Наука и техника
21:10, 25 ноября 2005

Кто виноват? В аварии Су-27 обвинили пилота Валерия Троянова

После того, как Литва и Россия "исчерпали конфликт", возникший между двумя странами из-за аварии Су-27, осталась одна неразрешенная проблема: кто виноват в авиакатастрофе? Пока в Литве под арестом оставался майор ВВС Валерий Троянов, а в ангарах Министерства обороны республики лежали обломки Су-27, этот неудобный для российских военных вопрос никто не задавал. Не до того было. Однако теперь, после того, как международный скандал затих, Минобороны должно отчитаться за потерянный самолет и примерно наказать виновных.

В пятницу утром стало известно, что Троянова признали главным виновником аварии истребителя. Об этом заявили высокопоставленные представители ВВС - начальник пресс-службы полковник Александр Дробышевский и главком ВВС Владимир Михайлов. По словам главкома, Троянов "плохо подготовился к полету, допустил потерю ориентировки и действовал при этом безграмотно". Дробышевский пояснил, что пилот "не выполнил необходимые действия в полете, что привело к аварии самолета". Какие именно действия не выполнил Троянов, ни Дробышевский, ни Михайлов не уточнили.

Напомним, по мере развития российско-литовского политического конфликта летчик Троянов в глазах россиян приобретал ореол чуть ли не мученика. Российские СМИ создали ему прекрасный и величественный образ: пилот, выбравший безлюдное место для падения истребителя и катапультировавшийся в последний момент с риском для жизни, был захвачен в полубесчувственном состоянии в плен. Троянов уже тогда стал настоящим народным героем. А когда литовцы стали обвинять его в провокации и шпионаже, то тут уж майор окончательно превратился в символ мужества для всех жителей России.

После своего освобождения Троянова встретили на родине как триумфатора. Отдельной новостью по всем информационным агентствам прошло сообщение о том, что его будут обследовать в военном госпитале, затем появилось другое - майор возвращается в родную часть и будет продолжать летать. Губернатор Ленинградской области лично пообещал улучшить социально-бытовые условия жизни семьи Трояновых, в прессе появились слухи о том, что летчик будет вести "уроки мужества" в школах...

И вот теперь - на тебе. Герой оказался самым главным виновником аварии. Более того, его документы переданы в центральную квалификационную комиссию летного состава. Скорее всего, летчик понесет наказание - ему снизят квалификационную категорию на одну ступень (с первой до второй). Правда, сообщений о том, что его отстранят от полетов, не поступало - вторая категория все-таки позволяет подниматься в небо.

Обломки Су-27 в Литве. Кадр Первого телеканала, архив
Lenta.ru

Стоит отметить, что Троянова пытались обвинять в аварии и раньше. Впервые о том, что самолет мог упасть по вине летчика, главком Михайлов заявил еще 7 октября (в день возвращения пилота в Россию). По мнению главкома, Троянов мог сам сориентироваться в полете. "Сказать, что он отличник и случайно потерял ориентировку, нельзя. У него было много дополнительных средств, которые могли ему помочь в полете", - сказал главком и добавил, что наказывать летчика никто не собирается: "Никакого дисциплинарного воздействию к Троянову не будет. Ход расследования показал, что его большой вины нет".

Что уж там выяснила комиссия в ходе дальнейшего расследования, неизвестно, но спустя полтора месяца наказать майора все-таки решили. В ходе расследования Михайлов не раз менял свою точку зрения на поведение пилота. Так, 19 ноября главком заявил, что Троянов разбил самолет не из-за плохого пилотирования, а вследствие плохой подготовки к полету. "Как говорим мы, летчики, успех в воздухе куется на земле. Вот в том числе и Троянов ничего не сделал для того, чтобы ковать этот успех для воздуха", - сказал Михайлов.

К слову сказать, версия о плохой подготовке, которая привела к аварии, кажется намного более правильной. По крайней мере, аргументов в ее пользу было опубликовано намного больше (впрочем, о действиях Троянова во время полета в СМИ не поступало никакой официальной информации), и они выглядят вполне убедительно. Вот только ответственность за подготовку, судя по высказываниям экспертов, ложится не на пилота, а на его начальство и на наземные службы. Так, в интервью газете "Новые Известия" некий специалист, имеющий отношение к расследованию аварии, заявил, что Троянова "направили" в Литву авиадиспетчеры.

По словам эксперта, "некоторым пилотам из группы выдали неправильные частоты и каналы Калининградского аэроузла - тех, с кем нужно было связываться при подлете и посадке... А у офицеров боевого управления из аэродрома Черниховск, одного из посадочных пунктов, были неправильные позывные некоторых пилотов". По словам собеседника газеты, группа самолетов благополучно пролетела мимо Эстонии и Латвии и вошла в зону внимания Калининградского аэроузла. В этот момент диспетчеры увидели, что один из истребителей, которым управлял не Троянов, отклонился от курса, и сказали ему повернуть влево. Однако, как выяснили следователи, позывной принадлежал самолету Троянова, который следовал как раз верным курсом...

До этого (еще в конце сентября) эксперты отмечали, что построение самолетов, летевших в Калининград, было изначально неправильным. Впереди летел самолет ДРЛО А-50, затем два бомбардировщика Су-24, а потом - два истребителя Су-27. При этом радиооборудование истребителей, летевших последними, не позволяло пилотам связаться с землей - только друг с другом.

По некоторым данным, первоначальная версия - отказ навигационной системы - также может оказаться верной. После отказа этой системы, согласно этому предположению, пилот оказался в зоне облачности, затем перешел на ручное управление и снизился, пропав с экранов радаров. Затем он либо сам полетел в сторону земли, либо оказался над ней случайно. После этого ему оставалось лишь сделать то, что он сделал - выработать топливо и катапультироваться.

Версии о плохой подготовке полета подтверждает и тот факт, что кроме Троянова в аварии обвинили и ряд должностных лиц. "Приказами министра обороны и главкома ВВС наказаны шесть генералов и 10 старших офицеров военного ведомства", - отметил в пятницу Дробышевский. В прессе были опубликованы имена лишь двоих из них. Это командующий 6-й армией ВВС и ПВО (которой принадлежал истребитель) генерал-майор Владимир Свиридов и заместитель командующего армией по авиации, Герой России, генерал-майор Раиф Сахабутдинов.

Уголовное дело по факту аварии Военная прокуратура РФ возбудила 17 ноября. Стоит отметить, что, комментируя это сообщение, начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-майор Сергей Байнетов всячески защищал Троянова. Он подчеркнул, что дело возбуждено именно по факту крушения самолета, а не против конкретной личности, и что пилот сделал все, чтобы спасти самолет. Он признал, что майор допустил "определенные ошибки", но на завершающей стадии полета "Троянов действовал как профессионал".

Су-27. Фото с сайта russavia.hotbox.ru
Lenta.ru

Есть еще одно обстоятельство, о котором стоило бы сказать в связи с этой аварией. Говоря о вине летчика, военачальники почему-то не рассказывают о том, сколько часов налета было у Троянова в 2005 году. Между тем литовские следователи, которые беседовали с летчиком, в качестве одной из главных причин называли именно отсутствие у него достаточного опыта. Через несколько дней после аварии министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас, который изучил материалы следствия, заявил, что "Валерий Троянов имеет незначительный налет, у него нет большого опыта", что и привело к отказу техники.

По данным источников все тех же "Новых Известий", майор налетал в 2005 году в пять раз меньше часов, чем положено - вместо положенных 150 часов всего 30. Правда, в интервью газете "Известия" летчик сказал, что 30 часов достаточно, чтобы выполнять подобные задания: "Налет тут ни при чем. В истребительной авиации наш налет достаточен для того, чтобы выполнить любые поставленные задачи".

Но факты говорят сами за себя - пилот первого класса разбил самолет, залетев по ошибке в чужую страну. Возможно, столь легкое наказание за такой серьезный проступок было применено к майору именно потому, что на самом деле виноват в этой аварии не тот, кто управлял машиной, а тот, кто довел российскую военную авиацию до столь плачевного состояния.

Павел Аксенов

< Назад в рубрику