В пятницу 18 ноября информационные агентства распространили новость, одинаково важную как для церковных иерархов, так и для рынка недвижимости. Столичные власти решили застраховать главный храм страны - храм Христа Спасителя. Это решение отразилось в соответствующем распоряжении мэра столицы Юрия Лужкова. По данным анонимного сотрудника горадминистрации, страховщик будет выбран на конкурсной основе по программе страхования нежилого фонда, находящего в собственности столицы. При этом не сообщается, будет этот конкурс закрытым или открытым. Собеседник агентства лишь пояснил, что решение о страховании столичные власти приняли в связи с исключительностью храма Христа Спасителя, а также приняв во внимание его "историческое, культурное и духовное значение для Москвы".
Так как конкурс по выбору страховой компании еще не прошел, сумма страхования остается неизвестной, однако некоторые прогнозы уже можно сделать. Как рассказал председатель Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации Иван Грачев, примерная сумма страховки может составить один миллиард долларов. "Десять миллиардов для этого объекта слишком много, а сотни миллионов слишком мало, Я думаю, что сумма будет в районе миллиарда", - заявил эксперт.
В марте 2005 года появились первые сведения о том, что храм Христа Спасителя нуждается в ремонте. Как выяснилось, основание храма, а именно его стилобатная часть, выходящая на Волхонку, подтекает из-за нарушения гидроизоляции. В фонде храма Христа Спасителя, который занимается эксплуатацией здания, газете "Коммерсант" рассказали, что протекать оно стало уже через год после торжественного открытия. По предварительной информации, для гидроизоляции были выбраны некачественные материалы и технологии. Однако, по мнению проектировщиков, проблема не в стройматериалах, а в плохой эксплуатации здания. Неверная эксплуатация здания, по мнению "Моспроекта", могла привести и к другим разрушениям в храме. Например, пыль, скапливающаяся на облицовочном мраморе, куполах и колоколах, без своевременной обработки поверхностей вызывает образование трещин.
Однако мэр Москвы Юрий Лужков почти сразу же опроверг появившиеся слухи. "Храм вместе с его внутренними помещениями постоянно подвергается мониторингу. Храм прекрасно себя показал", - сказал столичный градоначальник, при этом подтвердив, что в силобатной части храма действительно обнаружены трещины. Это событие необходимо воспринимать как рабочий момент, подчеркнул Лужков. "С таким настроением нельзя провести социальную консолидацию. Напротив, это может только разобщить людей", - осудил мэр пишущих о состоянии храма журналистов.
В итоге 16 марта руководитель столичного стройкомплекса подписал распоряжение "О создании Комиссии по оценке состояния комплекса храма Христа Спасителя". Председателем комиссии был назначен первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Александр Косован. Председатель сразу же не преминул заметить, что предстоящая проверка носит плановый характер. "Подобный мониторинг осуществляется над всеми уникальными объектами Москвы, особенно теми, где происходит массовое скопление людей. Если в ходе мониторинга будут выявлены какие-либо незначительные дефекты, они будут оперативно исправлены", - сказал Александр Косован.
Озабоченность городских властей состоянием храма Христа Спасителя вполне понятна. Дело в том, что, вопреки общественному мнению, большинством зданий храма владеет не Русская Православная Церковь, а городские власти. Официальным балансодержателем и оперативным управляющим здания является Главное управление охраны памятников города Москвы. Это учреждение уже фигурировало в печати в связи с сообщениями о том, что сгоревший Манеж оказался не застрахован.
От каких именно рисков планируют застраховать храм Христа Спасителя, сказать сложно. Рынок пока никак не отреагировал на намерение столичных властей, а страховщики не сформировали свою позицию. Единственное, что может подсказать возможный ответ, - это то, что в России уже до этого был создан прецедент страхования храмов.
История этого сегмента рынка берет начало 22 января 2003 года, когда Страховая группа "АВЕСТ" застраховала храм Святителя Николая, расположенный в Истринском районе Московской области. Страховая сумма по договору составила 400 тысяч долларов. По словам руководителя Агентства продаж группы "АВЕСТ" Елены Снопковой, договор страхования имущества храма покрывает риски повреждения огнем, водой, а также злоумышленных действий третьих лиц. Среди застрахованного имущества - церковная утварь, облачения священнослужителей и старинные иконы. "Этот договор уникален для страховой группы, он создает прецедент для развития нового сегмента рынка", - заявила после подписания договора Елена Снопкова и была права.
Последовав примеру компании "АВЕСТ", в 2004 году страховая группа "Межрегионгарант" застраховала риски при строительстве храма-часовни во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона на территории клинического госпиталя ФСБ. Договор страхования покрывал риски пожара, действия воды, повреждения в результате непреднамеренных действий третьих лиц, падения летательных аппаратов и т.п. Аналогично была застрахована Казанская церковь в городе Петровске Саратовской области, в роли страховщика тогда выступил саратовский филиал Росгосстраха. Были и другие менее значимые примеры.
Таким образом, за небольшую историю этого сегмента страхового рынка стало очевидно, что храм традиционно страхуют от пожара, наводнения или воздействия третьих лиц. Кстати, главный российский храм уже упоминался в средствах массовой информации в связи со страховой сделкой. В мае 2005 года САО "Гефест" застраховало строительство пешеходного моста через Москву-реку у храма Христа Спасителя. Страхователем выступил заказчик строительства - ОАО "Москапстрой". Можно было бы предположить, что "Гефест" станет страховщиком и в этом случае, однако, скорее всего, у двух сделок будут разные страхователи, а следовательно, связь между ними останется весьма туманной.
Другим важным пунктом для страхователей с недавнего времени стал риск теракта. После событий 11 сентября большинство компаний решили застраховать свои здания. Отсутствие ясности в оценке финансовых последствий теракта породило слухи о том, что глава консорциума, владеющего Всемирным торговым центром, Лерри Сильверстейн застраховал только одну из двух башен. Арендодатели других крупных центров решили не следовать его примеру и обезопасить себя хотя бы от возможных финансовых рисков. Например, самое высокое китайское здание, небоскреб "Цзиньмао" в Шанхае, было застраховано "дочкой" Китайской компании по страхованию имущества в городе Чжуншане на общую сумму в 630 миллионов долларов, из которых 159 миллионов - на случай теракта. Риск-менеджеры британских компаний также приступили к поиску дополнительных способов защиты. Так, типовые здания в деловых кварталах до 11 сентября 2001 года были застрахованы от терактов на общую сумму в 50 миллионов фунтов, а уже к сентябрю 2004 года эта сумма превысила 1 миллиард в британской валюте.
Не остались в стороне от этой тенденции и российские компании. Так, корпорация "Миракс Груп" в июле 2005 года решила застраховать комплекс "Федерация", в ближайшем будущем самое высокое здание в Европе. Тендер выиграла компания "АльфаСтрахование", а сумма страхового покрытия составила 450 миллионов долларов. Будущий комплекс застрахован от пожара, оседания и просадки грунта, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, включая кражу со взломом, затопления, взрыва котлов и другого технического и гидротехнического оборудования, аппаратов, машин и других аналогичных устройств.
Как известно, одному теракту храм Христа Спасителя уже подвергся. "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение", - было заявлено 16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК. А 5 декабря 1931 года в 12 часов дня храм был взорван. После первого взрыва он устоял, пришлось закладывать новый заряд. Неизвестно, помогли бы страховщики, если бы был храм застрахован, но в конце 20-х годов прошлого века в крестьянских театрах шла популярная агитационная пьеса под названием "И поп страхует". Говорят, о храме Христа Спасителя в ней не было ни слова.
Алексей Лоссан