В конце ноября Россия подписала крупный контракт на поставку оружия за рубеж. Стоимость сделки - миллиард долларов - составляет примерно пятую часть доходов от военного экспорта России в 2005 году. Это была бы действительно бесспорная удача для российского ОПК и для России в целом, если бы не одно "но". Партнером России на этот раз оказалась страна, вызывающая головную боль у всех западных демократий - Иран. Согласно контракту, Россия должна поставить Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов "Тор-M1", партию военных катеров и провести модернизацию тактических бомбардировщиков и истребителей, построенных в советское время. Такая сделка не могла не вызвать обостренной реакции на Западе - российские ЗРК, в том числе и "Тор", традиционно считаются высокоэффективными средствами ПВО.
У Запада существуют далеко идущие военные планы в отношении Ирана, и мощная иранская противовоздушная оборона совершенно в них не входит. Иран для США и их союзников является страной-изгоем. Вашингтон обвиняет Тегеран в создании ядерного оружия. Правда, до сих пор никто не смог доказать того, что в Иране ведутся подобные разработки. Но США, ссылаясь на данные собственной разведки, утверждают, что если эта страна и не имеет ОМП, то собирается заполучить его в самое ближайшее время. США и Израиль не скрывают своего намерения уничтожить иранские ядерные объекты, если обнаружат доказательства наличия ОМП в этой стране. Как только существование военной ядерной программы будет доказано, военная авиация двух стран нанесет удар незамедлительно - в этом никто не сомневается.
Не сомневаются в этом, в первую очередь, в Тегеране. Там помнят, как летом 1981 года израильская авиация неожиданно уничтожила АЭС в Ираке, и понимают, что одной из главных иранских целей в случае авианалета станет строящаяся атомная электростанция в Бушере. Именно для защиты этого вполне мирного объекта , по словам иранцев, и предназначаются ракетные комплексы "Тор". Однако реакция Запада на эту сделку напоминает историю с поставкой мобильных ЗРК "Стрелец" в Сирию. Как и тогда, Израиль и США уже сделали заявления о "недружественном" поведении Москвы, обвиняя ее в вооружении потенциального противника.
Аргументы против продажи комплексов "Тор" Ирану найти сложно - эти ЗРК нельзя признать оружием нападения. Применить их против израильтян и американцев можно лишь в том случае, если те окажутся в воздушном пространстве Ирана. Никакие международные соглашения, к которым присоединились Россия и США, не запрещают поставку этих комплексов в Иран. Более того, американцы сами вынудили Москву активизировать сотрудничество с Тегераном - они не выполнили обещаний, задекларированных в так называемом соглашении "Гор-Черномырдин", подписанном в 2000 году. Тогда США обещали содействовать продвижению на международных рынках российских военных товаров, а Россия в обмен обещала не торговать с Ираном. Теперь, когда американцы своих обещаний не сдержали, в Москве решили забыть и о своей части договора.
Стоит также отметить, что зенитно-ракетный комплекс "Тор", несмотря на все его достоинства, не сможет надежно прикрыть иранское небо от американских ракет. Этот мобильный тактический комплекс ПВО был разработан в середине 80-х годов для защиты военных колонн на марше. В случае с Ираном, как стало известно "Ведомостям", его продажа оказалась лишь малой частью нереализованной программы по охране ядерных объектов.
По данным газеты, еще в 2003 году Иран планировал заключить с Россией контракт на создание полноценной ПВО, основанной на ракетных комплексах С-300 ПМУ. При этом "Торам" в этой системе отводилась скромная роль охранников этих ЗРК дальнего радиуса действия. Кроме С-300 и "Торов", в состав системы противовоздушной обороны должны были войти старые, поставленные еще Советским Союзом ЗРК С-200, а также американские комплексы Hawk и британские Rapier. Главным объектом охраны тогда (так же как и сейчас) была АЭС в Бушере. Такая система ПВО, будучи развернутой на территории Ирана, действительно сделала бы американо-израильский авианалет если не невозможным, то, по крайней мере, очень и очень сложным.
Причины, по которым Иран в результате отказался строить комплексную ПВО, неизвестны. Одни эксперты считают, что эта программа оказалась слишком дорогостоящей. По их оценкам, ее стоимость составила бы не меньше двух миллиардов долларов. Другие полагают, что причины лежат в области международной политики. Либо Россия отказалась вооружать Иран, считая себя обязанной следовать договору "Гор-Черномырдин", либо просто международная обстановка (в особенности, вокруг соседнего Ирака) не позволяла осуществлять подобные контракты в 2003 году. Как бы то ни было, сегодня небо над Ираном остается практически открытым для авиации США и Израиля. И с поставкой комплексов "Тор" оно закроется, но совсем слегка.
Тем не менее, и американцы и израильтяне уже признали, что этот шаг Москвы они воспримут крайне негативно. Ситуацию осложняет тот факт, что Россия претендует на статус посредника в переговорах по иранской ядерной программе. Эта претензия вполне оправдана, так как Россия строит в Иране АЭС и делает все, чтобы убедить мировое сообщество в том, что ядерная программа Тегерана носит мирный характер.
Однако теперь сотрудничество двух стран никак нельзя назвать исключительно мирным. "Трудно представить себе продуктивные переговоры об Иране, когда страна, с которой их нужно вести, собирается продавать Тегерану ракеты", - заявил "Коммерсанту" представитель Белого дома.
Израиль высказался еще жестче. "Когда страна продает вооружения Ирану, она увеличивает его военную мощь и служит интересам самых темных сил региона", - заявил в понедельник представитель Министерства иностранных дел Израиля. Стоит отметить, что в действительности на Ближнем Востоке существует не одна, а две "ядерных тайны". Кроме Ирана, о котором говорят уже в Совбезе ООН, ядерную программу разрабатывает и сам Израиль. На прошлой неделе об этом заявил глава российского Генштаба Юрий Балуевский. "США требуют полной прозрачности ядерных программ ряда стран. С другой стороны, США закрывают глаза на то, что Израиль уже давно, подчеркиваю, и реально обладает внушительным арсеналом ядерного оружия", - сказал он.
В понедельник Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council), будучи не в силах выносить горячие споры двух стран, обратился к НАТО с просьбой очистить регион от всего оружия массового поражения, где бы оно ни находилось. Представители Кувейта, Катара, Омана, ОАЭ, Саудовской Аравии ии Бахрейна заявили, что на фоне споров Израиля и Ирана стали чувствовать себя "прослойкой в ядерном сэндвиче".
Все эти обстоятельства - споры, упреки и угрозы - делают зенитно-ракетные комплексы самым ходовым товаром на Ближнем Востоке. Особенно в Иране, который нуждается в ЗРК более всего. Военные эксперты считают, что для России сейчас самое время начать активно осваивать иранский рынок, так как на него продвигаются экспортеры из других стран.
Пока что эти отдельные попытки вооружить иранцев пресекаются США, но искушение получить сотни миллионов "иранских" долларов за системы ПРО слишком велико.
Кроме того, успешное завершение этой сделки (сверхсложной, учитывая ее политические аспекты) поднимет престиж России на ближневосточном и североафриканском рынках вооружений. "Это большое достижение торговцев российским оружием. Особенно на фоне ожидающихся во время визита Владимира Путина в Алжир в феврале будущего года крупных контрактов с этой страной на поставку нескольких десятков истребителей МиГ-29 и другой техники на 1,5 миллиарда долларов", - считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев.
Существует еще одна интересная точка зрения на этот иранский контракт. Некоторые аналитики считают, что на самом деле сделка с Тегераном свидетельствует не о готовности Москвы пойти на конфликт с Вашингтоном, а ровно наоборот - о желании России договориться с США. В этом случае контракт на поставку тактических ЗРК, с одной стороны, не слишком угрожает интересам американцев, а с другой - усиливает позиции России по отношению к США. В обмен на аннулирование этого контракта Кремль может получить некоторые преференции со стороны Белого дома.
"Если бы Россия согласилась построить Ирану суперсистему ПВО, то это был бы более политически опасный шаг. Такое решение показало бы миру, что Россия открыто становится на сторону Ирана в противостоянии с Западом и готова пойти на все возможные шаги, чтобы защитить Тегеран", - заявил в интервью "Ведомостям" эксперт британского оборонного издания Jane's Defence Алекс Ватанко. Этого не произошло. Следующий ход - за Западом. Однако, каков бы он ни был, Россия все равно окажется в выигрыше - с миллиардным контрактом или хорошими отношениями с Западом.
Павел Аксенов