25 ноября бывшему диктатору Чили Аугусто Хосе Рамону Пиночету Угарте исполнилось 90 лет. Свой юбилей он встретил под домашним арестом. Не успел один судья постановить, что Пиночету можно находиться на свободе, как второй немедленно выдвинул против бывшего главы государства новое обвинение. Иски защитников демократии против престарелого экс-диктатора выдвигаются уже 7 лет, и, по всей видимости, прекратятся только тогда, когда умрет человек, благодаря которому Чили стала демократической страной.
В среду 23 ноября 2005 года Пиночет был помещен под домашний арест в своем владении в пригороде Сантьяго. Его обвинили в неуплате налогов на сумму 2,4 миллиона долларов с 1985 по 2003 год, подлоге документов и сокрытии информации о своем финансовом положении. Предъявление обвинений было сделано после того, как Верховный суд Чили вновь лишил бывшего диктатора иммунитета от судебного преследования. Проведенная на прошлой неделе медицинская экспертиза установила, что Аугусто Пиночет способен предстать перед судом.
На следующий день после помещения Пиночета под арест суд Сантьяго отменил это решение. Судья Карлос Серда решил, что Пиночет не представляет опасности для общества, и назначил залог в 11 тысяч долларов, позволяющий Пиночету находиться на свободе.
Но в тот же день, 24 ноября, другой судья Виктор Монтильо выдвинул против Пиночета новое обвинение. На этот раз генералу инкриминируют причастность к пропаже противников режима в ходе так называемой операции "Коломбо" в 1974 году. Монтильо опирался на заключение экспертизы, признавшей экс-диктатора дееспособным.
Пиночета начали обвинять едва ли не сразу же после того, как он оставил бразды правления. Но по-настоящему за него взялись в конце 1990-х годов.
17 октября 1998 года Аугусто Пиночет был задержан в Лондоне по иску испанского судьи Балтазара Гарсона. Испанское правосудие подало запрос об экстрадиции Пиночета, чтобы тот мог предстать в Мадриде перед судом по обвинению в убийствах. Дело генерала рассматривалось Палатой лордов Великобритании, решавшей вопрос о том, защищает ли судебный иммунитет бывшего правителя Чили от международного преследования. 2 марта 2000 года министр иностранных дел Соединенного Королевства Джек Стро вынес вердикт - разрешить генералу вернуться на родину.
7 марта того же года чилийский судья Хуан Гузман обратился в Апеляционный суд Сантьяго с просьбой о лишении Пиночета иммунитета, которым тот пользовался как пожизненный сенатор. 6 июня суд освободил Пиночета от иммунитета. 2 августа это решение было подтверждено Верховным судом Чили. 1 декабря судья Гузман официально обвинил экс-диктатора в похищениях людей, совершенных в период с 1973 по 1990 год. 9 июля 2001 года дело было прекращено, поскольку адвокаты Пиночета доказали, что их подзащитный страдает старческим слабоумием и не может отвечать перед судом.
В июне 2004 года Сенат США обнародовал результаты независимого расследования, проведенного американцами. Согласно документу, генерал Пиночет, неоднократно использовав поддельные документы, открыл более сотни счетов в ряде американских банков. С 1994 по 2002 год Пиночетом были совершены секретные банковские операции на сумму от 4 до 8 миллионов долларов. Происхождение этих денег выяснено не было. По представлению судьи Серхио Муньоса Верховный суд Чили принял очередное решение о снятии с бывшего диктатора неприкосновенности.
16 марта 2005 года Сенат США подтвердил, что Пиночет аккумулировал на своих счетах в США не менее 13 миллионов долларов. Судья Муньоса также заявил, что семья экс-диктатора имеет, по крайней мере, 28 миллионов на нелегальных счетах в банках США, Великобритании и других стран. По его мнению, на эти счета поступали деньги, которые Пиночет получал в качестве взяток, комиссионных от продажи оружия, а также украденные им из бюджета Чили.
10 августа по обвинениям в финансовых махинациях и неуплате налогов были арестованы сын Пиночета Марк Антонио и жена генерала Лусия. 82-летнюю жену экс-диктатора ввиду слабого здоровья поместили в военный госпиталь, а сына - в тюрьму. Но через непродолжительное время родных Пиночета отпустили под крупный денежный залог.
23 ноября 2005 года, как упоминалось выше, ему предъявили финансовые обвинения, а 24 ноября еще и обвинили в похищениях людей, произошедших в ходе выполнения операции "Коломбо" в середине 1970-х годов. Тогда были похищены 119 членов революционного коммунистического движения. Их тела были найдены позже. Эта операция была составной частью широкомасштабного плана "Кондор", предусматривавшего ликвидацию политических противников правительств в нескольких странах Латинской Америки.
План "Кондор" был задуман в 1975 году в Сантьяго на встрече полицейских руководителей стран юга континента для борьбы с политическими противниками. В рамках операции координировалась деятельность спецслужб вне национальных границ для похищений, арестов и пыток противников режимов. Среди наиболее известных жертв операции "Кондор": чилийский генерал Карлос Пратс, глава чилийского МИДа Орландо Летельер, уругвайские политики Зельмар Микелини и Эктор Гутьеррес Руис.
Биография Пиночета описана досконально. Выходец из среднего класса, получивший хорошее образование, профессиональный военный, прошедший ступени от командира взвода до командующим сухопутными войсками. Менее известно о Пиночете то, что он был очень образованным человеком: он закончил не только Военную академию Чили, но и юридический факультет Чилийского университета. Он работал преподавателем, редактором военного журнала, получил степень бакалавра военных наук. Но в истории он останется не как один из выдающихся военных своей страны, а как человек, свергнувший законную власть и правивший железной рукой в Чили в течение 17 лет.
Споры о роли Пиночета в судьбе страны и, пожалуй, всего южноамериканского континента не утихнут еще долго. Противники Пиночета обвиняют его в том, что он залил кровью страну, сторонники заявляют, что он меньшей кровью предотвратил большую и вывел страну из кризиса. Ни одна из спорящих сторон не верит другой, априори объявляя все ее аргументы пропагандой и подтасовкой фактов.
Известно то, что к осени 1973 года Чили стояла на пороге серьезного экономического и политического кризиса. В стране была гиперинфляция, не прекращались забастовки, капитал утекал за границу невиданными темпами, а продукты можно было достать либо на черном рынке, либо отстояв гигантские очереди. К тому же левые группировки устроили в Чили кампанию террора, а правительство Альенде не могло или не хотело с этим ничего поделать.
Когда Пиночет пришел к власти, он в ответ на кампанию террора частных лиц запустил маховик террора государственного. Были и пытки, и расстрелы, и секретные убийства, и концлагеря. За кратчайшее время репрессивной машине государства удалось переломить хребет организованному террористическому движению - естественно, поправ при этом все права человека. Но как выяснила впоследствии независимая комиссия, расследовавшая нарушения прав человека в период правления Пиночета, общее число жертв за 17 лет правления составило около 3 тысяч человек. Причем в это число входят как те, кто пострадал от рук хунты, так и погибшие от числа левых террористов.
Одновременно с наведением порядка Пиночет занялся выведением страны из экономического коллапса. Чилийские экономисты, закончившие Чикагский университет, получили приказ генерала: делайте что хотите, но чтобы экономика заработала нормально, а уж поддержка на самом высоком уровне вам обеспечена. Несмотря на кризисы, случавшиеся в 1970-х и 1980-х годах, экономистам удалось сначала наладить нормальную жизнь, а после и поставить страну на путь устойчивого процветания.
В 1990-м году диктатор, которого называли "палачом чилийского народа, утопившим страну в крови", добровольно оставил свой пост. До этого в стране с нормально развивающейся экономикой прошли свободные демократические выборы. По-настоящему демократические, а не подобные выборам в некоторых африканских странах, когда голосовать заставляют под дулом автомата, а миротворец ООН при этом стыдливо отводит глаза.
То что происходит с Пиночетом последние 7 лет, можно назвать местью. Местью со стороны сторонников леволиберальных идей, считающих, что права отдельной личности всегда должны стоять выше прав государства, что проявление революционных эксцессов в ходе политической борьбы со стороны отдельных лиц или группировок является их безусловным правом, а подавление государством террора недопустимо. Эти идеи зародились в 1960-х годах в европейской интеллектуальной среде, и к 1990-м годам прочно угнездились в умах политического истеблишмента ряда так называемых цивилизованных стран
Дело даже не в том, что Пиночет посмел замахнуться на святое, с точки зрения прововедников этих идей. Дело в том, что у него получилось, несмотря ни на что, построить счастье на "слезе ребенка", если перефразировать известное высказывание. Жестокостью он предотвратил большую жестокость и доказал, что иногда диктатура является жизненной необходимостью, а демократия возможна только тогда, когда страна к ней готова.
Пиночету не повезло в том, что он был избран на роль универсального символа "кровавой диктатуры". Ни Пол Пот, заливший кровью Камбоджу, ни парагвайский диктатор Стресснер, ни тоталитарные правители социалистического лагеря, жестоко подавлявшие всякое инакомыслие в своих странах, не стали именами нарицательными и никогда ими не станут.
Об африканских диктаторах и говорить не приходится. Правитель Уганды Иди Амин устроил в стране геноцид, истребляя население по этническому признаку. За время его правления в стране было убито, по разным оценкам, от 500 тысяч до 1 миллиона человек. После побега из страны он жил в Саудовской Аравии. Его адрес был прекрасно известен всем принципиальным поборникам прав человека, но ни один суд не потребовал его выдачи. Любопытно, что выдачи правосудию или уничтожения Амина добивались как раз ультраправые. Американский журнал "Солдат удачи" в 1970-1980-х годах регулярно предлагал миллион долларов за его голову. Но Амин спокойно умер в 2003 году, не преследуемый никем.
Нынешний мир, к сожалению для Пиночета, радикально изменился. В этом мире произошла подмена понятий. Восстановление конституционного порядка сейчас объявляется "кровавыми репрессиями тоталитарного аппарата", а массовые убийства мирных жителей и захват в заложники детей - "справедливой освободительной борьбой". В этом мире бывшие террористы вроде Ясира Арафата или Нельсона Манделы получают Нобелевские премии мира, а главы государств, пытавшиеся обуздать террор, вроде Яна Смита или Аугусто Пиночета, объявляются преступниками.
90-летний больной старик доживает свои дни. Именно он, как глава государства, ответственен, в конечном итоге, за смерть 3 тысяч людей с 1973 по 1990 год. Именно благодаря ему 16 миллионов чилийцев сегодня могут жить спокойно.
Сергей Карамаев