все же пройдет, как было намечено. Окончательная дата долго не называлась: предположительно, рок-марафон был назначен на 4 или 7 ноября. Все билеты, проданные или распространенные бесплатно перед 5 июля, оставались действительны.
Чеченское руководство сдержало свое слово: концерт состоялся 7 ноября. Примерно 8-10 тысяч зрителей охраняли 3 тысячи милиционеров. Фестиваль продолжался около пяти часов.
В качестве формального разогрева выступили школьники, вынесшие на сцену портрет Ахмада Кадырова и выпустившие в небо белых голубей и воздушные шары. Далее начались долгожданные выступления. Список участников концерта оказался короче июльского: не было уже ни "Воскресенья", ни "Ва-Банка". Перед зрителями выступили: "Агата Кристи", "Би-2", "Ночные снайперы", "Юта", "Нюанс", "СерьГа", "Мертвые дельфины", Александр Кутиков и чеченская группа "Президент".
Руководство республики принимало посильное участие в выступлениях музыкантов: Сергей Абрамов подпевал Сергею Галанину и Диане Арбениной, а Рамзан Кадыров поддержал "Мертвых дельфинов". Музыкальный обозреватель "Коммерсанта" Борис Барабанов отметил, что самой долгожданной песней концерта оказался хит "БИ-2" "Полковнику никто не пишет".
Самым радостным человеком на фестивале, судя по телерепортажам, был Рамзан Кадыров, что, впрочем, неудивительно: в день концерта у него родился сын.
После концерта выяснилось, что Диане Арбениной и Юте присвоили звание заслуженных артисток Чеченской республики, а Артуру Ацаламову - звание народного артиста (по другой информации, все трое стали "заслуженными"). Завершился фестиваль фейерверком. Лидеры республики заявили, что хотели бы превратить "Феникс" в ежегодное событие.
Главный итог фестиваля: его удалось провести, все обошлось без эксцессов и, кажется, ко всеобщему удовольствию. Организаторы приложили титанические усилия к тому, чтобы культурная жизнь хотя бы в отдельно взятом городе хотя бы в течение нескольких часов напоминала нормальную. Кто-то скажет: "Гора родила мышь", - а кто-то: "Капля камень точит".
Юлия Штутина