В последнее время всякий раз, когда речь идет о General Motors, новости заставляют зябко поеживаться. Анонсированное недавно закрытие девяти заводов, увеличение количества увольняемых работников до 30 тысяч человек и вот теперь еще - иск, аналогичный полученному менеджерами Enron и Worldcom.
Этот иск был подан после того, как GM объявила о завышении прибыли за 2001 год на 300 - 400 миллионов долларов. Если адвокатской конторе, представляющей интересы акционеров, удастся доказать, что это завышение прибыли произошло преднамеренно, менеджеров GM будут судить за мошенничество.
И хотя сумма исков не так велика, как в случае с Enron и Worldcom, с его появлением шансы на банкротство GM, которые аналитики оценивали как тридцатипроцентные после банкротства основного поставщика автокомпонентов для GM, компании Delphi, еще более возросли.
Про факторы, которые привели к такому положению дел, было сказано уже не раз - потери GM
вызваны, с одной стороны, ориентацией на производство энергоемких моделей автомобилей и с другой, очень высокими, по сравнению с японскими конкурентами, расходами на пенсии и медицинские страховки для сотрудников. Плюс к этому добавился ряд тактических ошибок менеджмента, например, решение продавать автомобили с большой скидкой.
Что будет означать для GM банкротство? Уж, конечно, никак не прекращение деятельности самой компании. Если GM все-таки признает себя неплатежесобным должником, то эта процедура будет проведена согласно горячо любимой американскими корпорациями одинадцатой главе закона о банкротствах. По этой главе компания имеет право реструктурировать задолженность и продолжить текущую деятельность. То есть отсрочить выплаты по своим долгам на неопределенный срок.
Для самой компании такое банкротство - благо, при условии, если ее текущая деятельность приносит некоторую прибыль, позволяющую оптимизировать бизнес без привлечения кредитов (банкроту, конечно, никто в долг больше не даст). GM, естественно, этим условиям удовлетворяет вполне.
Вопрос только в том, что масштаб долгов GM вполне может, в случае объявления дефолта по оным, привести к полномасштабному коллапсу всей американской экономики. GM должна по корпоративным облигациям около 300 миллиардов долларов, а вместе с долгами другой американской компании - Ford, дела которой также идут в последнее время не очень хорошо - получается около 450 миллиардов. Это все деньги пенсионных и хедж-фондов , которые, в свою очередь, аккумулируют сбережения простых американских граждан. Это та грань, за которой экономика уже мягко переходит в политику.
Несмотря на то, что еще весной ведущие кредитные агентства присвоили облигациям GM "мусорный" рейтинг, банкротство компании может опустить их еще ниже, так что американские инвесторы, у которых есть эти облигации, очень заинтересованы в том, чтобы этого банкротства не произошло.
Тут работает закон большого долга - если ты должен сто долларов и не отдаешь, то их от тебя будут жестко требовать. Если ты должен триста миллиардов, то кредиторы тебе будут
всячески помогать заработать деньги, у них просто нет другого выбора. Именно кредиторы GM заинтересованы в том, чтобы компания все-таки избежала банкротства. Именно поэтому американское правительство всегда будет, наплевав на принципы свободной конкуренции, чем возможно поддерживать американские автомобильные компании. Именно поэтому руководство GM
анонсировало такие драконовские меры по сокращению производства, хотя с точки зрения бизнеса разумнее было бы отказаться от выплаты долгов, но не закрывать заводы и не ускорять тем самым потерю компанией рыночной доли.
Если же банкротство GM все-таки состоится, чего исключить нельзя - что же, это очень существенно приблизит всю американскую экономику к глобальному банкротству. Которое будет очень выгодно для этой экономики - ведь именно кризисы и только они являются стимулами любого экономического роста. И очень невыгодно тем, кто эту экономику кредитует - Японии, Китаю и, не в последнюю очередь, Российской Федерации.
Каковы шансы GM на то, чтобы выправить сложившуюся ситуацию? Безусловно, все не так мрачно - у компании еще есть значительные резервы, например, ее финансовое подразделение прибыльно, можно его продать и инвестировать деньги в производство. Очень неплохую прибыль приносит тихоокеанско-азиатское подразделение GM.
Способны дать эффект и анонсированные руководством GM меры - сокращение штатов сотрудников на тридцать тысяч человек, ежегодное сокращение расходов на медстраховку для оставшихся на три миллиарда и закрытие девяти заводов. То есть текущие экономические показатели эти меры выправят наверняка.
Вопрос только в том, что в долгосрочной перспективе главный фактор - недостаточность модельного ряда - останется для GM и его коллеги по несчастью Ford вопросом номер один.
В условиях непрекращающегося роста цен на нефть американцы уверенно делают выбор в пользу экономичных автомобилей, а вот как раз с такими-то машинами у GM дело обстоит достаточно плохо.
Сделать автомобиль экономичным можно двумя способами. Первый способ - "европейский" - использование более дешевого дизельного топлива вместо бензина. Но у американцев-покупателей совсем другой менталитет. И легковушка, которая ездит "на тракторном топливе", просто не найдет спроса. Поэтому более адекватным для США оказался другой путь - создание гибридных автомобилей, сочетающих бензиновый и электрический двигатель.
Интересно, что один из первых гибридов - маленький GM 512 - еще в конце 60-х создала сама компания General Motors. Однако это направление американцы забросили, переключившись на полностью электрические автомобили. Вложив в проект немалые деньги, GM в конце 90-х выпустила на рынок революционный электромобиль EV1. Вопреки ожиданиями, экологически чистая и экономичная машина не пользовалась спросом даже в Калифорнии с ее самыми строгими в мире экологическими нормами.
Одновременно с EV1 японские Honda и Toyota выпустили на рынок США гибридные машины. Спрос на них оказался неожиданно высоким и растет до сих пор. Toyota по итогам этого года планирует продать в Америке 250 тысяч гибридных автомобилей. А GM, упустив удобный момент, планирует начать массовый выпуск гибридов - Chevrolet Tahoe и GMC Yukon - лишь в 2007 году.
Конечно, гибридные автомобили стоят дороже бензиновых, и переплачивать несколько лишних тысяч за экономичность готовы пока не все американцы. Но очевидно, что в скором будущем этот фактор будет решающим.
На данный момент в первой десятке ежегодного рейтинга экономичности автомобилей, который выпускает американское правительство, есть только один американский автомобиль - гибридный Ford Escape, и только один автомобиль с бензиновым двигателем, да и тот - Toyota Corolla.
Если GM успеет встроиться в рынок гибридных автомобилей до того, как этот рынок станет по настоящему массовым - шансы на выздоровление есть, если не успеет - значит, опоздает. В любом случае, шансы на то, что компания останется мировым лидером - очень невелики, ведь заводы, которые сегодня закроет GM, завтра откроют ее японские и корейские конкуренты.
Павел Рябиков