Британское общественное учреждение под названием ICSTIS (Independent Committee for the Supervision of Standards of Telephone Information Services, "независимый комитет по надзору за стандартами сервисов телефонной информации") в начале этой недели выполнило задачу из числа своих непосредственных функциональных обязанностей: оно оштрафовало на 40 тысяч фунтов стерлингов британское отделение компьютерной компании MBlox, занимающейся разработкой, внедрением и поддержкой систем, связанных с передачей цифровых данных по сетям мобильной связи.
MBlox управляет в Великобритании специальным телефонным номером, который тарифицируется особым образом. Такие номера называются "premium-rate telephone numbers" и предназначены для предоставления через телефонные сети различного рода платных услуг. Человек может позвонить на такой номер или послать туда SMS-сообщение (в нем может содержаться какая-либо команда), после чего с лицевого счета абонента у сотового оператора списывается денежная сумма, в которую входит стандартная стоимость звонка или SMS-сообщения плюс стоимость полученных услуг, которая, условно говоря, может быть произвольной. Оплата также может производиться в кредит через последующее выставление абоненту счета за предоставленные услуги от имени оператора телефонной связи.
Как раз для того, чтобы в Великобритании эти "произвольные" суммы были оправданы с рыночной точки зрения, и существует ICSTIS. Иначе, как показывает практика, многие продавцы таких услуг начинают вести себя довольно спорным образом - проще говоря, устанавливать произвольные цены на свои зачастую странные услуги. Так, многим известна проблема так называемого "секса по телефону", когда абонент может позвонить по указанному в газете бесплатных объявлений телефонному номеру для откровенного разговора с некой девушкой, убедиться, что на самом деле ему пришлось поговорить со звуковоспроизводящим оборудованием, после чего получить разорительный телефонный счет.
Для борьбы с этими проявлениями коммерческой смекалки в индустриально развитых странах наподобие Великобритании существуют административные нормы, требующие от компаний явно указывать характер и стоимость предоставляемых услуг при размещении объявлений с "особым номером" в СМИ. Власти такой страны, как Китай, в свою очередь, борются с высокотехнологичными злоупотреблениями уже постфактум: недавно властями этой страны была объявлена облава на мошенников, которые занимались масштабным "чесом" китайских абонентов сотовой связи. Схема работы этих людей максимально проста: регистрируется "особый" номер, с него производится массовая рассылка SMS-сообщений с различными "завлекалочками", например, формата "вы выиграли в лотерею". Или же просто автомат звонит всем подряд и сразу сбрасывает звонок. В сообщениях содержится призыв отправить ответный SMS, "пустые" звонки же делаются в расчете на то, что заинтригованная жертва перезвонит на определившийся номер. Когда это происходит, со счета жертвы сразу списывается максимально возможная сумма - для Китая это 500 юаней (около 50 долларов).
MBlox провинился перед ICSTIS тем, что недостаточно полно оговаривал условия одной из своих услуг в рекламе, размещавшейся в британских СМИ. Речь идет о рекламе знаменитого "Безумного лягушонка" (Crazy Frog) - вымышленного персонажа, который с начала года завоевал невиданную популярность среди жителей многих стран мира, особенно в Европе. Многим хорошо знакома его характерная песенка и неразборчивый речитатив, а также видеоклип, где данный лягушонок голубого цвета летает по воздуху, спасаясь от странного злобного персонажа на некоем подобии мотоцикла.
Данный лягушонок, надо сказать, является уникальным явлением в истории рекламного бизнеса, телефонной связи, масс-медиа и телекоммуникационных технологий. Во-первых, его условно можно назвать "порождением всемирного разума". Началось всё с того, что в 1997 году 17-летний швед Даниэль Мальмедаль выложил в Интернет звукозапись, на которой он искаженным голосом изображает заводящийся мопед. Те, кто слушал запись, посчитали, что это очень смешно, и соответствующий mp3-файл быстро разошелся по Сети, частично войдя в основу различных flash-миниатюр и прочих так называемых приколов.
В 2003 году запись дошла до шведского телевизионного дизайнера Эрика Вернквиста, который придумал и нарисовал на компьютере того самого голубого лягушонка и создал анимационный ролик "The Annoying Thing" ("надоедливая штука"), где этот лягушонок изображал тот самый мопед (сам мопед в кадре отсутствовал), издавая те самые звуки. Ролик дошел до Мальмедаля, он связался с Вернквистом, и вместе они создали другой ролик, уже с "аутентичным" звуковым сопровождением. Ролик был неприличным - лягушонок был одет только в мотоциклетный шлем и жилетку, были явно обозначены первичные половые признаки, а сзади персонажа шел дым, символизирующий выхлопные газы отсутствующего мопеда.
Год спустя творением Вернквиста заинтересовалась немецкая студия Jamba!, занимающаяся производством того самого контента для мобильных телефонов - мелодий звонков (рингтонов), картинок-заставок (скринсейверов) и других безделиц, продающихся как раз через SMS. Как известно, мобильными телефонами в последние годы пользуется все большее число жителей планеты, потому что это очень удобная и полезная в быту технология. Как известно, мобильные телефоны постоянно совершенствуются, одни стандарты сменяют другие, растут скорости передачи данных, современные мобильники скрещиваются с фотоаппаратами и карманными компьютерами, и каждый владелец мобильника имеет счет в телефонной компании, с которого можно списывать безналичные деньги, которые затем можно переводить в наличные. Это разновидность системы электронных платежей, а электронные платежи - это очень удобно, это подтвердит любой владелец банковской карты.
Специфика ситуации такова, что для многих жителей планеты мобильный телефон стал первым компьютерным устройством, с которым им пришлось общаться. Осваивая управление телефоном в силу неизбежной необходимости, человек прикасался к миру компьютерной логики и всемирных сетей передачи информации. И, как выяснилось, многие люди оказались подвержены эйфории от знакомства с этими мирами. Те, кто давно знаком с компьютерами (или, скажем, телеприставками), наверняка помнят свои первые впечатления о них - во многих случаях светящиеся буквы, красивые картинки, музыка и возможность управлять всем этим при помощи кнопок сражали людей сразу и наповал. Ведь это так интересно и здорово.
Примерно то же самое произошло и с мобильниками, причем в первую очередь пресловутой эйфории оказались подвержены, разумеется, дети и молодежь. Они стали вовсю переписываться по SMS, а возможность получать на свой телефон разные мелодии, картинки и прочие "приколы", позвонив на указанный на экране телевизора номер, оказалась также чрезвычайно привлекательной. Сначала в западных странах, а затем и по всему миру, молодежь впала в "телефонную зависимость". Чем и не преминули воспользоваться различные компьютерные компании наподобие той самой Jamba!.
Рынок SMS-сервисов стал расти сенсационно быстрыми темпами, чем сильно удивил компьютерно грамотных людей. С их точки зрения, в массе своей торговля SMS-"приколами" выглядела какой-то профанацией и надувательством. Ведь картинку или мелодию для телефона можно при желании сделать самому, а можно бесплатно скачать из Интернета и самостоятельно передать в телефон с помощью одного из распространенных интерфейсов передачи данных.
Но, как выяснилось, для бескомпьютерной, но телефонизированной молодежи это оказалось задачей трудновыполнимой - гораздо проще послать SMS на указанный номер. Усугубляло ситуацию то, что абонент не ощущал "платность" этой услуги - ведь отправляя SMS, он не отдает никому никаких монет или купюр, а связь с пополнением счета у оператора в данном случае опосредованная и интуитивная. Особенно проблема обострилась, когда обнаружилось, что дети любят заказывать SMS-услуги с родительских телефонов.
В общем, покупка компанией Jamba! (она является подразделением VeriSign) прав на The Annoying Thing оказалась крайне удачным приобретением. Из маркетинговых соображений лягушонка назвали "сумасшедшим" (Crazy Frog), против чего его создатель решительно возражал. Однако звонки и картинки с голосом и изображением синей лягушки стали активно раскупаться через SMS (для жителей Британии Jamba! реализует свои услуги через ту самую MBlox), и о ней был снят видеоклип, к которому немецкая музыкальная группа Bass Bumpers придумала музыкальное сопровождение, взяв за его основу популярную мелодию "Axel F", написанную в 1985 году Харольдом Фальтермайером для фильма "Полицейский из Беверли-Хиллс".
Новая обработка "Axel F" стала первой композицией, вырвавшейся из музыкальных чартов для рингтонов в "настоящие" чарты, и в течение года пресловутый надоедливый лягушонок появился практически везде. Стали выпускаться сувениры, новые музыкальные диски с его участием, и так далее. Разумеется, он многим очень надоел. Зато принес Jamba! прибыль, исчисляемую миллионами долларов.
Неизвестно, в подтверждение ли пошлой репутации лягушонка или по стечению обстоятельств фирма Jamba! стала применять приемы, обычно присущие спамерам. Во-первых, ролик про лягушонка побил все рекорды рекламной ротации в истории британского телевидения. Во-вторых, многие пользователи, единожды заказав искомый рингтон, обнаруживали себя подписанными на регулярную, но бесполезную SMS-рассылку, рекламирующую другие сервисы от Jamba!. Многие очень удивлялись, когда обнаруживали, что каждое такое письмо стоило им аж по три фунта. После этого люди и стали жаловаться в ICSTIS.
Первые жалобы начали поступать в начале лета, но итоговое решение ICSTIS приняла только сейчас. Она оштрафовала MBlox на те самые 40 тысяч и обязала выплатить разницу 338 абонентам, которые полностью оформили свои жалобы. MBlox, конечно, стала кивать на Jamba!, но штраф был наложен именно на нее как на поставщика информационной услуги.
Однако не стоит думать плохо об SMS-сервисах. С их помощью можно реализовывать много вполне интересных и полезных вещей. Например, оплату общественного транспорта. Делается это так: на стене автобуса указывается номер, на который надо послать определенное (например, пустое) SMS-сообщение. В ответ со счета списывается оплата проезда и приходит SMS с подтверждением и контрольным кодом. Правильность кода может проверить контролер. И еще много полезных применений можно найти этой технологии. Потому что это просто-напросто инструмент, которым можно воспользоваться как во благо, так и наоборот. Проблема, как обычно - в головах.
Сергей Рублёв