Визит Владимира Путина в Магадан превратился в чрезвычайно продуктивное обсуждение проблем золотодобывающей отрасли. На совещании, где собрались глава Минприроды Юрий Трутнев, министр финансов России Алексей Кудрин, губернатор Магаданской области Николай Дудов и руководитель крупнейшей российской золотодобывающей компании "Полюс" Евгений Иванов, много говорили о необходимости кардинальных изменений в добыче желтого металла.
В первую очередь речь зашла о геологоразведке, так как в последнее время наблюдается разрыв между объемами добычи золота и восполнением запасов. Государство геологоразведку почти не ведет, а компаниям она невыгодна, так как обнаружение месторождения не дает им привилегий при покупке лицензий на их разработку.
В принципе, в такой ситуации правильнее было бы дать компаниям такие привилегии, чтобы обеспечить рост разведанных запасов за счет средств компаний. Однако чиновники во главе с Владимиром Путиным выбрали другой метод - президент России призвал усилить роль государства в геологоразведке. Таким образом, государство собирается взять на себя разведку и не давать золотодобытчикам привилегий на разработку тех или иных месторождений.
В правительстве каждый год появляется несколько волшебных слов, способных, по мнению чиновников, совершить чудо с российской экономикой. Так, если последняя пара лет прошла под знаком "удвоения ВВП", а прошлый год - под мантрой "выделение средств из Стабфонда", то в нынешнем году за решение всех проблем добывающих отраслей экономики ответственной назначена дифференциация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В применении к полезным ископаемым НДПИ означает расчет налоговой ставки в индивидуальном порядке с учетом рентабельности месторождения, физических свойств добываемого сырья и его рыночной стоимости. Пока выгодной для добывающих компаний дифференциации НДПИ добиваются нефтяники и газовики. Теперь к ним присоединились золотодобытчики, а вернее - Евгений Иванов, под чьим руководством добывается каждый четвертый грамм российского золота.
Он предложил снизить НДПИ, который в случае золотодобычи в России составляет 6 процентов, а в среднем в мире - около 3 процентов. Глава "Полюса" пожаловался, что нынешняя рентабельность добычи золота зависит лишь от одного из месторождений. Другие гораздо менее рентабельны, и на них налоговую нагрузку можно снизить.
Только приведенным выше рассуждением о магических словах можно объяснить то, что и Трутнев и Кудрин поддержали Иванова. Ведь дифференциация НДПИ мила скорее компаниям, а не бюджету.
Впрочем, любые налоговые льготы и поблажки для Магаданской области особенно актуальны, так как вскоре должен истечь срок, в течении которого регион является свободной экономической зоной. Естественно, что теперь бизнесу и главе областной администрации хочется добиться включения области или хотя бы некоторых ее районов в число особых экономических зон - еще одной идеи правительства по разгону локомотива российской экономики.
И вот это предложение чиновники уже поддержать не могли - вопрос о том, насколько продлить статус региона, остался решенным не до конца.
Возникла на обсуждении и довольно неожиданная тема, а именно - о легализации добычи золота для физических лиц. Одни говорят, что ее предложил губернатор области, другие - что инициатором был Юрий Трутнев, глава Минприроды. Так или иначе, нелегальные прииски действительно работают, и золотоискателей никогда не останавливали никакие запреты.
С точки зрения губернатора Магаданской области, запрет на добычу золота гражданами - неверный шаг. Он напомнил о том, что при снятии запрета область получит дополнительный приток налоговых средств, которые можно пустить на социальные нужды.
Оппонентом выступил Алексей Кудрин, который, казалось, не обрадовался перспективе получить дополнительные доходы в бюджет. Он заявил, что его ведомство не возражает против допуска граждан к золотодобыче и что такой допуск не является чем-то неправильным. Однако, по мнению министра финансов, пунктам приема драгметаллов будет непросто отличить добытое золото от похищенного.
Недавно МЭРТ внес в правительство пакет антиинфляционных мер. В этом документе высказывается десятка два идей относительно того, как можно сдержать рост цен. При этом акцент сделан на связывании денежной массы при помощи вложений в ценные бумаги и безотзывные банковские вклады. Следует полагать, что еще более эффективным и понятным для населения будет вложение денег в драгметаллы, в частности, в золото.
С точки зрения простого гражданина вариант с золотом наиболее предпочтителен, так как оно всегда в цене и вряд ли враз подешевеет - даже если наступит очередной экономический кризис. Более того, за последние 5 лет стоимость унции золота выросла с 247 до 455 долларов - то есть на 84 процента, что делает вложение средств в него как минимум компенсирующим рост российских цен.
Однако до исторического визита в Магадан интересоваться золотом было невыгодно - этому мешал тот факт, что при осуществлении сделок закон требовал взимать НДС. Это означало, что за инвестиционно привлекательный актив приходилось переплачивать около 20 процентов рыночной стоимости. В результате добиться от граждан массовых вложений в золото было бы затруднительно.
Поэтому предложение Евгения Иванова пришлось очень кстати. Он заявил, что золото может стать еще одним способом хранения сбережений - в дополнение к хранению средств в долларах и евро. И президент проявил явный интерес к этой возможности.
Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что неожиданное решение золотого вопроса подоспело ко времени чрезвычайно благоприятной конъюнктуры рынка не случайно. В последнее время стратегически важный желтый металл все ближе подходит к 500 долларам за унцию, а рост его добычи позволяет надеяться на то, что деловая активность вокруг золота способна принести бюджету не один миллион долларов.
Вообще говоря, чиновники все чаще обращаются к идее адаптации нормативной базы под конъюнктуру рынка. Пока это отчетливо видно на примере нефтяных сверхдоходов, но уже через год к делу предполагается подключить газ, часть средств от продаж которого должна также будет поступать в Стабфонд.
Российских же граждан правительство уговорит создать свои маленькие Стабфондики - вложить деньги в ценные бумаги, драгметаллы, откладывать средства на покупку товаров долговременного пользования. При этом мало кто в правительстве вспоминает о том, что средний размер заработной платы в России составляет 8000 рублей, что в мировых ценах соответствует примерно 15 граммам золота.
В любом случае, надо быть готовым к тому, что "золотая" идея сбережений станет магической фразой всего 2006 года.