Новости партнеров

Аппаратный реванш Фрадкова

Премьер нашел способ ограничить влияние своих новых заместителей

После назначения двух новых заместителей глава правительства РФ Михаил Фрадков наконец показал, что не является, вопреки распространенному представлению, чисто номинальной фигурой в российской власти. Распределив полномочия между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым, премьер сумел увеличить собственное влияние на процесс принятия решений. Заодно Фрадков добил административную реформу, кончина которой стала очевидна с увеличением числа вице-премьеров.

Традиционное совещание Владимира Путина с первыми лицами правительства, состоявшееся 28 ноября, впервые прошло в новом составе. На встрече Фрадков представил распоряжение, озаглавленное "Распределение обязанностей между первым заместителем, заместителями председателя правительства РФ, руководителем аппарата правительства РФ". Этот документ стал логичным продолжением недавних кадровых перестановок в кабинете министров. Подводя итог нового этапа аппаратной борьбы, премьер заключил: "Теперь есть целостная картина реализации закона о правительстве".

Целостная картина выглядит следующим образом. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев будет курировать приоритетные национальные проекты (здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство), которые готовил еще в администрации президента. Кроме того, он займется госполитикой в сфере природопользования, антимонопольной политикой, развитием массовых коммуникаций и некоторыми другими вопросами. Вице-премьеру Александру Жукову достались вопросы экономического развития, законопроектной деятельности, госполитики в сфере естественных монополий, тарифной, инвестиционной, финансовой, кредитной и денежной политики. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов займется проблемами обеспечения национальной безопасности и будет координировать работу органов исполнительной власти в военно-технической сфере.

Такой расклад не стал неожиданностью, поскольку основные направления работы вице-премьеров фактически были распределены при назначении Медведева и Иванова на новые должности. Главную новость Фрадков огласил, говоря об увеличении нагрузки на аппарат правительства в связи с расширением состава кабинета. "Мы несколько расширили обязанности руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина... Нарышкину добавляются некоторые вопросы, которые будут возникать между министерствами по отдельным направлениям, связанным с административной реформой, госслужбой, имущественными отношениями, наукой, инновационной деятельностью", - заявил премьер.

За словами "несколько" и "некоторые" скрывается очень существенное усиление главы аппарата правительства. Он будет проводить межведомственное согласование и по указанию премьера давать поручения федеральным органам исполнительной власти. В сферу влияния Нарышкина, в частности, попали федеральная собственность, промышленность и международные отношения. Значительное расширение полномочий руководителя аппарата кабинета министров на деле означает качественное изменение его статуса: пресса единодушно называет Нарышкина четвертым вице-премьером.

Нарышкин, инженер-радиомеханик и экономист по образованию, возглавляет аппарат правительства с сентября прошлого года. Он получил эту должность после недолгой работы на постах заместителя начальника экономического управления президента и заместителя руководителя аппарата кабинета министров. Ранее Нарышкин возглавлял один из отделов комитета по экономике и финансам петербургской мэрии, работал в петербургском Промстройбанке и занимал высокие должности в правительстве Ленинградской области.

Вопреки сложившейся практике, петербургский этап биографии в случае Нарышкина не означает принадлежности к команде Путина. Главу аппарата правительства называют человеком Фрадкова. Именно Нарышкин готовил распоряжение премьера о новом распределении полномочий в кабинете министров. Учитывая, что глава аппарата в соответствии с этим распоряжением действует по указанию премьера, усиление позиций Нарышкина стало заметной победой самого Фрадкова в борьбе за влияние с новыми вице-премьерами.

Неуступчивость Фрадкова проявилась и при дележе правительственных комиссий. Премьер сохранил за собой самые важные из них - по бюджетным проектировкам, по взаимодействию федеральных и региональных органов власти, по военно-промышленным вопросам. Последняя имеет прямое отношение к сфере деятельности вице-премьера и министра обороны Иванова. Что касается комиссии по взаимодействию федеральных и региональных властей, то она, по замыслу Фрадкова, должна стать инструментом влияния на реализацию национальных проектов - главную сферу ответственности Медведева.

Отстояв основные комиссии, Фрадков решил создать и возглавить еще одну - по развитию минерально-сырьевой базы и топливно-энергетического комплекса. Учитывая особенности российской экономики, эта комиссия по определению должна стать одной из самых важных в правительственной структуре. Планируется, что она займется координацией действий министерств и ведомств по профильным направлениям. Иначе говоря, Фрадков будет координировать действия Медведева, который отвечает за госполитику в сфере природопользования, и Жукова, ответственного за госполитику в сфере естественных монополий.

Словом, на внедрение кремлевских назначенцев в правительство у Фрадкова нашелся вполне достойный ответ. Рассуждения на тему скорой отставки премьера, возникшие в связи с переходом Медведева из президентской администрации в правительство, сменились в прессе на куда более осторожные прогнозы. Но если карьерные перспективы Фрадкова и Медведева несколько затуманились, совершенно прояснилась судьба едва ли не единственной реформы, которую удалось провести в последние годы - административной. Новая структура кабинета министров и схема распределения полномочий в правительстве прямо противоречат ее смыслу.

Затевая реформу, ее разработчики стремились поднять статус министров за счет сокращения количества министерств и вице-премьеров. Теперь решено вернуться к прежней схеме, в которой вице-премьеры контролировали работу по широким направлениям, входящим в компетенцию отдельных министров. Источник в правительстве признал в интервью газете "Ведомости", что схема с одним вице-премьером оказалась нежизнеспособной. Другой чиновник, участвовавший в подготовке административной реформы, привел цифры, которые говорят сами за себя: на сегодняшний день в России действуют более 80 федеральных органов власти - примерно на два десятка больше, чем планировали реформаторы.

Дмитрий Томилов

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача
Россия00:0115 августа
Анна Павликова

«Будут и дальше сажать детей»

Полицейские провокаторы создали кружок экстремистов. Пострадают подростки