В Гонконге завершилась очередная министерская конференция Всемирной торговой организации. Антиглобалисты успокоились, страны - члены ВТО договорились о снижении сельскохозяйственных субсидий, и только российские переговорщики оказались не удовлетворены результатами встречи.
Результатом шестой министерской конференции Всемирной торговой организации стало соглашение о либерализации мировой торговли, переговоры о заключении которого продлятся в следующем году.
Хотя в документе идет речь о решении проблемы субсидирования, декларация не предлагает никаких конкретных способов решения для других ключевых вопросов повестки "дохийского раунда" - снижения тарифов на промышленную продукцию и либерализацию сферы услуг.
Страны ВТО попытаются согласовать оставшиеся вопросы до 30 апреля 2006 года, а мы пока посмотрим на то, что получилось у участников конференции и у российской делегации в частности.
Центральным вопросом на министерской конференции в Гонконге было согласование даты отмены экспортных сельскохозяйственных субсидий. Бедные страны не могут успешно конкурировать на сельскохозяйственном рынке с развитыми, так как правительства последних помогают своим фермерам.
В рамках программы по борьбе с бедностью было решено свести сельскохозяйственное субсидирование к минимуму. Одним из основных противников такой помощи были страны ЕС, которые отказывались вслед за США снижать объемы субсидирования.
Впрочем, к концу министерской встречи участникам удалось прийти к консенсусу. Предполагается, что богатые страны - члены ВТО в 2006 году отменят все экспортные субсидии производителям хлопка, а к 2013 году отменят вообще все субсидии.
Кроме всего прочего в тексте доработанного документа содержится призыв к богатым странам обеспечить к 2008 году беспошлинный и неограниченный ввоз развивающимися странами по крайней мере 97 процентов экспортируемых товаров.
Следует ожидать, что уже в ближайшем будущем бедные страны - участники ВТО смогут почувствовать выгоды от вступления в эту уважаемую организацию.
Однако не все с радостью восприняли идеи участников ВТО. Против экономического курса организации выступили тысячи антиглобалистов (по некоторым оценкам, в Гонконг с намерением выразить протест приехало 10 тысяч протестующих). Зачинщиками стали южнокорейские фермеры, не желавшие расставаться со своими субсидиями.
На одной из главных улиц города состоялась лежачая забастовка, в которой приняли участие преимущественно антиглобалисты из Южной Кореи, а во второй половине дня колонны антиглобалистов прошли маршем через центр горда. В акции приняли участие более семи тысяч человек.
Ранее гонконгская полиция задержала 900 антиглобалистов, устроивших беспорядки во время саммита ВТО. Как сообщили в гонконгском правительстве, в результате столкновений пострадали 54 человека, в том числе пятеро полицейских. Тогда протестующим удалось прорвать полицейские кордоны, выставленные вокруг Конгресс-центра, где проходит саммит. Оттеснив полицию, участники беспорядков подошли почти вплотную к зданию. Для наведения порядка полиция применила слезоточивый газ, дубинки и водометы.
Участники беспорядков подошли к задаче срыва министерской конференции с выдумкой - несколько демонстрантов пытались добраться до Конгресс-центра вплавь, другие протестующие жгли символ ВТО, на одной из улиц с помощью веревок антиглобалисты повалили металлические заграждения и попытались сломать забор из колючей проволоки.
Россию, в целом поддержавшую курс стран - членов ВТО (при том, что сама она в организацию не входит), все эти народные протесты волновали мало. Российским переговорщикам было необходимо завершить переговоры с восемью странами, входящими в ВТО.
Однако заключить оставшиеся договоры по вступлению в ВТО стране не удалось. Российские переговорщики смогли подписать соглашения лишь с четырьмя странами - Парагваем, Филиппинами, Никарагуа и Канадой.
США традиционно являются последней страной, с которой новому участнику нужно договориться. Поэтому российская делегация намеревалась хотя бы достичь прогресса в переговорах (как известно, США требуют от России двух невыполнимых вещей - уничтожения рынка контрафактной продукции и разрешения создавать на российской территории филиалы финансовых институтов).
Прогресс достигнут не был, причем вопрос заключения договора с США явно вышел на более высокий уровень - теперь его решат между собой президенты двух держав.
Пока же России осталось договориться с четырьмя странами - США, Швейцарией, Австралией и Колумбией. С пятой страной, Индией, переговоры завершены, и все документы будут подписаны в середине января 2006 года. С Колумбией переговорщики рассчитывают разобраться в течение двух-трех недель. К концу января, по мнению российской делегации, будут улажены все спорные вопросы и со Швейцарией.
Оставшиеся две страны, похоже, будут стоять на своем до последнего, причем для США открытие финансовых рынков является принципиальным вопросом, так как ранее в ВТО не пускали ни одну страну, которая бы не выполнила требования о банковских филиалах.
В свою очередь, президент России Владимир Путин уже заявил, что филиалы иностранных банков в России создаваться не будут.
Тем временем, в Москве на конференции "Малый бизнес Москвы и Всемирная торговая организация", которая была организована Московской торгово-промышленной палатой, представители московского малого бизнеса сообщили российским чиновникам о том, что после вступления России в ВТО они будут вынуждены закрыть половину своих предприятий.
На конференции выступили представители двух отраслей, в которых заняты малые предприятия - производстве строительных товаров и мебельной промышленности. Они мотивировали свою точку зрения тем, что после снижения импортных пошлин в рамках соглашений по ВТО отечественные малые предприятия, точку зрения которых они представляют, не выдержат конкуренции с импортом и разорятся.
Они особо подчеркнули, что вступление в ВТО выгодно для тех предприятий, которые занимаются экспортом товаров и услуг. При этом они отметили, что продукция малого бизнеса в основном потребляется на местном рынке и правительство, лишая их производство защиты в рамках вступления в ВТО, ничего не предлагает взамен.
Резюмируя свою точку зрения, представители малого бизнеса попросили у присутствовавших на конференции чиновников из МЭРТ разработать и рекомендовать мелким бизнесменам схему наиболее бескровного выхода из дела, а также уточнить сроки, в течение которых это лучше всего сделать.
Представители Минэкономразвития, в свою очередь, подробно объяснили, что такое ВТО и почему его не надо бояться - отмена импортных пошлин после вступления в ВТО будет поэтапной и не мгновенной. Более того, она уже проводится, хотя Россия пока еще не член ВТО - так, в течение этого года пошлины были снижены в общей сложности на 40 процентов. Чиновники также подробно осветили подробности и текущее состояние переговорного процесса относительно вступления России в ВТО.
Также они отметили, что малым предприятиям не следует бояться ВТО, а следует объединяться для коллективного отстаивания своих интересов. В качестве выгод, которые отечественный бизнес может получить от вступления в ВТО, один из них упомянул возможный рост экспорта в сфере услуг (правда, воздержавшись от конкретных прогнозов), а второй вообще отказался что - либо прогнозировать, объяснив, что прогнозы - дело неблагодарное.
В итоге, похоже, малые предприятия так и не поняли, как им уберечься от ВТО.
Вопрос о том, зачем необходимо входить в ВТО, каждый решает для себя сам. Но, как видно, на всех уровнях от ВТО ждут не столько плюсов, сколько досадных минусов. В то же время имиджевые преимущества членства в ВТО зачастую затмевают собой всякие разумные экономические доводы.
Так, в середине января небольшое островное королевство Тонга вошло в ВТО на сверхневыгодных условиях. ВВП этой страны составляет менее 250 миллионов долларов, в королевстве проживает чуть более 100 тысяч человек, а подданные монарха живут чрезвычайно бедно.
Эта страна так хотела в ВТО, что позволила более крупным странам диктовать условия вступления, согласно которым сумма полученных таможенных платежей, которые идут на соцобеспечение и образование, значительно сократится.
Так как российский рынок становится все более привлекательным для инвесторов, то вскоре может сложиться парадоксальная ситуация - за то, чтобы Россия стала членом ВТО, выскажутся все те страны, с которыми уже подписаны соответствующие договора. Россия тем временем подготовит свои рынки и своих предпринимателей к тому, чтобы безболезненно войти в ВТО.
И остаться лидером в мире контрафакта.