В среду в Министерстве обороны состоялось ежегодное совещание руководящего состава российских вооруженных сил с участием президента России. На этом ежегодном форуме российских военачальников обычно подводятся итоги развития вооруженных сил и оборонной промышленности за год. Однако на этот раз Путин решил изменить правилам и разом подытожил целый многолетний этап в жизни российской армии. По словам президента, армия закончила период преобразований и реорганизаций. Министерство обороны, заявил Путин, выстроило систему, "которая позволяет существенно повысить качество управления войсками и силами". Теперь, по словам президента, перед вооруженными силами находится тяжелый, но светлый путь военного строительства по руководством Министерства, вооруженного этой качественной системой.
"Это были сложные годы для страны и армии и флота. Было много проблем экономических и социальных. Мы жили в условиях непрекращающегося конфликта на Северном Кавказе, не могли решать последовательно одну проблему за другой. Необходимо было решать все сразу. Приятно отметить, что вооруженные силы сейчас выходят на ритмичную работу", - цитирует слова президента РИА Новости. В целом и выступление президента, и речь министра обороны заметно отличались от прошлогоднего саммита - перспективы гораздо радужнее, оценки намного положительнее, недостатки тоже какие-то мелкие, и их легко поправить. Ситуация в вооруженных силах президенту явно нравится.
Правда, если вспомнить, сколько нареканий и сомнений вызвали реформы Минобороны в течение года, сколько произошло громких аварий и неудач, то позитивный настрой Путина и Иванова можно будет объяснить желанием создать положительную ауру вокруг армии с тем, чтобы она, развиваясь в благоприятной обстановке, становилась лучше сама собой без посторонней помощи. Потому что усилиям властей, направленным на улучшение вооруженных сил, свойственна одна особенность - в результате реформ лучше почему-то не становится.
Программа строительства вооруженных сил более-менее известна - ее основные положения и сроки не раз озвучивали президент, министр обороны и глава Генштаба Юрий Балуевский. Это строительство включает в себя много различных составляющих, среди которых, в частности, структурная реформа, основа которой - постепенный переход на контрактный способ формирования армии; оснащение вооруженных сил новым оружием и техникой; реформа социальной сферы... По каждому из этих пунктов в последние годы Минобороны действительно проделало большую работу. Вот только видимых результатов ее пока что не видно.
Возьмем, к примеру, создание контрактной армии. По словам министра обороны, только в 2006 году на контрактный способ комплектования будут переведены "порядка 20 частей постоянной готовности общей численностью более 31 тысячи человек". В течение 2005 года на контракт уже переведены или будут переведены до конца года 40 соединений и воинских частей постоянной готовности. "По состоянию на 1 ноября, они уже укомплектованы на 70 процентов", - сказал министр и добавил, что к концу года в этих соединениях будут проходить службу более 42 тысяч контрактников - солдат и сержантов. Итого, к концу 2006 года в армии должно будет служить 73 тысячи контрактников.
Много это или мало? Для военного бюджета это будет серьезным испытанием. Иванов даже на этом благостном заседании не преминул заметить, что переход на контрактную основу идет тяжело. "В проект бюджета на следующий год вновь заложена сумма, которая с учетом инфляции меньше той, что предусмотрена паспортом программы", - сказал министр. По его словам, за последние два года недофинансирование программы по переводу армии на контрактную основу составило четыре миллиарда 88 миллионов рублей. На практике его слова были проиллюстрированы скандалом, который разразился в сентябре в 76-й воздушно-десантной дивизии - соединении, которое считалось образцово-показательным в рамках программы "контрактной армии".
Напомним, в начале сентября стало известно о том, что 68 контрактников из этой дивизии были объявлены в федеральный розыск и против них возбуждены уголовные дела за то, что они покинули свою часть. Некоторые из них просто сбежали, некоторые не вернулись из увольнительной, несколько человек досрочно расторгли контракты. После того как стало известно об уголовном преследовании "дезертиров", выяснилось, что это отнюдь не единичный случай - еще в 2004 году в этом соединении были зафиксированы массовые попытки десантников досрочно прервать недавно подписанные контракты. Командование дивизией, правда, предпочло не устранять причины недовольства службой контрактников (то есть выполнить свою часть договора), а решать эту проблему при помощи суда.
На совещании Иванов также рассказал о том, что в настоящее время численность армии составляет 1 134 800 человек, но "на 1 января 2011 года она должна составлять 1 100 000 военнослужащих, то есть в течение пяти лет будет сокращено около 35 тысяч должностей из числа офицеров небоевого состава, за счет упразднения военных кафедр в гражданских вузах, а также ликвидации подразделений двойного назначения". Кроме того, президент напомнил о том, что с 1 января 2008 года срок службы по призыву будет сокращен до 12 месяцев.
Все это также на словах звучит достаточно оптимистично, а на практике оборачивается отменой отсрочек, призывом в армию студентов и прочими печальными санкциями. Причем благое дело - сокращение срока службы в армии Минобороны использует в качестве аргумента для того же сокращения числа военных кафедр. В результате получается, что срок службы сократят, компенсировав это увеличением числа призывников. Путин, правда, посочувствовал юношам - попросил получше информировать их о ходе реформы военного образования: "Люди должны знать, что и с какого года их ждет. Тогда люди поймут логику принимаемых вами решений и будут, исходя из этого, выстраивать свою жизнь"...
Еще один неприглядный факт, который черным пятном маячит на фоне сверкающей мощи российской армии будущего, это преступность. Неуставные отношения, хищения армейского имущества, коррупция, незаконное использование личного состава на стройках и "плантациях" - вот лишь небольшой список традиционных проблем вооруженных сил. Обойти их вниманием было никак нельзя. Тут, правда, Путин и Иванов высказали идеи не просто радикальные - чуть ли не революционные.
С дедовщиной президент предложил бороться весьма необычным способом - переселить офицеров в казармы к солдатам. Дескать, "слишком далеки они от народа". "Я не говорю, что это надо сделать везде, но кое-где это сделать необходимо", - поправился он, видимо, заметив округлившиеся глаза военачальников. Прозвучало еще одно радикальное предложение - создать в российской армии институт профессиональных сержантов. "Младший командирский состав, сержанты должны быть учителями, но пока не удается добиться качественной подготовки младшего комсостава", - сказал Путин, и Иванов его поддержал. "В соответствии с решением сокращения срока службы по призыву с 2008 года до 12 месяцев, военное ведомство выступает за создание института профессиональных сержантов не только в частях постоянной готовности, но и в учебных подразделения и так называемых "линейных частях", - сказал министр.
Возможно, в будущем эти меры и помогут сократить число преступлений, а пока даже те официальные цифры, которые привел на совещании Иванов, ужасают. С начала 2005 года в российских Вооруженных Силах в результате происшествий и преступлений погибли 857 человек. То есть в мирное время за год небоевые потери армии составили 0,07 процента. По словам Иванова, только за девять месяцев следственные органы направили в прокуратуру 450 материалов, касающихся растраты и хищения государственного и военного имущества в воинских частях. "На основании переданных материалов было возбуждено 178 уголовных дел, из них 95 доведены до судебных решений", - добавил министр.
На фоне этих удручающих фактов министр обороны делает неожиданный вывод: "В целом же можно уверенно говорить, что соединения и воинские части постоянной готовности способны выполнять возложенные на них задачи в мирное и военное время, а также в условиях чрезвычайной ситуации". Отметим, ровно год назад он же утверждал обратное.
На аналогичном совещании, которое проводилось 17 ноября 2004 года, Иванов сказал буквально следующее: "В 2004 году так и не удалось в полной мере качественно улучшить состояние и повысить боевой потенциал частей и соединений постоянной готовности до уровня, обеспечивающего создание в короткие сроки на любом угрожаемом стратегическом направлении мобильной и самодостаточной группировки войск. То есть, такой группировки, которая могла бы эффективно решать задачи в целях обеспечения военной безопасности государства, в том числе, была бы способна локализовывать вооруженные конфликты и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций".
Год назад у России не было ни одной боеспособной части, а теперь оказалось, что к войне готовы абсолютно все. Впечатляет, особенно если учесть, что, по словам того же Иванова, "выделяемые российским правительством деньги на поддержание боеспособности российских Вооруженных Сил не позволяют в полной мере обеспечить потребности армии и флота". Не мудрено, что основу обороноспособности России по-прежнему составляют РВСН. По словам министра обороны, стратегические ядерные силы по-прежнему способны не только обеспечить сдерживание агрессии против России и ее союзников, но и гарантировать адекватный ответ любому агрессору.
"Как показывают результаты проверок и инспекций, готовность стратегических ядерных сил к выполнению задач по предназначению поддерживается на достаточно высоком уровне", - сказал Иванов и пояснил, что нынешний уровень подготовки позволил в этом году произвести ряд успешных пусков, как из позиционных районов, так и с воздушных и морских ракетоносцев. "Средствами системы предупреждения о ракетном нападении своевременно обнаружены все запуски отечественных и иностранных межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей", - подчеркнул он.
Это также довольно странное заявление. Действительно, внештатных ситуаций, подобных тем, которые произошли во время учебных пусков баллистических ракет летом 2004 года, в этом году не происходило. Однако в июне в результате аварии ракеты "Молния-М" был уничтожен спутник Минобороны; чуть позже в том же месяце стратегическая атомная подлодка не смогла запустить "солнечный парусник"; в сентябре та же самая субмарина запустила ракету с европейским космическим аппаратом, которая, вместо того чтобы вывести его на орбиту, утопила спутник в Ледовитом океане. Наконец, из-за программного сбоя военный спутник "Можаец-5" не смог выйти на орбиту. Другими словами, при серии удачных пусков баллистических ракет с макетами ядерной боеголовки Минобороны также имеет в багаже не менее впечатляющий набор аварий, так или иначе связанных с РВСН и Космическими войсками. Иванов, правда, об этом на совещании умолчал.
Разумеется, говорить о том, что российская армия абсолютно лишена боеспособности, нельзя. В конце концов, те же цифры закупок новой военной техники по сравнению с аналогичными показателями прошлого года убеждают, что жизнь в армии налаживается. Действительно, за год Вооруженные силы России провели более 50 крупномасштабных учений с участием войск и сил флота, причем, что особенно важно - практически без чрезвычайных происшествий. Как заявил министр, "в воинских частях постоянной готовности Военно-воздушных сил наметился рост среднего налета на каждого летчика", ведется формирование новых воинских частей - двух горнострелковых бригад на Кавказе. Однако говорить о том, что "период преобразований и реорганизаций" закончен, нельзя. Он еще только начинается.
В своем недавнем интервью "Российской газете" глава Генштаба Юрий Балуевский раскрыл некоторые планы этих преобразований. Минобороны, в частности, собирается изменить саму структуру армии - ее оргштатное построение. По его словам, в некоторых военных округах в будущем основной оперативно-тактической единицей станет бригада. В целом в результате этой реформы армия будет состоять из самодостаточных "кубиков", из которых можно будет быстро составлять необходимую для решения каждой конкретной задачи соединение. Задуманы и другие, не менее масштабные реформы, дорогостоящие и трудоемкие.
На совещании Сергей Иванов, пожаловавшись президенту на нехватку средств, пообещал выполнить все поставленные им задачи. Правда, задачи Путин поставил также впечатляющие: по его словам, вооруженные силы России (со всеми вышеописанными проблемами) должны быть готовы не только защитить Россию от любых попыток военно-политического давления, но и "обеспечить глобальную стабильность". Похоже, легких путей ни президент, ни правительство не ищут.