Владимир Путин, неожиданно посетивший в День Конституции Чечню и провозгласивший Россию "самым верным, последовательным и надежным защитником интересов исламской религии", во вторник утром прилетел в страну, где ислам исповедуют 53 процента населения - в Малайзию. Однако к делам религиозного толка поездка главы РФ никакого отношения не имеет - в Куала-Лумпуре он принял участие в саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, выступил перед лидерами Восточноазиатского сообщества и провел с ними несколько двусторонних встреч.
Ассоциация государств юго-восточной Азии, или АСЕАН (ASEAN), состоит из 10 стран. Она была образована в 1967 году Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. Позже к ним присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа.
Высшим органом Ассоциации является проходящий раз в три года саммит лидеров стран-участниц АСЕАН. Судя по обсуждаемым на нем вопросам, представляется, что эта организация пока является в первую очередь политическим, нежели экономическим объединением. Среди также декларируемых Ассоциацией целей - социальное и культурное сотрудничество, создание в регионе безъядерной "зоны мира и нейтралитета".
АСЕАН поддерживает отношения в форме диалога с рядом государств, в том числе с Китаем, Индией, Японией, Австралией и США. С 1996 году "полномасштабным партнером" по диалогу с Ассоциацией стала и Россия, однако совместный саммит в формате Россия-АСЕАН, в котором, собственно, и участвовал Путин, прошел 13 декабря впервые.
В ходе этого саммита были подписаны лишь два документа - совместная декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве и комплексная программа действий по развитию сотрудничества между РФ и АСЕАН на 2005-2015 годы.
Что касается совместной декларации, то в ней стороны по сути обменялись любезностями и заявили о намерении укреплять диалоговое партнерство и впредь. Какие-либо конкретные шаги в этом направлении, за исключением договоренности о проведении регулярных совместных саммитов, в документе не упоминаются.
Казалось бы, конкретика должна содержаться в комплексной программе действий на ближайшие 10 лет, однако и этот документ содержит в основном лишь общие слова о взаимодействии в областях политики, экономики и безопасности, в том числе в области противодействия терроризму. Кроме того, программа предусматривает научно-техническое и информационное сотрудничество, а также взаимодействие во множестве иных сфер, в том числе в сфере туризма. Для выполнения этой программы Россия и АСЕАН будут использовать Финансовый фонд диалогового партнерства, говорится в документе, однако в каком объеме и каким образом - не уточняется. Очевидно, что для реализации декларируемого сотрудничества будут составляться отдельные рабочие планы, что предусмотрено одним из пунктов программы.
Следует отметить, что подписанные Путиным документы формируют правовую базу отношений России с АСЕАН и направлены в первую очередь на дальнейшее наращивание связей, которые формально существуют почти десять лет. Едва ли политический диалог является самоцелью для Москвы, но когда она получит возможность использовать возможности региональной кооперации в Юго-Восточной Азии для решения социально-экономических задач России, предсказать трудно.
Гораздо более интересные события происходили в Куала-Лумпуре в среду, когда там прошел саммит формирующегося Восточноазиатского сообщества (ВАС), в которое стремится вступить Россия. Путин присутствовал на нем в качестве почетного гостя и даже выступил с речью.
О перспективе создания ВАС было заявлено год назад, в ноябре 2004-го. Тогда участники совместного саммита АСЕАН и трех ее партнеров по диалогу - Китая, Южной Кореи и Японии - приняли решение о проведении в декабре 2005 года первого Восточноазиатского саммита, на который пригласили еще три государства - Индию, Австралию и Новую Зеландию. Эти 16 стран и стали участниками учредительного саммита ВАС.
При этом АСЕАН, сделавшая первый шаг к формированию нового межгосударственного интеграционного объединения и занявшая в его составе центральное место, определила основные критерии членства в ВАС новых участников: наличие статуса полномасштабного диалогового партнера Ассоциации и "реальный" характер сотрудничества с АСЕАН. Кроме того, потенциальные члены ВАС должны присоединиться к подписанному в 1976 году Балийскому договору, являющемуся одной из юридических основ АСЕАН (полностью он называется "Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии").
Россия этим критериям удовлетворяет и, как напомнил в своей речи Путин, уже подала заявку на участие в деятельности Восточноазиатского сообщества и "готова вносить реальный вклад в решение актуальных вопросов региональной жизни", в частности - в вопросы энергетики и борьбы с терроризмом. Примером этому, по словам президента РФ, служит взаимодействие России с АСЕАН. В целом можно сказать, что в 20-минутной речи Путин положительно отозвался о формировании нового объединения и описал, какую роль могла бы играть в нем Россия.
Вопрос о вступлении России в ВАС планируется рассмотреть на встречах министров иностранных дел стран объединения в апреле и июле 2006 года. В случае положительного решения, в декабре 2006-го Россия примет участие в следующем Восточноазиатском саммите уже как полноправный член ВАС.
Интересно, что мнения самих членов прошедшего саммита по вопросу включения в него новых членов разделились. Так, буквально за несколько минут до выступления Путина премьер-министр Австралии Джон Говард призвал приостановить вступление России в формирующееся сообщество. "Я считаю, что мы должны придерживаться сложившейся структуры", - заявил он участникам саммита и журналистам. Такой же точки зрения придерживается и Индонезия.
С другой стороны, участием в саммите самой Австралии, а также Японии и Новой Зеландии оказался недоволен экс-премьер Малайзии Мохатхир Мохамад, выдвинувший идею этой встречи. Известный своими антиамериканскими взглядами Мохамад высказал мнение, что эти государства, которые "не являются ни восточными, ни азиатскими", будут проводить в ВАС провашингтонскую линию, пишет газета Financial Times.
Издание отмечает, что одной из немногих стран, которые удовлетворены составом участников саммита, является Япония. Она стремится к тому, чтобы "разбавить" китайское влияние в Азии посредством присутствия на форуме Индии и Австралии, что, в свою очередь, вызывает недовольство Китая.
Вообще, как отмечают журналисты, смысл существования таких организаций, как ВАС и АСЕАН, заключается в конкуренции с другими международными союзами, включающими США и страны ЕС, и в построении сообщества, никак не зависящего от Вашингтона. Так, организаторы саммита ВАС настояли на том, чтобы представители США не участвовали в нем даже в качестве гостя, что вызвало раздражение американцев. При этом большинство обозревателей считают амбиции России в плане вступления в ВАС уместными, поскольку страны азиатского региона "изголодались по российскому газу и нефти", отмечает Reuters. К российской нефти могут быть претензии лишь у одного из участников саммита, не поддержавших Россию - у Индонезии, которая является лидером региона по производству "черного золота".
Находясь в Куала-Лумпуре, Путин также провел ряд двусторонних встреч с лидерами азиатских государств. В частности, глава России встретился с премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави, которого пригласил посетить Россию с визитом в 2006 году. После этой встречи министры иностранных дел двух государств подписали протокол о завершении переговоров в рамках процесса присоединения России к ВТО. Намерение подписать такой же протокол подтвердила и президент Филиппин Глория Арройо.
Кроме того, Путин встретился с премьер-министрами Сингапура и Индии, а также, по сообщению пресс-службы президента, заехал домой на чашку чая к бывшему премьеру Малайзии Махатхиру Мохамаду, которого поздравил с днем рождения.
По итогам встречи с премьер-министром Таиланда Таксином Чинаватом было подписано соглашение, предусматривающее отказ от визовых формальностей при взаимных поездках граждан двух стран. В соответствии с этим документом, россияне могут до 30 дней находиться в Таиланде без визы. То же относится и к пребыванию тайцев в России.
В целом итоги визита Путина в Куала-Лумпур, учитывая объем подписанных документов, можно назвать успешными. Российская делегация сделала заявку на вступление в ВАС и подписала декларацию о сотрудничестве с АСЕАН. В перспективе это позволит сделать динамично развивающие азиатские рынки более доступными для российских компаний, а азиатские инвестиции - более доступными для России. Расширяя связи с этими международными объединениями, Москва укрепляет свое региональное влияние.
Остается надеяться, что это укрепление займет не очень продолжительное время.
Алексей Гапеев