14 ноября президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов подписали союзный договор между двумя странами. Если послушать, какими эпитетами награждали этот документ, то можно подумать, что речь идет едва ли не о слиянии Узбекистана и России в одно федеративное государство. Чаще всего президенты употребляли слово "беспрецедентный". И договор "беспрецедентный", и уровень отношений тоже будет "беспрецедентный", и взаимные предложения тоже "беспрецедентные". Судя по всему, рядом с подписанным документом бледнеет даже целый ворох договоренностей между Москвой и Минском. Но на деле все не так просто.
Сначала по протоколу. Каримов прибыл в Москву в понедельник, причем уже с утра российские СМИ преподносили его визит как нечто из ряда вон выходящее, не забывая при каждом удобном случае упомянуть, что "отношения России и Узбекистана сегодня вышли на новый уровень". В Кремле президенты подписали союзнический договор. В документе отмечено множество пунктов сотрудничества, и в том числе определены действия сторон в случае агрессии против кого-либо из участников договора. "Визиты на таком уровне всегда дают хороший результат", - удовлетворенно заявил Владимир Путин перед подписанием, а после заговорил о новом этапе взаимодействия. "Для суверенных государств союзничество - это самый доверительный уровень отношений. Договор о союзнических отношениях выводит наши страны на принципиально новое качество и максимально близкую степень взаимодействия. Россия и Узбекистан объединяют силы и ресурсы, огромный гуманитарный потенциал во имя стабильности и прогресса в регионе", - отметил российский лидер.
В свою очередь, Каримов утешил кремлевских деятелей, заявив, что Россия "не пожалеет" о подписании договора. "Россия была и остается для нас самым надежным оплотом и союзником. Россия не пожалеет, что сегодня подписывает этот договор. Я отдаю себе в этом отчет. Это беспрецедентное явление, что Россия идет на подписание договора о союзнических отношениях с Узбекистаном. Мы выходим сегодня на беспрецедентный уровень отношений", - подчеркнул президент Узбекистана. Как видите, "беспрецедентность", безусловно, воцарилась в отношениях Москвы и Ташкента.
Самый большой интерес в договоре представляет пункт, касающийся военного сотрудничества. Его уже истолковали все, кому не лень, и каждый по-своему. Договор, в частности, предусматривает взаимную помощь в случае агрессии против одной из сторон. Еще в Ташкенте Каримов сказал, что все попытки внешнего вмешательства будут рассматриваться как аналогия подобных действий в отношении страны-партнера. "Я считаю, что определенным сторонам придется делать выводы, исходя из других реалий. В общем, замахнувшись на нас, они замахиваются на Россию. И я считаю, что подобные перспективы и их значимость понятны нашим людям", - подчеркнул Каримов.
Союзный договор предоставляет странам-участникам возможность использовать военные объекты друг друга "в целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности" и на основе отдельных договоренностей. Это положение привело к появлению версии о том, что подписанный документ предусматривает создание военной базы России на узбекской территории, поскольку мало кто может себе представить, что бравые узбекские солдаты обоснуются где-нибудь в Сибири и Карелии. Источники в Кремле опровергают намерение Москвы срочно занять оставшиеся после американцев казармы в Ханабаде. Напомним, что оттуда, согласно распоряжению Каримова, к началу следующего года должна быть выведена база ВВС США. Да и ничего конкретного на переговорах Путина с Каримовым сказано не было, утверждают представители обеих делегаций.
Директор отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что база в Ханабаде долго пустовать не будет, однако это вовсе не значит, что Россия отправит туда целую воздушно-десантную дивизию. "Вряд ли речь будет идти о создании в Узбекистане такой же полноценной российской военной базы, как в киргизском Канте. Россия не пойдет на серьезное обострение отношений с США. Скорее, речь идёт о неком антитеррористическом центре в рамках ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) или ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) с участием других стран, входящих в эти организации", - считает политолог. С ним солидарны и другие эксперты, которые полагают, что хоть Россия и не станет давать Белому дому лишний повод для нервотрепки, она официально уже зарезервировала за собой право переброски войск в Узбекистан в будущем.
И все же, как утверждает "Независимая газета", переговоры по размещению российских военных на территории Узбекистана действительно идут. В Москве никогда не скрывали, что заинтересованы в более тесном военном сотрудничестве с Ташкентом, которое заключалось лишь в поставках военной техники и модернизации имеющейся. И если в июне, посещая Москву с визитом, Ислам Каримов не стал подписывать такого договора, заметив, что Узбекистан пока не готов на постоянное российское военное присутствие, то сегодня узбекский лидер сделал главную ставку на Россию. По мнению ряда экспертов, отныне российские военные могут не только использовать около 10 узбекских аэродромов, но и заняться поиском "площадки" для постоянной дислокации.
Что касается взаимной помощи в случае агрессии, то этот пункт тоже не стоит воспринимать как руководство к действию. Подобные положения, напоминает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, есть в любом межгосударственном документе о военном союзе – в противном случае, речь идет о ни к чему не обязывающей декларации о намерениях. Понятно, что предусматривается совместное противостояние именно внешней агрессии, факт которой должен быть достоверно установлен. При этом подавление внутренних беспорядков является прерогативой каждой страны в отдельности. Поэтому из текста договора совсем не следует, что Россия может втянуться в очередной конфликт, подобный афганскому. Другое дело, что договор реально объединяет усилия сторон в борьбе с исламским радикализмом, терроризмом и наркотрафиком.
Военные эксперты скептически относятся к перспективам военного вмешательства России во внутренние дела Узбекистана. "В самой России, вне зависимости от политических пристрастий, никто не поймет, почему российские солдаты и офицеры должны умирать за Каримова", – считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. К тому же, несмотря на все оптимистические заявления Москвы, у России нет ресурсов, чтобы развернуть в Узбекистане полноценную военную базу. "Достаточно вспомнить, сколь мала российская база в киргизском Канте, – сказал он, – с десяток боевых самолетов, которые даже толком охранять некому".
На фоне разговоров о том, как скоро российские солдаты поедут наслаждаться дарами узбекской земли, все остальные аспекты договора, кроме военного, остались в тени. На самом же деле, они не менее значимы и для Узбекистана, и для России. Товарооборот между Россией и Узбекистаном к концу этого года может достигнуть рекордного показателя последних лет - двух миллиардов долларов. На переговорах Путин и Каримов отдельно упомянули о важности сотрудничества в инвестиционной сфере. Российский президент назвал приоритетными направлениями в этой области энергетику, легкую и пищевую промышленность, а также сельское хозяйство. Договор ко всему прочему должен открыть для российских инвесторов масштабные совместные проекты в отраслях топливно-энергетического комплекса, включая освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. Ожидается, что застрельщиками в этом деле выступят "Газпром" и "ЛУКОЙЛ".
Деловое и военное сотрудничество - это, конечно, очень полезно, однако наибольшую выгоду договор принес обеим странам своей политической составляющей. В первую очередь Россия существенно усилила свои позиции в Средней Азии. Казахстан, Киргизия и Таджикистан уже входят в состав ОДКБ. В свое время Каримов вышел из этой организации, заподозрив ее в продвижении неких российских "имперских планов". Теперь узбекского президента эти планы уже не страшат, а скорее радуют. Говоря о зоне влияния ОДКБ, Каримов заявил, что речь идет "о регионе, присутствие в котором России никто и никогда оспаривать не сможет". Узбекский президент особо отметил, что его страна заинтересована в налаживании взаимодействия с ОДКБ, а также заявил о присоединении к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), что ожидалось уже давно. Восторженные здравицы в честь России, которые в Кремле произносил Каримов, позволяют предполагать, что Москве удалось сделать еще один шаг по установлению пошатнувшихся в последние годы позиций РФ в азиатской части бывшего СССР. Пока под влияние Кремля не попал только Туркменбаши, но это и понятно - вокруг Сапармурата Ниязова, как известно, и строится вся система вселенского мироздания.
Вхождение Узбекистана в российскую сферу влияния не было бы возможным без обоюдного согласия, однако, как отмечает большинство экспертов, у Ислама Каримова просто не было иного выбора, кроме того чтобы пойти на поклон к Путину. Отношения Ташкента с Вашингтоном, а также с ЕС, который буквально в день подписания союзного договора объявил о новых санкциях в отношении Узбекистана, стали напоминать классическое противостояние в рамках "холодной войны". Каримов выбрал единственно возможный выход из тупика, в который загнал себя отказом сотрудничать с Западом в расследовании майских событий в Андижане. Американский Конгресс уже пригрозил узбекскому лидеру международным трибуналом за отказ от сотрудничества, одновременно США и Евросоюз объявили Узбекистану информационную войну. Широкомасштабное военное вторжение в страну вряд ли возможно - американцы, обжегшись на молоке (Ираке), теперь дуют на воду. А если на Западе планировали организовать в Ташкенте "дворцовый" переворот, то теперь, когда Россия взяла Каримова под опеку, это тоже маловероятно. Следовательно, спите, Ислам Абдуганиевич, в Ташкенте все спокойно.