В воскресенье, 20 ноября, произошло неприятное для российских властей событие - их корейские коллеги отказались подписывать рамочное соглашение о строительстве газопровода и поставках сетевого газа из России в Корею.
Соглашение позволило бы Южной Корее с 2008 года получать от России 6 миллиардов кубометров обычного сетевого газа. Всего в год Корея потребляет свыше 20 миллиардов кубометров газа, причем в основном - сжиженного, который обходится стране примерно на треть дороже. Общая стоимость проекта составляет 11 миллиардов долларов, что в полтора раза превышает объем товарооборота Россия с Кореей и могло бы стать серьезным событием в отношениях двух стран.
Документ был уже почти согласован, когда россияне буквально за несколько часов до подписания решили внести правку, предложив поставлять газ в Южную Корею через Корейскую Народно-Демократическую Республику. В результате корейцы отложили подписание на неопределенный срок. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко считает, что им понадобится месяца два, однако причина раздумий южнокорейской стороны гораздо более весома - ей уже более 50 лет.
Дело в том, что газопровод, начальной точкой которого является Ковыктинское месторождение, а конечной - Южная Корея, можно тянуть из России по-разному. Самым удобным для России и менее затратным является сухопутный вариант, так как в этом случае у газопровода появляется сразу два потребителя, причем один из них - испытывающая жесточайший дефицит энергии КНДР, от которой можно ожидать определенных уступок в обмен на газ. Кроме того, строительство подводного газопровода - гораздо более сложное занятие, чем это можно себе представить.
В то же время сухопутный вариант абсолютно неприемлем для Южной Кореи, так как в этом случае поставки стратегически важных объемов газа будут под контролем страны, с которой Южная Корея до сих пор формально находится в состоянии войны и которая до сих пор шантажирует весь мир тем, что намекает на возможность создания на своей территории ядерных ракет. Мир на настоящий момент сохраняется только благодаря договору о прекращении огня. Давать такому соседу статус полноправного соседа Южной Корее совсем не хочется.
Кроме того, даже если Северная Корея удержится от искушения оставить своего южного соседа без газа, платежеспособность этой страны находится под большим вопросом, а это означает, что результатом ее участия в проекте может стать технический отбор газа в свою пользу.
Был и другой вариант - провести газопровод в Китай, а уже из Китая проложить его в Южную Корею по дну Желтого моря. В этом случае Россия может стать заклятым врагом Северной Кореи - а важно, чтобы этого не произошло, ведь тогда Россия не сможет (как и остальные страны) добиться прогресса в шестисторонних переговорах, что было бы престижно, не говоря уже о том, что иметь границу с такой страной, как Северная Корея - в любом случае небезопасно.
Этот вариант гораздо больше нравится властям Южной Кореи, однако совсем не нравится России, которой в данном случае придется решать вопрос контроля газа с Китаем и прокладывать подводный газопровод, превращая политико-экономический проект в обычный экономический.
В подвешенном состоянии из-за неуклюжей попытки российских властей совместить несовместимое и подружить недружелюбное оказалось и финансирование корейскими банками Восточного нефтепровода - также сверхзатратного проекта, осуществляемого "Транснефтью" и требующего многие миллиарды долларов. Впрочем, пока корейцев никто к финансированию и не привлекал - инвесторам нравится кредитный рейтинг "Транснефти", но совсем не нравятся препятствия со стороны чиновников, с которыми столкнулись авторы проекта.
В последнее время Россия значительно активизировалась в газовой сфере. Являясь одним из явных лидеров рынка, она поставляет газ в Европу, страны бывшего СССР, пытается выйти на азиатский рынок, а также борется за то, чтобы начать поставки сжиженного газа на рынок Северной Америки (первый танкер уже был отправлен "Газпромом" в США).
Кроме известного намерения "Газпрома" повысить цены на газ для Украины до уровня европейских, то же самое делается с большинством остальных потребителей. Так, к самой Европе, цены для которой постоянно растут, вскоре присоединится и бывшая льготница-Польша, которая до этого платила России за газ примерно на треть меньше остальных европейских держав.
Примером такой агрессивной политики развития является и Северо-Европейский газопровод, который оставит множество европейских стран без транзитных платежей и позволит осуществлять выборочные поставки отдельным странам, которые согласятся на условия России.
Расширение присутствия на газовом рынке - это бесконечная война за потребителя, еще не пристрастившегося к российскому газу. Так, недавно по мановению руки российского президента вполне обычный (разве что частично подводный) газопровод "Голубой поток", работающий на поставки российского газа в Турцию, превратился в первый этап Южно-европейского газового кольца. Так назвал новый проект газификации Путин.
Благодаря новому газовому проекту из Турции российский газ попадет в Грецию и южную Италию и дойдет таким путем до Балкан. Более того, новое кольцо затронет не только Европу - отдельный газопровод дотянется даже до Израиля. Вдобавок "Газпром" создаст в Турции станцию сжиженного газа мощностью около 5 миллионов тонн - очевидно, чтобы не зависеть от транзитных платежей странам Средиземноморья и иметь возможность доставлять по морю необходимые количества газа.
Российский газ, в принципе, проник всюду, кроме Африки и Антарктиды, да и то только потому, что там за него не могут заплатить. Как известно, "Газпрому" принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система. Он располагает тремястами тысячами сотрудников. Этого в принципе достаточно, чтобы сделать все, что угодно, что может принести экономическую выгоду.
Однако не все, что экономически выгодно, можно реализовать в сложной политической обстановке Юго-Восточной Азии. Из-за того, что в расчеты российских чиновников вкралась ошибка, связанная с недооценкой влияния маленькой коммунистической КНДР на репутацию любого проекта и расклад сил в регионе, сделка сорвалась. Теперь России остается сделать только хорошую мину при плохой игре - начать с 2008 года поставки полутора миллионов тонн в год сжиженного газа с сахалинских месторождений.
С другой стороны, есть проекты, в которых не обойтись без Северной Кореи. Например, подача электроэнергии в Южную Корею и строительство Транскорейской железной дороги, соединяющейся с Транссибирской магистралью. Надо сказать, что пока одним из наиболее многообещающих совместных проектов Южной и Северной Кореи является организация туров граждан Южной Кореи на круизных лодках в Северную Корею в 1998 году. Должно было пройти пять лет, чтобы организаторы прогулки добились возможности высадки туристов на берег.
Кажется, двух месяцев для принятия решения о проведении газопровода по территории вероятного противника никак не хватит.