Экономика
20:41, 2 декабря 2005

Следственные действия в чистом виде Прокуратура проводит обыски в корпорации "ВСМПО-Ависма"

прокуратуры следователь объяснил, что обыски производятся в рамках нового дела против Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

28 ноября прокуратура начала обыск и выемки документов в березниковском филиале корпорации "ВСМПО-Ависма". По словам представителя "ВСМПО-Ависма", руководящий обыском следователь объяснил, что обыски производятся в рамках нового дела против Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

Однако позднее представители прокуратуры сообщили, что никакого нового дела против Ходорковского и Лебедева не возбуждалось, а обыски и выемки проводятся в рамках дела, начатого в 2003 году, по которому Ходорковский и Лебедев уже осуждены.

Речь, по словам следователей, идет о факте хищения Лебедевым и Ходорковским 10 процентов акций "Ависма", которые были приобретены связанной с "Менатепом" компанией "Маяк" на инвестконкурсе в 1994 году. В 1999 году Российский фонд федерального имущества возбудил против "Маяка" уголовное дело по факту неисполнения инвестиционных обязательств, но вернуть акции не удалось, они оказались уже много раз перепроданными.

При этом обыски и выемки, проводимые в "ВСМПО-Ависма", касаются как документов, относящихся к периоду участия в предприятии структур "Менатепа", так и документов, относящихся к текущей деятельности компании. Более того, по данным газеты "Коммерсант", следственные мероприятия проводятся не только на "ВСМПО-Ависма", но и в Центральном московском депозитарии (ЦМД), в котором изымаются копии реестра акционеров. При этом, по словам представителей "ВСМПО-Ависма", предприятие продолжает работать в нормальном режиме, несмотря на следственную деятельность.

Эксперты отмечают, что по эпизоду с 10 процентами акций "Ависма" сроки давности истекли и дело в любом случае, как бы ни повернулись дальнейшие события, судебных перспектив не имеет. Российский суд не выносил еще приговора по преступлениям с истекшим сроком давности - это правило не было изменено даже для дела о хищении 20 процентов акций "Апатита", с которого начиналось расследование против Ходорковского и Лебедева.

К моменту завершения процесса Ходорковского и Лебедева срок давности по делу "Апатита" (чрезвычайно, кстати, напоминающему собой эпизод, по которому прокуратура совершает сейчас следственные действия в "ВСМПО-Ависма") уже истек, и суд не принимал историю с "Апатитом" во внимание при вынесении приговора.

То есть обыски и выемки в "ВСМПО-Ависма" представляют из себя следственные действия в чистом виде. Собрать доказательства по факту хищения "Маяком" 10 процентов акций "Ависма" таким образом, наверное, можно, но это будут совершенно бессмысленные доказательства - их некому будет предъявлять, так как ни один суд не примет их во внимание.

Наблюдатели и эксперты сходятся в том мнении, что эти действия, тем не менее, проводятся прокуратурой с какой-то целью. С какой же? Высказываются несколько предположений. Кто-то считает, что с помощью обысков на "ВСМПО-Ависма" российские власти стараются собрать как можно больше доказательств реальной вины Лебедева и Ходорковского. Однако вина Лебедева и Ходорковского и так уже доказана в степени, достаточной для длительного тюремного заключения.

А вот представители "ВСМПО-Ависма" связывают следственные действия на предприятии с продолжающимся с августа этого года корпоративным конфликтом между контролируемой Виктором Вексельбергом компанией "Ренова" и структурами, которые принадлежат мажоритарным акционерам "ВСМПО-Ависма" Вячеславу Брешту и Владиславу Тетюхину. Представители "Реновы", в свою очередь, всякую связь между конфликтом и обысками отрицают.

До августа этого года "Ренова" владела 13,4 процента акций "ВСМПО-Ависма", и между ней и мажоритарными акционерами "ВСМПО-Ависма" было заключено трехстороннее опционное соглашение "русской рулетки", согласно которому любая из сторон могла предложить всем остальным выкупить свои акции по определенной цене. Если бы средств на выкуп акций те, кому сделали предложение, не нашли, в этом случае они должны были продать свои акции по цене первого предложения.

В августе "Ренова" предложила Тетюхину и Брешту выкупить принадлежащие ей акции за 150 миллионов долларов, рассчитывая на то, что средств на выкуп оппоненты не найдут и будут вынуждены продать свои пакеты. Однако Тетюхин и Брешт неожиданно согласились с предложением "Реновы" и выкупили ее 13,4 процента. Несмотря на сопротивление "Реновы", менеджер траста, в который были переданы акции, не нашел нарушений и закрыл сделку.

C тех пор "Ренова" судится с Тетюхиным и Брештом во всех возможных судах, пытаясь вернуть этот пакет. Ей даже удалось достичь в этом деле некоторых успехов - так, в ноябре арбитраж Свердловской области наложил арест на акции, принадлежащие Тетюхину и Брешту.
Акционеры "ВСМПО-Ависма", в свою очередь, добились решения Багамского суда, предписывающего "Ренове" проводить разбирательства в Лондонском арбитраже, который указан в опционном соглашении.

Парралельно с этим против "ВСМПО-Ависма" подают судебные иски сомнительного качества некие третьи стороны. Например, ей пытаются в судебном порядке запретить называться "корпорацией", а Всероссийское общество охраны природы (ВООП) вчинило ВСМПО гигантский
экологический иск в 700 миллионов долларов, не обеспеченный какими-либо объективными данными экологического мониторинга.

Так что нельзя сказать, что прокуратура нарушила покой акционеров "ВСМПО-Ависма" - у них и так достаточно бурная жизнь, ведь события вокруг предприятия в последние несколько месяцев развиваются весьма динамично. Однако следственные действия прокуратуры- это, безусловно, уже не сутяжнические безосновательные судебные иски. Не исключено, что события вокруг "ВСМПО-Ависма" плавно перешли из экономической плоскости в политическую.

Павел Рябиков

< Назад в рубрику