Россия
03:10, 27 ноября 2005

Китайские машины повернулись лицом Автожурналистам в первый раз объяснили, кто и как делает машины в Китае

Китайские машины сейчас воспринимаются многими как "кот в мешке". Никто не знает кто, как и из чего их делает. Непонятно, как обстоит дело с запчастями и сервисом, надежностью и, наконец, безопасностью. Нет опыта эксплуатации, ремонта, результатов краш-тестов. Есть лишь продавцы в автосалонах, которые говорят: "Все хорошо, проблем не будет".

На прошлой неделе ситуацию попытались исправить компания "Инком-авто" и китайский автопроизводитель Chery International. На презентацию марки Chery для журналистов приехали не только сами машины Chery, но и вице-президент компании господин Чжао И.

Естественно, журналисты накинулись на Чжао И с накопившимися вопросами. Ведь многие, и мы в том числе, в первый раз увидели человека, который отвечает за выпуск китайских автомобилей. Вопросы были приятными и неприятными, г-н Чжао отвечал на хорошем русском, очень откровенно, и каждый раз добавлял "большое спасибо". В общем, впечатление осталось более чем хорошее.

Немного о Chery

В России будут продаваться четыре модели Сhery - вседорожник Tiggo, похожий на RAV4 предыдущего поколения, седан бизнес-класса B11 (в КНР он называется Oriental Son), субкомпакт Sweet, смахивающий на Daewoo Matiz, и модель гольф-класса Amulet.

В среду журналистам показали первые три модели, а про Amulet сказали, что машина сейчас проходит сертификацию. Товарные "Амулеты" уже приехали в Финляндию и скоро попадут в салоны. Назвали также примерные цены. Chery Sweet будет стоить от 8 до 10 тысяч долларов, Amulet - от 11 до 12,5, седан B11 - от 22 до 29,5, а вседорожник Tiggo - от 20 до 23 тысяч.

Нам нельзя делать плохо

Получается совсем не так дешево, как ожидаешь от китайских автомобилей. Поэтому на пресс-конференции, которая длилась более часа, журналистам рассказывали, что машины Chery на самом деле качественные и стоят своих денег. На "растерзание" прессе вызвались вышеназванный господин Чжао И, а также генеральный директор дилера Chery "Инком-авто" Владимир Франке.

Сначала было вступление - долгий рассказ о китайской компании. Говорили, что Chery образовалась в 1997 году и начала делать автомобили "с нуля". "Мы не знали как, но очень старались научиться", - пояснил Чжао И. Логично, что первые годы машины продавали только на внутреннем рынке и лишь пару лет назад решились на экспорт. Объем выпуска сейчас составляет 200 тысяч автомобилей в год - в три с лишним раза меньше, чем на АвтоВАЗе.

Но в конце концов пришлось перейти к главному - вопросам качества. Эту тему первым затронул Владимир Франке. Он объяснял, что в "Инком-авто" выбрали Chery, а не какую-то другую марку, в первую очередь за то, что китайцы очень добросовестно относятся к работе. Если в машинах обнаруживается какой-то дефект, его тут же устраняют.

Вскоре, обещал Франке, появятся новые модели Chery, которые уже не спутать с евро-японскими "аналогами" - дизайн машин разрабатывали на заказ итальянцы из Pininfarina.

Фотогалерея с презентации Chery
Lenta.ru

Вице-президент Chery Чжао И добавил, что им "нельзя делать плохо". Так получилось, что власти КНР считают Chery "лицом китайского автопрома". "Идеально не бывает, но мы будем стараться", - пояснил он.

О безопасности

Естественно, журналисты сразу вспомнили китайский внедорожник JiangLing Landwind, краш-тест которого провел германский автоклуб ADAC. Как говорили тогда организаторы теста, ни один автомобиль на их памяти не показал себя хуже - в салоне "умерли" все манекены. Очевидно, что этот краш-тест подпортил репутацию всем машинам из Поднебесной.

Чжао И это прекрасно понимает. Он объяснил, что Chery делает машины из "того же железа", что европейцы или японцы - "мы их из бумаги не склеиваем". А вся электроника, особенно ABS и ESP и системы пассивной безопасности - от именитых брэндов (Valeo, VDO-Siemens и так далее).

Никто не скрывает, что китайцы хотят стать мировым лидером по производству автомобилей. А это получится, только если машины пойдут на экспорт. А значит, надо, чтобы они соответствовали зарубежным нормам безопасности.

Как рассказал Чжао И, китайские власти несколько лет назад отправили в Германию делегацию, которая закупила там оборудование для проверки и конструирования систем безопасности. В том числе для проведения краш-тестов. "Они приехали и сдуру скупили все, что попалось им на глаза".

В результате в Национальном институте автомобильных испытаний (China National Auto Test Center) появилось большое количество оборудования, использовать которое китайцы просто не умели. Пришлось прибегать к помощи иностранных специалистов. К примеру, с дмитровского полигона.

Что касается машин Chery, то их в Китае пробовали на фронтальные и боковые удары. Сделана вся подготовительная работа, чтобы сертифицировать их по европейским правилам. Однако официально тест EuroNCAP машины пока не проходили.

О производстве и ценах

Чжао И снова подчеркнул, что в компании Chery делают машины по всем правилам, проводят все необходимые испытания. В испытательном центре компании есть автомобили, которые прошли уже по три миллиона километров.

Также ресурсные тесты проводятся каждый раз, когда в конструкцию автомобилей вносят изменения - даже самые незначительные. "Потом мы их разбираем и смотрим, где начинает ломаться", - объяснил вице-президент Chery.

Отсюда относительно высокая цена. Приходится платить за комплектующие, за испытания, за разработку. Экономить получается лишь на рабочей силе. По словам вице-президента Chery, даже квалифицированному рабочему в КНР достаточно платить 150 долларов в месяц. За эти деньги - немаленькие для Китая - сотрудники выкладываются полностью.

Были случаи, когда рабочие падали на конвейер от усталости. Чтобы экономить, приходилось работать ночью - электроэнергия в это время стоит дешевле, и не так жарко - можно выключить кондиционеры.

"Когда меня просят сделать машины еще дешевле, я больше не разговариваю с этим человеком. Потому что дешевле уже некуда - нельзя еще больше экономить на людях", - говорит Чжао И.

На вопрос о "заимствованиях" - например, Chery Sweet похож на Matiz - Чжао И ответил философски. Человек устроен так, сказал он, что сначала учится ходить. Потом, через несколько лет, идет в школу, в институт. Затем пару лет работает и лишь потом придумывает что-то свое...

О России

Как известно, в нашей стране огромные пошлины на ввоз иномарок. В случае китайских автомобилей - это примерно половина стоимости. Поэтому, как объяснил Чжао И, приходится работать в убыток. Иначе машины будут не дешевле корейских.

В планах Chery совсем не рекордные продажи - это только увеличит убытки. Чжао И говорит, что гораздо важнее создать сеть дилеров, сервис-центров, организовать склады запчастей. А потом можно будет говорить о производстве китайских машин в России. Но только потом. Рассуждать об этом сейчас Чжао И отказался.

Впечатления

После пресс-конференции журналистам дали посидеть в машинах Chery и даже немного покататься. На наш взгляд, их качество действительно улучшилось - даже по сравнению с теми Chery, что показывали летом и осенью - на МИМС-2005 и выставке "Интеравто". Правда, и цены поднялись - примерно на тысячу долларов.

В салоне машин удивило отсутствие противного запаха, которым славятся пикапы и джипы Great Wall. Пластик, кожа, сиденья, руль - вроде бы все на месте, все нормально. Как машины ездят, за 200 метров "тест-драйва" понять сложно.

Зато уже сейчас ясно, что китайский автопром как явление нельзя игнорировать. Поэтому мы договорились с "Инком-авто" о полноценном тест-драйве какой-нибудь из машин Chery.

Дмитрий Ларченко

< Назад в рубрику