Неустойчивое перемирие, объявленное между израильтянами и палестинцами в начале 2005 года, в очередной раз нарушено. Новый теракт в Нетании спровоцировал ответную операцию израильской армии на палестинских территориях. Учитывая приближение выборов в Израиле и Палестинской автономии, последствия этой операции могут оказать значительное влияние на будущий расклад сил в ближневосточном конфликте.
Теракт в Нетании произошел 5 декабря. Около 11:30 по местному времени смертник взорвал себя у входа в торговый центр "Ха-Шарон". Как рассказала сотрудница полиции, оказавшаяся на месте теракта, один из прохожих сообщил ей о подозрительном молодом блондине с большой сумкой. Женщина бросилась к торговому центру и крикнула охранникам, чтобы они задержали террориста, однако он успел привести бомбу в действие. Жертвами взрыва стали пять человек, более 50 получили различные ранения. Число погибших могло бы быть намного большим, если бы смертнику удалось пройти внутрь торгового центра.
Ответственность за теракт взяла на себя палестинская экстремистская группировка "Исламский джихад". Она назвала имя смертника - Лутфи Амин Абу Салем - и распространила видеозапись, на которой террорист позирует перед камерами с гранатометом. Взрыв в Нетании стал четвертым терактом, совершенным боевиками "Исламского джихада" за время объявленного перемирия.
Вскоре после теракта в Нетании премьер-министр Израиля Ариэль Шарон провел экстренное совещание с руководством силовых структур и утвердил план операции возмездия. Израильская армия полностью блокировала палестинские территории: транспортное сообщение между Западным берегом и сектором Газа было прервано на неопределенный срок, палестинским рабочим запретили въезд на территорию Израиля, представителям палестинской администрации аннулировали специальные пропуска, дающие право свободно проезжать через израильские контрольно-пропускные пункты. На Западном берегу израильтяне приступили к арестам подозреваемых в терроризме. В частности, солдаты вошли в небольшую деревню около Тулькарма, где проживал Лутфи Амин Абу Салем, и задержали его отца и троих братьев. Всего в ночь с 5 на 6 декабря израильские военные арестовали 14 человек. Еще четверых боевиков "Исламского джихада" задержали палестинские службы безопасности.
С началом операции возмездия появились сообщения, что лидеры "Исламского джихада" в секторе Газа отключили сотовые телефоны, опасаясь ударов израильской авиации. Впрочем, первой целью самолетов стали не боевики, а статуя Неизвестного солдата. Этот монумент, установленный в 1956 году, посвящен египтянам и палестинцам, погибшим в войнах с Израилем. Во время войны 1967 года израильтяне разрушили памятник, однако в 1993 году его восстановили по распоряжению Ясира Арафата. В палестинском МВД заявили, что после теракта в Нетании статую взорвали ракетой с самолета. Израильское командование опровергает эти сведения.
Помимо налетов авиации, ЦАХАЛ угрожает артиллерийскими обстрелами палестинских территорий. На совещании руководства силовых структур было решено открывать огонь по жилым кварталам городов в секторе Газа, откуда террористы запускают ракеты "Кассам". До сих пор израильская армия наносила артиллерийские удары только тогда, когда боевики размещали ракетные установки на открытой местности. Чтобы избежать жертв среди мирного населения в связи с переменой тактики, военные обещают через громкоговорители предупреждать об обстрелах.
В качестве сдерживающей меры министр обороны Израиля Шауль Мофаз решил вернуться к практике уничтожения домов, которые принадлежат террористам и их родственникам. Мофаз обратился за соответствующим разрешением к юридическому советнику израильского правительства. Солдаты ЦАХАЛа прекратили сносить дома террористов в феврале 2005 года, незадолго до саммита в Шарм-эль-Шейхе с участием Шарона и главы палестинской администрации Махмуда Аббаса. Именно тогда было объявлено о начале перемирия между израильтянами и палестинцами.
Источник в израильских силах безопасности заявил, что операция возмездия "будет демонстрацией силы, но не станет чем-то таким, что выйдет из-под контроля". За этой туманной фразой, очевидно, скрывается стремление избежать непредсказуемых последствий нового обострения конфликта на Ближнем Востоке. В начале следующего года в Израиле и Палестинской автономии состоятся выборы. Принимая решение об операции возмездия, Шарон наверняка учитывал это обстоятельство. Слишком жесткие действия израильской армии могут вызвать рост популярности экстремистских движений среди палестинцев. От такого развития событий, прежде всего, выиграет группировка ХАМАС - в отличие от "Исламского джихада", она намерена выдвинуть своих кандидатов в палестинский парламент. Боевики ХАМАСа уже добились ощутимых успехов на местных выборах, составив серьезную конкуренцию движению ФАТХ.
С другой стороны, масштабная операция на палестинских территориях может существенно осложнить политические перспективы новой партии Шарона "Кадима". Благодаря эвакуации еврейских поселений из сектора Газа Шарону удалось переманить значительную часть сторонников израильских левых. Начиная широкое военное наступление на палестинцев, израильский премьер рискует потерять эту поддержку. Пока все социологические опросы обещают "Кадиме" уверенную победу на выборах, однако до голосования остается почти четыре месяца. За это время жесткая силовая политика в отношении палестинцев может расколоть "Кадиму", особенно учитывая молодость и неоднородность новой партии. Недостаточно решительная реакция на теракт также угрожает политическим позициям Шарона: опыт показывает, что нападения террористов вызывают рост популярности израильских правых, выступающих за жесткие меры против палестинских вооруженных группировок.
Как сообщил министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом, наземная операция возмездия будет проходить только на Западном берегу. Шалом заверил, что возвращение израильских войск в сектор Газа, оставленный на попечение палестинских служб безопасности, пока не планируется. Одновременно израильское правительство намерено усилить дипломатическое давление на палестинскую администрацию, а также на сирийские власти, которые, по данным израильских спецслужб, активно поддерживают террористов "Исламского джихада". Судя по такой реакции на теракт, Шарон удержался от слишком резких движений. Последует ли его примеру израильское население, станет ясно на предстоящих выборах.
Дмитрий Томилов