Амуру грозит загрязнение нефтепродуктами. Бензольное пятно длиной в 80 километров движется по реке Сунгари, впадающей в Амур. 22 ноября ядовитые вещества достигли китайского города Харбин. Предполагается, что не позже начала декабря отравленные воды дойдут до Хабаровска. По оценкам главы Росприроднадзора, Амур полностью очистится от загрязнения только после весеннего половодья.
Бензольные соединения попали в Сунгари 13 ноября. В этот день на химическом заводе компании Jilin Petroleum and Chemical Company, расположенном в китайском городе Цзилин, произошло несколько взрывов. В результате произошел выброс отравляющих веществ, от которого пострадали около 70 человек и по меньшей мере мере один погиб.
Город был окутан густым дымом. 10 тысяч человек из ближайших к заводу районов было эвакуировано, так как не исключалось, что на заводе может произойти еще серия взрывов. Тогда же стало известно, что выброшенные при взрывах ядовитые вещества попали не только в воздух, но и в почву и воду. Позже китайские власти сообщили, что в воду вылились бензол и нитробензол. Как много этих веществ попало в ближайшую реку, тогда не уточнялось.
На следующий же день после аварии на химзаводе российские информационные агентства со ссылкой на сотрудников Приморскгидромета сообщили, что благодаря преобладающим в регионе ветрам северо-восточного направления ядовитые вещества, выброшенные в атмосферу при взрывах, в Приморье не попадут. Однако рассчитывать на то, что Приморье не столкнется c проблемой отравленной воды, не приходилось.
22 ноября стало известно, что китайский город Харбин минимум на четыре дня остался без воды. К этому моменту бензол, попавший в воду в результате аварии на химзаводе, оказался в реке Сунгари в районе Харбина. Правда, городские власти сначала объясняли отключение воды необходимостью ремонта водопровода. Но позже признали, что город отключили от водоснабжения из-за пятна ядовитых соединений длиной до 80 километров, движущегося по Сунгари. Жителям Харбина даже запретили подходить к реке.
После заявления властей Харбина о прекращении водозабора горожане стали скупать в магазинах все имевшиеся в наличии напитки. Затем стало известно, что жители Харбина всеми силами пытаются покинуть город. Сообщалось, что билеты на поезда и самолеты были раскуплены на несколько дней вперед. Власти же призывали жителей не паниковать и обещали, что дефицита воды не будет - в Харбин, утверждали они, уже доставлены шестнадцать тысяч тонн питьевой воды в бутылках.
23 ноября то же самое произошло в городе Цзямусы, от которого до места впадения Сунгари в Амур меньше 200 километров. Стало очевидным, что очень скоро отравленная вода дойдет до Хабаровска. По прогнозам российских ученых - возможно, уже 26 ноября. Китайские же экологи утверждали, что Хабаровск в полной безопасности до 8 декабря. Тем более что большинство районов Хабаровска в качестве питьевой использует воду из водохранилищ, а речная вода идет в основном на технические нужды.
Первым российским населенным пунктом, до которого дойдут выбросы с китайского химзавода, станет село Ленинское, расположенное в Еврейской автономной области. Анализы, взятые в полдень 24 ноября в месте слияния рек Амур и Сунгари, показали, что концентрация бензола и фенола там пока находится в норме.
Режим чрезвычайно ситуации в регионе решили пока не вводить, заявил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков. Однако не исключено, что это решение еще будет изменено. Тем более что китайцы признали: в Сунгари попало сто тонн ядовитых веществ, и значительная их часть дойдет до Амура.
Впрочем, китайцы утверждают, что когда пятно бензольных соединений приблизилось к Харбину, концентрация бензола в воде снизилась по сравнению с первоначальной до уровня, превышающего норму всего лишь в 1,46 раза. К тому же моменту, когда загрязненная вода достигнет Амура, благодаря впадению в Сунгари трех крупных притоков концентрация вредных веществ должна и подавно "существенно снизиться".
В результате решено было не отключать Хабаровск от водоснабжения - ведь это отключение привело бы к отключению и всей отопительной системы города. Однако пить водопроводную воду с 24 ноября горожанам запретили, равно как и использовать эту воду для мытья. В результате жители Хабаровска так активно раскупают воды и соки, что в большинстве городских магазинов цены на напитки заметно выросли. Ожидается, что в среднем по городу цены на эти товары вырастут на треть.
Хотя в Амуре пока не выявлено наличия каких-либо опасных химических веществ, с 24 ноября сотрудников МЧС обязали брать пробы воды в реке каждые шесть часов. В тот же день была достигнута договоренность о создании "горячей линии" связи между природоохранными службами сопредельных регионов России и Китая - провинции Хэйлунцзян, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Предполагается, что обмен информацией поможет точнее контролировать качество воды в реке и оценить скорость ее очищения.
Кстати, китайцы утверждают, что качество воды в Сунгари в пределах провинции Цзилин нормализовалось 22 ноября. А вот Амур, по мнению главы Росприроднадзора Олега Митволя, полностью очистится от загрязнения только после весеннего паводка. Более того, по словам Митволя, необходимо на несколько лет запретить лов рыбы в реке. Что, в сущности, было бы очень кстати - в Амуре осталось мало осетровых.
Строго же говоря, рассчитывать на полное очищение Амура вообще не следует. Согласно итогам проводившегося с начала августа по конец октября исследования, река основательно загрязнена и без китайского бензола. В Амур попадают плохо очищенные сточные воды Благовещенска, вода с предприятий горнодобывающей промышленности. Отравляют реку и всевозможные удобрения, которые попадают в воду вместе с почвой сельскохозяйственных угодий.
Данными о загрязнении реки китайскими предприятиями исследователи не располагают, так как договор о сотрудничестве в этой сфере не был заключен на межправительственном уровне. Однако оснований считать, что до аварии на химзаводе Китаю удавалось вообще не загрязнять реку, нет.
Мария Мстиславская