Эта история началась почти месяц назад. 15 ноября Владимир Путин на заседании Госсовета озвучил свое понимание ситуации на российских дорогах. Президент рассказал, что недоволен безопасностью движения, "сделками" по "купле-продаже" прав и пьяными водителями за рулем.
Судя по количеству законопроектов, отправленных после этого в Госдуму, а также произнесенным вслух инициативам самих депутатов, чиновников из различных министерств и ГИБДД, слова президента восприняли более чем всерьез. Все готовы действовать и призывать остальных к ответственности.
Представители ГИБДД выступили одними из первых. Они решили убить двух зайцев сразу - повысить безопасность на дорогах и покончить с куплей-продажей водительских удостоверений.
Самое интересное, что по версии начальника автоинспекции Виктора Кирьянова виноватыми оказались отнюдь не его подчиненные, а... автошколы. Именно они, как посчитал главный гаишник страны, заставляют экзаменаторов "продавать" права. В результате такой "подрывной" деятельности автошкол на дорогу попадают неподготовленные водители, которые и попадают в аварии больше других.
В связи с этим Кирьянов велел всем российским гаишникам собирать данные о ДТП, в которых приняли участие водители с небольшим стажем. "Мы выясняем, какие курсы они закончили и у какого преподавателя обучались,– отметил он.– Затем эти сведения будут проанализированы и переданы в Минобразования, которое является лицензирующим органом". Далее Кирьянов предложил Минобразования ужесточить процедуру выдачи лицензий таким автошколам.
Про то, что права неподготовленным водителям дают не где-нибудь, а в ГИБДД, главный гаишник ничего не сказал.
Примерно через неделю после заявления Кирьянова к наведению порядка присоединилась московская автоинспекция. Она практически прекратила принимать экзамены у самоучек - этим в многомиллионном городе теперь занимаются лишь два подразделения ГИБДД.
Виноватых поспешил найти и министр транспорта Игорь Левитин. Сразу после ноябрьского заседания Госсовета, на котором высказывал свое недовольство президент, министр вышел к журналистам и заявил, что уже через несколько недель его ведомство подготовит законопроект о "строгих мерах" по отношению к пьяным водителям.
Судя по всему, "несколько недель" еще не прошли. Поэтому, что конкретно имелось в виду под термином "строгие меры", не известно. Вероятно, речь шла о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде.
В Госдуме по поводу безопасности на дорогах в понедельник созвали круглый стол. Как пишет Газета.Ru на нем, кроме депутатов, выступали представители ГИБДД и министерства транспорта.
Гаишники, как всегда, выступили за ужесточение наказаний и, что более интересно, сложили с себя вину за пробки и низкую пропускную способность дорог. Как сообщает газета "Новые известия", начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев рассказал, что однажды в его ведомстве поставили эксперимент - расставили на Минском шоссе в час "пик" большое количество регулировщиков. В результате скорость транспортного потока возросла "лишь на 5 километров в час".
Про то, что в часы "пик" 5 километров в час - это значительная прибавка к скорости, Сергеев, судя по всему, не обмолвился. Не рассказал он и о том, как инспекторы ГАИ блокируют половину проезжей части на всех областных шоссе.
Замминистра транспорта Сергей Аристов, также присутствовавший на круглом столе, виноватых искал среди организаций, занимающихся перевозкой людей. Чтобы "приструнить" таковых, его ведомство готовит два законопроекта. Пока известны лишь их названия - "Устав городского транспорта" и "Общие принципы обеспечения граждан общественным транспортом".
Еще одна инициатива Аристова - строительство платных дорог. На таких трассах, по мнению замминистра, будет хорошее качество асфальта и освещение. А следовательно, аварий станет меньше.
Сами депутаты возложили вину за высокую аварийность на отсутствующие дорожные знаки и... грузоперевозчиков. По мнению Александра Хинштейна, транспортники не соблюдают разрешенные весовые нормы, и в результате их перегруженные "фуры" разбивают дороги.
В истории с безопасностью дорожного движения больше всех преуспели сенаторы. Они подготовили проект закона, увеличивающего базовую ставку транспортного налога в пять раз. Таким образом члены Совета федерации решили найти средства для ремонта существующих и строительства новых дорог а, соответственно, повышения пресловутой безопасности.
Одновременно с этим сенаторы предложили направлять все топливные акцизы в региональные бюджеты, чтобы на у местных властей стало больше денег на ремонт и строительство дорог, что, по замыслу законодателей... Ну вы поняли, тоже повысит безопасность.
Довольно быстро стало ясно, что со своим законопроектом сенаторы поспешили. Транспортный налог сейчас начисляется по прогрессивной ставке с каждой лошадиной силы, а соответственно больше всего приходится платить владельцам мощных автомобилей. А это не только и не столько хозяева представительских машин и спорткаров, сколько предприятия, владеющие грузовиками и автобусами.
Таким образом, повышение транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отразится на стоимости пассажирских и грузовых перевозок. Конечно, вырастут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей себестоимости всех товаров и услуг. А на машинах у нас развозят и хлеб, и лекарства...
Учитывая, что транспортная отрасль в России нередко является дотационной, нововведение ударит в первую очередь по региональным бюджетам. К тому же у перевозчиков не останется средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных...
В общем, сенаторы несколько перестарались.
Минтранс стал первым ведомством, где открыто заявили, что в погоне за безопасностью на дорогах не все цели оправдывают средства. Министерство выступило, в частности, против предложенного Советом федерации повышения транспортного налога.
Сенаторам напомнили о Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года, одобренной на заседании Правительства 28 апреля 2005 года. Согласно этому документу приоритетной задачей является снижение транспортной составляющей в стоимости товара. А значит повышать налоги нельзя.
Кроме того, передает заявление ведомства "Российская газета", подорожание транспортных услуг повлечет за собой рост цен на товары первой необходимости, строительные материалы, сельхозпродукцию, основными потребителями которых являются малообеспеченные слои населения. Их обижать также не следует.
На самом деле очень забавно наблюдать, как чиновники, которые непосредственно (!) отвечают за безопасность дорожного движения ищут виноватых на стороне. Ни один из власть имущих пока не признал своей вины за плохое качество дорог, высокую аварийность, коррупцию и так далее.
Больше всего, конечно, радует позиция ГИБДД, которая хочет наказывать всех подряд, но только не себя.
Впрочем, и остальные действующие лица выступили достойно - никто среди чиновников даже не заикнулся об огромном количестве машин с "мигалками", которые не только создают пробки, но и снижают безопасность дорожного движения...
Иван Александров