Бывший СССР
21:02, 6 декабря 2005

Белорусская бульба в пустыне Гоби Александр Лукашенко нашел общий язык с Пекином

Петр Бологов

Тяжела доля руководителя государства, который не хочет играть в современном мире по правилам, написанным западными политиками под чуткую диктовку Вашингтона. Такому изгою приходится ютиться в обществе себе подобных или искать поддержки у тех немногих стран, которые имеют вес, но не желают мириться с диктатом США. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в нестройных рядах изгоев считается одним из первых, поэтому его декабрьский вояж в Китай объясняется элементарной логикой - Поднебесная упрямо ведет свою, самостоятельную политику, и дружбы с Пекином домогаются все, кто, так или иначе, прогневил обитателей Капитолийского холма.

Еще в конце ноября, отвечая на вопросы китайского агентства "Синьхуа", белорусский лидер сделал любопытное заявление. По словам Лукашенко, его страна, расположенная, как известно, фактически в самом центре Европы, на границе с ЕС, готова представлять здесь интересы Китая. Президент дал понять, что видит развитие контактов с КНР не только как способ для получения обоюдной выгоды, но и как еще одно доказательство того, что до международной изоляции Белоруссии, о которой так много говорят на Западе, ой как далеко. "У нас прекрасные отношения с Китаем, население которого насчитывает около полутора миллиарда человек. Здесь гигантскими масштабами развивается экономика. Пока мы развиваем такие отношения, мы не можем быть изолированы", - заявил Лукашенко.

Батька, надо отдать ему должное, повел себя в первую очередь как хозяйственник, а не политик. Он не стал зацикливаться на своем предстоящем визите в Китай как на еще одном поводе доказать всему свету, что силенок для противостояния с США у него пока хватает. Основными целями поездки, по словам Лукашенко, должны были стать исключительно вопросы экономического характера, благо, с КНР сейчас можно сотрудничать хоть в области космонавтики, хоть в производстве гигиенических средств. Президент подчеркнул, что Белоруссия взяла для своего развития все лучшее именно из китайского опыта. Как результат - 8-10 процентов роста ВВП ежегодно.

Лукашенко считает, что "мощная китайская экономика", развиваясь, способна дать хороший дополнительный импульс и к развитию белорусской экономики, поддержать ее и открыть для нее новые возможности. Одним словом, у Батьки родилась идея привить "китайское экономическое чудо" на плодородной белорусской почве. Тут, правда, существует опасение, что китайцам выгоднее будет просто завалить "свой форпост в центральной Европе" дешевым ширпотребом, что вряд ли скажется положительно на белорусском ВВП. Но Лукашенко такие перспективы не страшат, а может быть, президент действительно искренне верит, что его товары смогут на равных конкурировать с китайскими изделиями, перед которыми, кажется, капитулировал весь остальной мир.

Впрочем, без политики все же не обошлось. Но она в данном случае только способствует взаимодействию двух стран. По крайней мере, не мешает. Как констатировал Лукашенко, у Белоруссии и Китая нет противоречий в вопросах внешней политики, и они придерживаются "единой точки зрения на развитие мировых процессов". "Китай может сотрудничать с Беларусью без оглядки, - заявил президент. - Мы никогда не подставляли КНР и выполняли все двусторонние договоренности. У нас нет закрытых тем для контактов с Китаем".

На фоне такого, не омраченного ничем, взаимопонимания Лукашенко и прибыл в Пекин. Итоги визита проще всего отследить с помощью белорусского информагентства БЕЛТА, где все 10 заметок из первой десятки новостей были посвящены исключительно пребыванию Александра Григорьевича в Поднебесной. Почитаем заголовки: "Беларусь и Китай готовы интенсифицировать развитие контактов в сфере туризма", "Беларусь и Китай определили перспективы развития межрегиональных контактов", "Беларусь и Китай намерены продолжить контакты на высшем уровне", "КНР намерена создать в Беларуси ряд новых совместных предприятий", "Экономический эффект от визита президента Беларуси в КНР составляет порядка 0,5 миллиарда долларов", "К 2010 году объем товарооборота между Беларусью и Китаем должен достичь 2 миллиардов долларов", "Китай поддерживает скорейшее присоединение Беларуси к ВТО", "КНР планирует инвестировать в вузы Беларуси, где обучаются китайские студенты", "Китай готов предоставить Беларуси значительные кредиты для реализации проектов" и, наконец, "Завершился визит президента Беларуси в КНР".

Александр Лукашенко и Ху Цзиньтао, фото агентства "Синьхуа"
Lenta.ru

Если отбросить весь непременный в подобных случаях официоз, то результаты встреч Лукашенко с председателем КНР Ху Цзиньтао сводятся к тому, что Батька привез на родину контрактов на полмиллиарда долларов и договорился о китайской поддержке Белоруссии по вопросу вступления в ВТО, не говоря уже про членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Лукашенко убежден, что на данном этапе для Минска это "очень важно". По его мнению, от участия в ШОС республика может получить солидные экономические и политические дивиденды. Китайцы в этом вопросе Лукашенко поддержали, а поскольку Россия и Китай, как утверждает Лукашенко, являются "ведущими странами" в организации, то присоединение Белоруссии к ней не за горами.

Расточая комплименты в адрес ШОС, Лукашенко, раз уж речь зашла о геополитике, не удержался от порции критики в адрес "Сообщества демократического выбора", о создании которого было объявлено в Киеве лидерами Украины и Грузии. Александр Григорьевич с присущей ему лапидарностью четко сформулировал то, что в завуалированном виде говорят противники равнения на Запад. "Выбрали так называемую демократию - идите этим путем. Зачем выступать против Востока и идти на Запад? Во-первых, на Западе они никому не нужны. Во-вторых, с чем они идут на Запад? Что они принесут? Преступность, разбой, бандитизм? Покажут, как надо захватывать власть неконституционным путем? Если какие-то европейские лидеры и приветствуют подобные вещи, то только в других государствах, а не у себя", - заявил Лукашенко. И вообще, полагает он, у "Сообщества" нет никакого будущего, поэтому и на его создание следует реагировать спокойно. "Хотят собраться, потусоваться перед телекамерами - на здоровье", - резюмировал президент.

По итогам визита Лукашенко в Пекин было подписано более десятка межведомственных и межправительственных соглашений (в том числе меморандум о взаимном признании полностью рыночного статуса экономик, соглашение о сотрудничестве в сфере журналистики и средств массовой информации), 20 контрактов на уровне предприятий и совместная декларация о дальнейшем развитии сотрудничества. По словам белорусского лидера, стороны достигли договоренности о строительстве в Белоруссии ряда совместных предприятий в области высоких технологий, в которые Китай готов инвестировать "огромные суммы". В свою очередь, белорусские компании намерены принять участие в освоении развивающихся регионов на северо-западе КНР, прежде всего — в области сельского хозяйства. Неизвестно, приживутся ли труды белорусских колхозников в пустыне Гоби, но Лукашенко считает, что осуществление перечисленных проектов позволит поднять объем двустороннего товарооборота к 2010 году до 1,5-2 миллиардов долларов.

Китайские руководители в своих комментариях к переговорам использовали настолько обтекаемые фразы, что выудить из них какую-либо конкретику крайне проблематично. Правда, председатель КНР Ху Цзиньтао выразил свою признательность Лукашенко за "неоценимую поддержку", оказываемую Китаю по тайваньской проблеме (Лукашенко в ответ сказал, что Минск по-прежнему привержен политике "одного Китая"). Цзиньтао подчеркнул, что Китай уважает выбор Белоруссии в отношении ее внутриполитического курса, внешней политики и модели экономического развития, ну и, конечно, пообещал Лукашенко поддержку в славном деле вступления в ВТО.

При всем внешнем равноправии партнеров очевидно, что Белоруссия в диалоге Пекин-Минск играет роль второй скрипки и в этом взаимодействии все, по большому счету, зависит от доброй воли КНР. В том числе и судьба белорусских агропромышленных опытов в пустыне Гоби. То, что Лукашенко согласен быть "младшим братом" Поднебесной, белорусский президент в форме шутки раскрыл на встрече с председателем Оргкомитета Олимпийских игр "Пекин-2008", членом Политбюро ЦК КПК Лю Ци. "Хочу сказать: по тем видам спорта, где мы будем жестко конкурировать, мы согласны, чтобы китайские спортсмены выиграли золотые медали, а мы - серебряные", - заявил Лукашенко. Стоять вторым сразу за миллиардом китайцев - это, согласитесь, перспективно и почетно.

< Назад в рубрику