С первого декабря в России вводятся новые междугородные коды для звонков в Москву и еще 18 регионов. Два месяца - до 31 января 2006 года - будут действовать одновременно оба кода - старый и новый. По мнению чиновников, этого достаточно для того, чтобы страна привыкла к нововведению. Несмотря на то, что о смене кодов было объявлено еще несколько месяцев назад, многие россияне даже не догадываются, что им нужно к чему-то привыкать.
Изменения коснутся тех регионов, чей междугородный телефонный код начинается с нуля. Теперь вместо него придется набирать четверку. Возьмем, к примеру, Иваново и Ивановскую область. Вплоть до сегодняшнего дня на связь с городом невест можно было выйти по коду "093-2". Теперь же придется набирать "493-2". Полный список регионов, которых коснулись изменения, смотрите в справке чуть ниже.
Сложнее других придется москвичам. Два года назад в столице в дополнение к основному коду "095" ввели вспомогательный "499". С первого декабря жителям Москвы придется активнее использовать четверку при звонках по городу. Ее вместо нуля придется набирать хозяевам телефонов с кодом "499" в том случае, если они захотят позвонить по номеру, который некогда начинался с цифр "095". Так, чтобы сделать звонок в приемную российского правительства, владельцам телефонов с кодом "499" придется набирать "8-495-205-42-97". Для сравнения, раньше пожаловаться на действия кабинета министров можно было по телефону "8-095-205-42-97".
В остальном, все остается, как прежде. При звонке внутри кода "499" следует набирать "499" и далее семизначный номер абонента, при звонке из кода "495" на номер в коде "499" - "8-499" и семизначный номер. Звонки внутри кода "495" производятся, как и прежде, в коде "095", - нужно набирать только семизначный номер телефона. При любой комбинации звонок не считается междугородным и платить за него не нужно.
Коды меняются не просто так - того требуют международные стандарты. В большинстве стран цифра "0" служит для выхода на междугороднюю или международную связь. У нас же эту функцию всегда выполняла 8. Теперь у российских телефонных компаний полный порядок с международными стандартами, однако качество связи лучше от этого едва ли станет. В четверг, 1 декабря, сразу несколько сотрудников "Ленты.Ру" не смогли дозвониться до редакции. Проблемы со связью возникли не только у пользователей стационарных аппаратов, но и почему-то мобильных.
Пока не совсем понятно, как много владельцев телефонов столкнулись с похожими проблемами - МГТС и сотовые операторы не сообщали о сбоях при переходе на новые коды. Ранее в СМИ проходила информация о том, что технически перейти на новые междугородние коды проще всего на цифровых телефонных узлах - достаточно внести изменения в компьютерную программу. Куда сложнее смена стандартов осуществляется на старых аналоговых станциях, которых больше всего по стране. На нецифровых АТС новый код вводится не с компьютера, а руками. Впрочем, в конце ноября связисты уверяли, что и на аналоговых станциях все готово.
В течение двух месяцев будут действовать оба кода - старый и новый. По словам директора департамента госполитики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи Виталия Слизеня, Федеральное агентство связи будет следить за тем, как граждане осваивают новые коды, и в случае необходимости переходный период может быть продлен. Если же все пойдет по графику, то уже начиная с 1 февраля 2006 года при наборе нуля после восьмерки россиянам придется выслушивать отповедь автоотвечика - устройство объяснит, как связаться с нужным абонентом. По мнению чиновников, шестидесяти дней вполне достаточно для того, чтобы страна привыкла к новым кодам.
Многие россияне, впрочем, даже и не догадываются о том, что им нужно к чему-то привыкать. Ничего не слышал о смене телефонных кодов председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. "Для меня открытие, что коды меняются уже с 1 декабря", - говорит он.
По мнению экспертов, Мининформсвязи следовало уделить больше внимания переучиванию граждан. Как пишет газета "Ведомости", чиновники переложили просветительскую работу на участников рынка, прежде всего - на "Ростелеком" и межрегиональные компании "Связьинвеста". Те же не стали особенно тратиться. Как незначительные оценил затраты на информирование населения директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Антон Клименко. Систему оповещения абонентов наладили и межрегиональные компании "Связьинвеста" — в соответствии с законом "О связи" не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов или смены кодов они публикуют информацию об этом, объясняет директор по информационному обеспечению "Связьинвеста" Олег Михайлов. Исправить ситуацию не смогли даже сотовые компании, которые выложили в офисах продаж листовки, предупреждающие абонентов о смене кодов. Наблюдатели уверены, что чиновникам следовало запустить рекламные ролики на телевидении и радио.
После того, как все привыкнут к новым городским кодам, связисты собираются упразднить восьмерку, которая также не отвечает мировым стандартам. Вместо нее надо будет набирать ноль, а чтобы позвонить в другую страну, не "8 - гудок - 10", а 00. Кроме того, планируется сделать номер 112 единым для всех экстренных служб. Но об этом россияне, по всей видимости, тоже узнают не сразу.
Андрей Ломкин