15 декабря в Ираке началось голосование на парламентских выборах. По результатам волеизъявления народа в стране появится первый полноценный законодательный орган с начала войны в 2003 году. Сейчас в Ираке работает переходный парламент, избранный 30 января 2005 года. Свою главную задачу он уже выполнил - временным парламентом был разработан проект конституции страны, который иракцы одобрили в ходе общенационального референдума 15 октября.
Безопасность выборов обеспечивает практически весь личный состав полиции Ирака. Также к охране участков привлечены силы Министерства обороны и американские военные. Несмотря на это, начало выборов ознаменовалось рядом происшествий. Утром была обстреляна из минометов так называемая "зеленая зона" Багдада, где находятся правительственные учреждения. В городах Рамади и Тикрит произошли взрывы. К счастью, обошлось без жертв.
Сегодня иракцы выбирают Совет представителей, который будет работать четыре года. Голосование проходит на 6000 избирательных участков в 18 избирательных округах (по числу провинций). В свою очередь Совет представителей выберет правительство, которое сменит ныне действующее во главе с Ибрагимом аль-Джафари и изберет и нового президента страны. В Ираке правом голоса обладают лица, достигшие 18-летнего возраста, что составляет примерно 15 миллионов человек. По оценкам Избирательной комиссии, в голосовании примут участие около 70 процентов избирателей.
Начиная с понедельника, 12 декабря, свой выбор уже сделали пациенты иракских больниц, заключенные и сотрудники сил безопасности. Со вторника начали голосовать представители иракских диаспор в 15 странах, где в 38 городах созданы 108 избирательных центров и 521 избирательный пункт. В Иране выборы проходят в 15 центрах и 81 пункте, созданных в восьми крупнейших городах страны. Для иракцев, проживающих в Объединенных Арабских Эмиратах, в городах Абу-Даби и Дубае были организованы два избирательных участка. В пяти городах США для голосования иракцев были организованы 10 центров и 50 пунктов. Всего за рубежом насчитывается около 4,5 миллионов иракцев, из которых право голосовать имеют 1,5 миллиона человек.
В выборах в Ираке принимают участие свыше 200 партий и коалиций. Согласно официальной информации, в список кандидатов вошло 1655 политиков, претендующих на 275 депутатских мандатов. Как показала проведенная накануне проверка каждого из желающих стать депутатом, среди них нет ни одного функционера бывшей правящей партии "Баас". Этого требует действующее законодательство. За ходом голосования следят несколько тысяч наблюдателей, в том числе около 800 от иностранных неправительственных организаций.
Основными участниками выборов среди 200 объединений являются Объединенный иракский альянс (ОИА), Курдский альянс, Национальный альянс "Аль-Иракия" под руководством Айяда Аллави, Национальный альянс под руководством Ахмада Чалаби и несколько суннитских партий. ОИА состоит из партий шиитского толка, таких как Даава, Движение Муктады Садра и Верховного совета Исламской революции в Ираке. В блок курдов входят Курдская демократическая партия и Патриотический союз Курдистана. В альянс Аллави входят Иракское национальное согласие, Коммунистическая партия Ирака и Объединение независимых демократов. Три ведущие суннитские партии - Иракская исламская партия, Иракский национальный диалог и Конференция народов Ирака - идут на выборы единым блоком.
По оценкам экспертов, больше всего шансов на победу на выборах у ОИА. Хотя, сходится во мнении значительная часть наблюдателей, скорее всего он не получит столько голосов, сколько на прошлых выборах. Тогда ОИА набрал 48 процентов голосов, теперь, по мнению наблюдателей, он возьмет 38-40 процентов.
Также эксперты полагают, что на этих выборах значительное число мест в парламенте возьмут сунниты, бойкотировавшие прошлые выборы - им отводят в прогнозах до 50 кресел. По сравнению с январем 2005 года, тактика суннитов изменилась - осенью духовные лидеры в суннитских мечетях всячески призывали членов общин принять участие в голосовании.
В случае с суннитами на результаты выборов влияет демографический фактор. Суннитов на территории Ирака проживает в три раза меньше, чем шиитов. Поэтому статистика работает против них. Любые выборы, проводящиеся по принципу "один человек - один голос" в странах со сложной национальной обстановкой дают победу тем, кто составляет демографическое большинство. Но при условии массового участия в голосовании, как считают наблюдатели, у суннитов может появиться определенное представительство в парламенте и, соответственно, они смогут претендовать на серьезные посты в правительстве.
Выборы, по мнению наблюдателей, приведут к тому, что в иракском парламенте образуются три основных группы, ни одна из которых не будет обладать значительным преимуществом. Это вынудит различные политические силы искать компромисс друг с другом, и компромисс этот, судя по всему, будет нелегким. Сунниты намерены жестко отстаивать свои права и интересы.
Сунниты, в частности, постоянно обвиняют нынешний кабинет министров в коррупции, а МВД и армию - в осуществлении против суннитского меньшинства репрессий от имени государства. Также одним из главных требований суннитов является четкое определений сроков вывода из страны войск коалиции. Это в свою очередь не устраивает ни шиитов с курдами, ни США. Шииты и курды, с другой стороны, понимают, что без участия суннитов во власти построить нормально функционирующее государство вряд ли получится.
Об одном итоге выборов уже известно заранее. Президент Ирака Джалаль Талабани объявил, что не будет баллотироваться на второй срок после проведения парламентских выборов. Полномочия президента Талабани ограничивает новая конституция страны, и, по словам Талабани, он не намерен становиться церемониальной фигурой.
Результаты иракских выборов повлияют на то, как скоро американцы покинут Ирак. Сейчас в стране находятся 160 тысяч американских военнослужащих. Еще до выборов посол США в Ираке Залмай Хализад сказал, что американское военное присутствие в Ираке может быть значительно сокращено после того, как страна проголосует за новый парламент. Он, однако, отказался сообщить возможные сроки вывода части американского контингента из страны.
Президент Талабани также сообщил, что руководство Ирака к концу 2006 года будет готово подписать соглашение о выводе коалиционных войск. По его мнению, к этому времени силовые структуры Ирака смогут самостоятельно контролировать ситуацию в стране.
Американский президент Джордж Буш в своем недавнем выступлении был не так конкретен в оценках. По его мнению, войска выводить надо, и США обязательно это сделают, но не ранее, чем иракские вооруженные силы сами будут в состоянии справиться с повстанцами и террористами. Однако, как скоро наступит этот период, он не сказал. Судя по всему, вряд ли это случится в 2006 году. Новому парламенту и правительству Ирака необходимо будет найти компромисс по очень многим вопросам. Если он в ближайшем будущем найден не будет, то оккупационные силы останутся в Ираке надолго, потому что в настоящий момент они являются единственным гарантом сохранения целостности Ирака.
Для США выборы важны прежде всего тем, что после завершения голосования, Америка сможет заявить - ее усилия по установлению демократии в Ираке увенчались успехом. Но успех этот может быть сильно поколеблен, если в Ираке после выборов начнется новая волна насилия.
Сергей Карамаев