23 декабря стало известно, что Министерство обороны намерено взыскать 4,8 миллиона долларов с бывшего начальника вспомогательного флота ВМФ, отставного контр-адмирала Юрия Кличугина. Военное ведомство обвиняет его в превышении должностных полномочий и халатности - в министерстве считают, что контр-адмирал в 1994 году слишком дешево продал за границу военный корабль "Анадырь". Минобороны подало иск в Кунцевский суд Москвы. Заседание суда по этому делу назначено на 10 января.
Расследование этого дела началось в 1999 году, когда Счетная палата провела проверку финансово-хозяйственной деятельности Тихоокеанского флота. Тогда работники палаты подсчитали, что продать "Анадырь" можно было намного дороже - аж на 38 миллионов долларов. По их подсчетам, остаточная стоимость корабля на тот момент составляла не менее 60 миллионов долларов.
На момент продажи "Анадырь" отслужил в составе ВМФ всего четыре года, а всего отплавал шесть лет, что для корабля не срок. В частности, для большого морского транспорта вооружений проекта Р-756 (он предназначался для транспортировки подлодок и кораблей), как официально именовалось судно, срок службы официально составлял 30 лет, но на самом деле его можно было бы продлить еще.
С оценкой стоимости "Анадыря" вообще все не так просто. Счетная палата оценила его в 60 миллионов долларов, Главная военная прокуратура считает, что в 1994 году его можно было продать за 33 миллиона, Кличугин утверждает, что красная цена "Анадыря" на тот момент была от 15 до 20 миллионов. Разброс сумм фантастический. Откуда же взялась сумма в 4,8 миллиона, которую требует с контр-адмирала Минобороны? Все дело в том, что за 26 миллионов долларов (что на 4,8 миллиона больше, чем то, что заплатили за транспорт иностранцы) корабль собирались продать чиновники Минобороны.
Как сообщает "Коммерсант", большой морской транспорт вооружений "Анадырь" был построен в 1988 году на верфи Wartsila в Финляндии по заказу ВМФ СССР. С 1990 года он вошел в состав Тихоокеанского флота. 14 июня 1994 года "Анадырь" вышел из Владивостока и отправился на Северный флот в Баренцево море. Однако он туда не попал. Вместо этого судно оказалось сначала во Вьетнаме, а затем, в сентябре 1994 года, в Испании, где его передали представителям норвежской фирмы Anadir LTD. Как отмечает "Газета", никакого таможенного оформления и разрешения ГТК на экспорт продукции военного назначения руководство ВМФ не получало.
У Кличугина (на тот момент он командовал Вспомогательным флотом ВМФ) не было и соответствующей доверенности на оформление продажи, но он сам утверждает, что закон предусматривает разрешение на такую продажу, если сделку впоследствии одобрили соответствующие ответственные лица.
Как утверждает ГВП, сделку об аренде и продаже "Анадыря" в 1994 году заключил именно Кличугин, который, в свою очередь, настаивает на том, что ее одобрил тогдашний министр обороны Павел Грачев и главком ВМФ Феликс Громов. "По предварительной договоренности судно должны были продать вообще за 26 миллионов долларов после его ремонта. Однако денег на ремонт у Минобороны не было. Поэтому с ведома тогдашнего главкома ВМФ Феликса Громова стоимость была снижена до 21,2 миллионов долларов. При этом сумма сделки была одобрена как Громовым, так и тогдашним министром обороны Павлом Грачевым", - цитирует "Газета" слова адвоката Бориса Кузнецова.
Стоит отметить, что сумма в 4,8 миллиона долларов состоит из двух частей - 4,7 миллиона (по подсчетам ГВП, расследовавшей это дело) было недополучено за сам корабль, а еще 130 тысяч долларов норвежцы не выплатили за его аренду перед продажей. Кличугин утверждает, что эти 130 тысяч были потрачены на ремонт и восстановление "Анадыря", который в 1994 году находился в крайне плачевном состоянии. Кроме того, часть денег пошла на оформление страховки и регистрацию в иностранных портах. Бывший командующий во время следствия заявил, что Anadir LTD на самом деле вложила в проект гораздо больше - до 700 тысяч долларов.
Он настаивает на том, что в то время ВМФ не мог самостоятельно подготовить транспорт к продаже - таких денег у него не было, как не было их на содержание "Анадыря". "Сдавать его на металлолом, как широко практиковалось в то время, было слишком расточительно. К тому же слишком много необходимых флоту судов были арестованы за долги в иностранных портах. Кстати, именно на деньги от продажи "Анадыря" удалось вернуть танкер "Ижора", арестованный за границей за долги, и многие другие суда", - утверждает он.
29 мая 2003 года Московский гарнизонный военный суд признал Кличугина виновным по всем пунктам обвинения. Тогда же и была оценена сумма ущерба в 4 миллиона 845 тысяч долларов США. Суд подсчитал ущерб, вычтя полученные в ходе продажи деньги из суммы, фигурировавшей в предварительной договоренности (26 миллионов долларов). Суд приговорил адмирала к 4,5 годам лишения свободы и освободил по амнистии. Дела еще двоих участников этой истории - начальника Военно-морской академии имени Кузнецова адмирала Василия Еремина и замначальника Академии тыла и транспорта Минобороны РФ вице-адмирала Евгения Сербы, были прекращены на стадии следствия.
Сразу же после этого Кличугин и ГВП опять ринулись в суд - не признавший себя виновным контр-адмирал требовал отмены приговора, а прокуратура хотела ужесточить наказание. Московский окружной военный суд, рассмотрев это дело, отказал обоим, оставив приговор контр-адмиралу в силе и не признав в ГВП истца.
Кличугин и теперь не считает себя виноватым. Объясняя, почему норвежцы купили судно не за 15 (именно столько, по его мнению, оно и стоило в реальности), а за 21 миллион, он сказал: "Судно, конечно, не коньяк - со временем не дорожает, но норвежцы к нему давно присматривались. Им было крайне выгодно переоборудовать его под плавучую нефтедобывающую вышку, что они, в конце концов, и сделали. Строить такое судно самим куда дороже, поэтому мы из них все соки и выжали, а деньги, кстати, все до копейки в бюджет поступили".
Он настаивает на том, что эти иски, и нынешний от Минобороны, и отклоненный от ГВП, являются своего рода местью за то, что он в свое время мешал военным чиновникам продавать корабли за границу. "В то время десятки, если не сотни кораблей были проданы за границу за копейки... Я был очень неудобным человеком, и меня попросту хотели уволить", - объяснил он возбуждение уголовного дела несколько лет назад. А то, что эта тяжба тянется до сих пор, по мнению отставного контр-адмирала, вызвано его нежеланием признать себя виновным.
Что касается "Анадыря", то его действительно перестроили в плавучую нефтедобывающую платформу. В ходе модернизации судно подверглось серьезным изменениям. Теперь "Анадырь" называется "Петроярл IV" (Petrojarl IV) и работает на компанию BP Amoco. Владеет судном компания Golar-Nor Offshore.
Павел Аксенов