Интернет и СМИ
02:16, 10 ноября 2005

Быстрая Эстония А еще в Эстонии судят за ругань в интернет-форумах

В минувшем октябре небольшое европейское государство Эстония, ранее большинству населения планеты почти неизвестное, стало первым в мире государством, которые провело официальное народное голосование через Интернет. Из 1,4-миллионного населения страны через Интернет на выборах органов местного самоуправления проголосовал всего 1 процент населения или чуть более 9 тысяч человек, однако выборы были признаны состоявшимися, а эксперимент - успешным. В ходе подсчета поданных с помощью цифровых технологий голосов не было зафиксировано каких-либо неполадок или попыток саботажа.

Удивительное рядом

Голосовавшие не ходили на избирательные участки. Они голосовали у себя дома (в Эстонии один из самых высоких в мире уровней "интернетизированности" населения), вставив свои цифровые паспорта в подсоединенные к их компьютерам специальные считывающие устройства. Затем избирателям следовало "залогиниться" на сайте эстонского избиркома и через защищенное соединение получить свои избирательные "бюллетени". Далее надлежало отметить должные позиции и подтвердить свой выбор электронной подписью, "привязанной" к вставленному в считыватель цифровому паспорту. Затем, после подтверждения, данные отправлялись в избирком.

Удивленные американские СМИ, сообщая об этом событии, сразу окрестили передовое прибалтийское государство "e-Stonia", поясняя своим читателям, что эта страна по территории примерно сопоставима с Нью-Гемпширом и Вермонтом вместе взятыми. Изучающие вопросы "электронного государства" американские ученые поясняют, что пилотные интернет-голосования уже проводились в США, Великобритании и Франции, однако Эстония оказалась впереди планеты всей. Специалисты отмечают, что сегодняшние массовые компьютерные технологии и лежащая в их основе платформа PC оставляют большой простор для различного рода махинаций и посторонних вмешательств, но при сравнительно небольшом числе избирателей вероятность подлогов уменьшается.

Только что упомянутое словосочетание "цифровой паспорт" означает не "биометрические" удостоверения личности, ускоренными темпами внедряющиеся сейчас в разных странах мира с подачи борющихся с террористами США, а специальную государственную "ID-карточку", которая с 2002 года позиционируется как обязательная для достигших 15-летнего возраста граждан Эстонии и иностранцев, находящихся в Эстонии на основании вида на жительство. Вместе с тем, пока такие карточки есть не у всех эстонцев.

Эстонская ID-карточка, изображение с сайта www.id.ee
Lenta.ru

На ID-карточку наносится фамилия, имя, пол, гражданство, дата рождения, фото, подпись владельца, дата выдачи, срок действия и номер документа. Помимо множества защитных элементов у карточки имеется зона для считывания и чип, в который внесены визуально представленные на карточке данные, а также два сертификата (длинные комбинации цифр) для идентификации личности и цифровой подписи. Чип несет в себе информацию, которая видна и на карточке, а также ключи и подтверждающие их сертификаты.

Карточка действует наравне с обычным паспортом и позволяет подтверждать личность ее владельца во всех возможных случаях, в том числе и при голосовании и при осуществлении платежей.

Плюс интернетизация всей страны

Прогрессивные технологии внедряются в Эстонии на государственном уровне самым активным образом с самого обретения этой страной независимости от СССР. Интернет пришел в страну в 1992 году, а знаменитая "кустарная" сеть FIDO еще раньше (первый ящик "Фидонета" появился в Эстонии в 1989 году) - не последнюю роль сыграла географическая близость к прогрессивной Скандинавии, откуда Интернет пришел и в Россию. Первоначальный толчок развитию эстонских интернет-технологий дали ученые из университета города Тарту и журналисты газеты Postimees. Преимущества этих технологий были моментально оценены по достоинству стремившимися к интеграции в Евросоюз госструктурами, которые стали не просто продвигать Интернет, а, по мнению некоторых эстонцев, даже его "навязывать".

В результате государственные учреждения, а за ними и все остальные учреждения стали стремительно обзаводиться сайтами, и сейчас в Эстонии, можно сказать, нет ни одной организации без своего интернет-представительства. Стремительно развились интернет-платежи, при этом для их популяризации в народе применялись различные льготные схемы, создавались альтернативные способы оформления через Интернет различных документов, что позволило в конечном итоге ликвидировать пережиток советского прошлого - очереди. У людей, соответственно, появилось больше времени на различные другие дела.

В 1996 году президент Леннарт Мери объявил программу всеобщей компьютеризации школ "Прыжок тигра", которая в последующие четыре года была успешно реализована - сейчас абсолютно во всех школах Эстонии есть бесплатный и быстрый Интернет (об изначальных коммутируемых dialup-соединениях большинство эстонцев давно забыло). Интернет для населения также стараются сделать как можно более дешевым, и иногда также чуть ли не принудительным - сейчас муниципалитет эстонской столицы Таллина разрабатывает план проведения Интернета абсолютно в каждый дом (и, разумеется, никакого платного трафика).

См. также"Тайный Интернет по-эстонски, или Опровержение стереотипа национального характера" - Алексей Лоссан, "Русский журнал", 14.07.2003

Пока интернетизация таллинцев составляет около 40%, а интернетизация всех жителей страны к сентябрю достигла половины - это, как уже отмечалось, один из передовых мировых показателей (в России сейчас он составляет около 15% (схожий показатель и в целом по миру), мировые лидеры - Мальта (78%), Новая Зеландия (77%), Исландия (76,5%), Швеция (73%), Гонконг (70%)). Его увеличению посвящены различные обучающие программы, в которых участвуют как государственные, так и коммерческие структуры.

Самым популярным среди эстонцев сайтом является национальный поисковик Neti, за ним следуют новостной сайт Delfi и американский Google.

Проблемы цифрового общества

В подобной радужной картине, где кругом видятся одни достоинства, конечно же, не обходится и без недостатков или того, что таковыми выставляют. Так, некоторые эстонцы с какого-то момента начали сетовать не на что-нибудь, а на обилие в эстонской части Сети "брошенных" сайтов, и вообще обилие "излишней" информации (в эстонском онлайне присутствуют разнообразные базы данных, число которых все время увеличивается - на этой неделе, например, было объявлено об оцифровке архивов загсов).

Жалуются на проникшую в цифровое пространство бюрократию, которая периодически оборачивается некими бессмысленными, но обязательными онлайновыми процедурами. С учетом того, что обязательные онлайновые процедуры куда "приятнее" обязательных оффлайновых, такую гражданскую позицию с точки зрения стороннего наблюдателя следует признать показателем того, что эстонцы чувствуют себя в этой жизни весьма неплохо, раз у них возникают такие претензии.

При принятии весной этого года парламентом страны (Рийгикогу) закона о том самом интернет-голосовании у него нашлись противники в лице партии "Народный союз Эстонии", которая указала, что интернет-голосование "практически невозможно" проконтролировать на предмет его независимости и демократичности. Закон, вместе с тем, в итоге был успешно принят.

Всеобщая интернетизация неизбежно поднимает вопросы пресловутой цифровой безопасности - в Интернет пропорционально перемещается и криминал, который трансформируется в "хакеров", "спамеров", "фишеров" и прочие деклассированные элементы, которые охотятся за банковскими данными, вычислительными мощностями и так далее. Соответственно, возрастает общественная роль специалистов по компьютерной безопасности и роль государственной интернет-полиции, которая уже создана и действует. Немаловажную роль играет и проблема корректной работы задействованной техники и ПО, равно как и обслуживающего персонала.

Логотип кампании "За свободный от хлама Интернет"
Lenta.ru

Да и вообще на примере Эстонии хорошо видны самые разные аспекты процесса общественной информатизации - в августе Эстония поразила мир решением таллинского городского суда, который приговорил 22-летнего Олева Ханнулу к штрафу в 3000 крон (190 евро) за оставленный в форуме издания Delfi (форумы там прилагаются к каждой заметке и очень популярны) комментарий "juudid ahju" ("евреев - в печь"). Суд счел это разжиганием межнациональной розни ("В данном случае необходим судебный прецедент, который установил бы четкие границы - где свобода слова, где разжигание ненависти", - сказал по этому поводу представлявший обвинение прокурор).

Delfi является пионером в деле борьбы с оскорблениями в Сети (для российских интернетчиков такой процесс сейчас представляется немыслимым), главный редактор издания Март Пукк считает это явление преступным и заслуживающим наказания, особенно это, с его точки зрения, касается оскорблений анонимных. Издание организовало на эту тему специальную кампанию "За свободный от хлама Интернет".

Инициативу в конце октября поддержал министр юстиции Эстонии Рейн Ланг, который инициировал внесение специального законопроекта, цель которого - "обуздать тех комментаторов, которые распространяют в Интернете вражду и злобу, отравляя тем самым информационное поле общества". "В Эстонии действительно стало серьезной проблемой анонимное комментирование в сети, - заявил Ланг в ходе октябрьского выступления в Рийгикогу, - Министр юстиции и его команда желают внести изменения в пенитенциарный кодекс, закон об электронной связи и следственное подчинение". Основная суть законопроекта, по словам Ланга, заключается в том, чтобы криминализовать разжигание социальной розни и вражды "в более широком смысле", а также в отношении юридических лиц. Задачу по розыску преступников такого рода министр предлагает возложить на национальную спецслужбу КАПО.

Сергей Рублёв

< Назад в рубрику