Наука и техника
22:57, 16 ноября 2005

Эсминец в шпионском чемодане Китайских иммигрантов обвиняют в краже секретов самой амбициозной программы ВМС США

Поздним октябрьским вечером в аэропорт Лос-Анджелеса на такси приехали двое китайцев - семейная пара Тай Ван Мак и Фук Хунь Ли. Им предстоял долгий 13-часовой перелет в Гонконг на борту самолета авиакомпании Cathay Pacific Airways, затем 40-минутная поездка на машине из аэропорта до города Гуанчжоу. Они заметно нервничали, что можно было отнести на счет страха перед дальним перелетом. Незадолго до объявления посадки к китайцам подошли люди, которые представились агентами ФБР и попросили их пройти с ними. В специальной комнате аэропорта сотрудники спецслужб вскрыли багаж пассажиров и после тщательных поисков вынули оттуда лазерный диск... В это же самое время примерно в 40 километрах от аэропорта, в городке Дауни несколько агентов ФБР, как в лучших голливудских боевиках, вышибли дверь в старом одноэтажном доме. Ворвавшись в дом, группа захвата арестовала еще двоих людей - гражданина США китайского происхождения Чи Мака (брата Тай Ван Мака), и его жену Ребекку Лайва Чиу. Так завершилось долгое расследование деятельности группы, которая, как утверждает ФБР, собиралась передать китайским спецслужбам секреты самой амбициозной программы военно-морского флота США.

Аресты состоялись 28 октября, а в минувший вторник, 15 ноября, по решению коллегии присяжных 65-летнему Чи Маку, 64-летней Ребекке Лайва Чиу и 56-летнему Тай Ван Маку были предъявлены обвинения в шпионаже - следствие установило, что они являлись "оперативными сотрудниками иностранной разведки". Фук Хунь Ли обвинения не предъявляли - следствие не считает ее активным участником группы, и ее судьба будет решаться позднее. Ребекку Лайва Чиу в четверг собираются отпустить под залог в 300 тысяч долларов. Братьев Мак выпускать из тюрьмы не будут.

По данным следствия, Чи Мак, руководивший разработкой проекта бесшумной силовой установки для военных кораблей в оборонной корпорации Power Paragon, несколько раз пересылал по электронной почте на свой домашний адрес секретные документы, включая фотографии. Некоторые данные он также забирал домой на дисках. 28 октября он у себя дома скопировал полученную информацию на лазерный диск и отвез его в дом своего брата. Там Чи Мак зашифровал информацию при помощи специальной программы, установленной на компьютере, и переписал данные на новый диск, с которым Тай Ван Мак отправился в аэропорт. По свидетельству агентов, прослушивавших дом, Ребекка предупреждала мужа о том, что тот совершает противозаконные действия.

Все действия Чи Мака фиксировали миниатюрные видеокамеры, которые ФБР тайно установили в домах братьев. Кроме того, в течение года агенты перлюстрировали бумажную и электронную почту Чи Мака, изучали содержимое его мусорных баков, прослушивали телефонные разговоры. 28 октября сотрудники спецслужбы перехватили телефонный разговор, в котором Тай Ван Мак сообщил собеседнику, что собирается лететь в Гуанчжоу со своей женой и "ассистентом". Слово "ассистент" было кодовым обозначением диска.
box#2084286

Самое сокровенное

Информация, которую Тай Ван Мак собирался перевезти в Китай, имела отношение к системам жизнеобеспечения перспективных эсминцев проекта DDX. Эти корабли в будущем должны стать основой военного флота США. Программа DDX по важности, масштабам и дороговизне сравнима с проектом "армии будущего" - Future Combat Systems. Проект эсминца DDX предусматривает создание платформы, на основе которой при помощи модулей можно будет оперативно создавать узкоспециальный боевой корабль - тральщик, эсминец ПВО, корабль поддержки сухопутных операций и даже компонент ПРО. На диске Чи Мака находились документы, в которых описывались возможности смены поврежденных в бою модулей корабля.

Ранее в мусорном баке возле дома Мака было найдено письмо на китайском языке. Его автор просил найти и передать информацию о конструкции торпед для подводных лодок, электромагнитных пушек, систем раннего предупреждения о ракетных пусках и некоторых других сверхсекретных проектах Пентагона. В настоящее время следствие устанавливает степень вреда, который мог нанести или нанес Чи Мак безопасности США. По некоторым данным, он мог шпионить в пользу Китая в течение последних 22 лет. Пока что неизвестно даже приблизительное количество секретной информации, которая могла попасть в его руки.

Дом Чи Мака в Дауни и его автомобиль. Фото с сайта ocregister.com
Lenta.ru

Чи Мак и его жена являются гражданами США, а его брат с супругой - гражданами КНР, имеющими постоянный вид на жительство. Тай Ван Мака считают лишь курьером. Он приехал в Соединенные Штаты в 2001 году и не имел отношения к секретным проектам Пентагона - он работал на местном телеканале, вещавшем для китайских иммигрантов. Как водится, все соседи, опрошенные ФБР, в один голос назвали обе семьи примерными и добропорядочными. По их словам, Чи Мак никогда и ни с кем не обсуждал свою работу, и многие даже не знали, чем занимается китайский инженер в США.

Мекка для шпионов

Эта шпионская история обнажила общенациональную проблему США. Американская промышленность (в частности - оборонная), которая находится в авангарде мирового технического прогресса, является предметом повышенного интереса иностранных шпионов. В конце сентября глава Национального управления контрразведки Мишель ван Клив выступила на заседании Конгресса с докладом, в котором заявила, что самыми активными шпионами на территории США являются россияне и китайцы.

До этого в другом докладе управления контрразведки утверждалось, что шпионажем в США занимаются разведчики из почти 100 стран. Комментируя этот документ, представитель ФБР отметил, что наиболее активно шпионажем в США занимаются, кроме Китая и России, Индия, Пакистан, Иран, Япония, Франция и Израиль.

"Твой мусор - сокровище для врага". Плакат американской государственной программы по защите секретной информации (OPSEC). Иллюстрация с сайта ioss.gov
Lenta.ru

Однако, по словам ван Клив, самой активной все-таки является китайская разведка. Она использует полный набор методик сбора данных: устанавливает контакты с влиятельными правительственными чиновниками, ведущими учеными и бизнесменами, собирает информацию при помощи специалистов-иммигрантов. В разведывательных целях используются также студенты.

Известно, что в американских университетах разрабатываются многие военные проекты по заказу Агентства передовых оборонных исследовательских проектов Пентагона (Defense Advanced Research Projects Agency - DARPA). Над ними работает много иностранных студентов. Множество иностранных специалистов также трудятся в оборонных предприятиях и научно-исследовательских институтах.

Отказаться от услуг иностранцев Америка не может - страна зависит от них больше, чем они от американских рабочих мест. США испытывают нехватку технических специалистов - в Индии и Китае 40 процентов студентов обучаются техническим специальностям, тогда как в Америке эта цифра составляет всего четыре процента.

Американское иммиграционное законодательство пытается ограничить въезд высококвалифицированных иностранных специалистов, но против этого протестуют компании.

В настоящее время лимит выдачи рабочих виз формата H-1B составляет 65 тысяч в год. Этот закон были ужесточен в 2003 году - до тех пор лимит составлял 195 тысяч виз. В октябре 2004 года это привело к настоящему кризису - все 65 тысяч виз были выданы в первый день финансового года, и вплоть до октября 2005 года американские компании были вынуждены ждать, когда востребованные в США ученые и инженеры смогут въехать на территорию страны. Из-за сложностей с выдачей виз иностранным специалистам американская промышленность потеряла только за 2003 и 2004 годы более 30 миллиардов долларов.

Однако, несмотря на столь серьезные санкции, тысячи инженеров из Китая, России и других стран ежегодно въезжают в США, чтобы устроиться на работу, в том числе на оборонные предприятия. Чи Мак был именно таким иммигрантом-инженером. Он жил и работал в США, однако мечтал совсем о другом. В одном из перехваченных телефонных звонков он попросил своего собеседника узнать цены на недвижимость в Гонконге. В марте 2006 года Чи Мак собирался уйти на пенсию, переехать на родину и прожить остаток дней законопослушным гражданином, правда, уже совсем другой страны. Впрочем, ему на смену в США, как утверждает Мишель ван Клив, уже готовы прибыть сотни других шпионов.

Павел Аксенов

< Назад в рубрику