7 декабря МВД провело выемки документов в московском офисе МДМ-банка. На следующий день, 8 декабря, поступила информация об обысках в еще одном банке - на сей раз, в КБ "Нефтяной". Регулятор банковского рынка не сделал никаких официальных заявлений по этому поводу.
Вскоре после обысков в МДМ-банке его представитель сообщил о том, что обыски в банке проводятся для того, чтобы изъять документы, связанные с деятельностью его бывшего клиента. Информационные агентства при помощи неких неофициальных источников конкретизировали - выемки связаны с деятельностью банка "Визави".
Согласно данным "Ведомостей", обыски в МДМ-банке связаны с делом, заведенным по статье 172 УК - "незаконная банковская деятельность", и в этом деле фигурируют некие десять банков, среди которых "Визави" не является главным подозреваемым.
После появления новости об обысках в "Нефтяном" член совета директоров банка Борис Немцов поспешил заявить о том, что обыски - "из той же серии, что и обыски в МДМ-банке", и не имеют отношения к самому банку, а связаны с выемкой документов, относящихся к его клиенту.
В свою очередь, представители ведущих банков сделали совместное заявление, в котором сообщается, что обыски в МДМ и "Нефтяном" "никак не повлияли на рынок межбанковского кредитования, и никакого кризиса на этом рынке не предвидится".
"Зачистка" проблемных банков в последнее время проводилась Центробанком следующим образом:
у проблемного банка изымалась лицензия, после чего ЦБ делал официальное заявление о том, что некий конкретный банк лишился права на осуществление банковской деятельности за определенные провинности.
Сейчас ситуация выглядит по-иному. Никакого официального заявления ЦБ нет, правоохранительные органы обыскивают одни банки по делам совершенно других банков (из чего следует логический вывод следствие не доверяет - "МДМ-банку" и "Нефтяному" и не надеется на то, что банки самостоятельно предоставят необходимые правоохранительным органам документы).
При этом в заслуживающую доверия прессу вброшена информация о том, что следствие подозревает в незаконной легализации средств некие десять банков. В сложившейся ситуации не будет удивительным, если в каких-либо не очень авторитетных источниках вдруг появится информация о том, какие именно банки вызвали подозрение следственных органов. И клиенты этих банков на всякий случай предпочтут завершить с ними свои отношения. Именно по такому сценарию развивался банковский кризис после отзыва лицензии у "Содбизнесбанка".
После всего этого заявление банкиров после всего этого о том, что никакого кризиса не предвидится, выглядит и вовсе пугающе. Практика показывает, что банковские кризисы в России обладают одной отвратительной особенностью - вследствие всеобщего взаимного недоверия они возникают на пустом месте после произнесения слова "кризис".
Павел Рябиков