Удивительно, но спустя почти 15 лет после развала Советского Cоюза за отечественными автомобилями снова стоят в очередях. По полгода или даже больше. Только теперь мечта россиян не называется Жигулями или Волгой. Ее имя - Ford Focus.
Второе поколение "Фокусов" выпускается в Ленинградской области уже с мая. То есть новинкой машину можно назвать с большой натяжкой, и среди автомобильных изданий не писали про нее только ленивые. В том числе мы.
Через полгода с момента выхода "Фокуса" на рынок мы поняли, что пропустили что-то важное. И решили, наконец, выяснить, чем же привлекает эта машина сограждан - что в ней волшебного, в чем же "фокус"? Поэтому, хоть и поздно, но на тест-драйве Lenta.Ru оказался Ford Focus Coupe с двухлитровым двигателем. Машина нам настолько понравилась, что мы сразу попросили еще один "Фокус" - седан с мотором 1,6 и "автоматом".
"Трехдверка" Focus Coupe, побывавшая у нас на тесте, была не обычной, а немного "тюнингованной". Двухлитровый двигатель и ходовая у нее остались стандартными, зато снаружи был установлен пластиковый обвес MS-Design. Он включает хромированную решетку радиатора, задний спойлер, накладки на бампера и пороги и, конечно, блестящую двойную насадку на глушитель. Выглядит такой "Фокус" действительно "круче" обычного, однако, как выяснилось позднее, обвес делает его дороже аж на три с половиной тысячи долларов.
Обойдя вокруг трехдверного Ford Focus, я вспомнил рекламный ролик, где индус с помощью кувалды и домашнего слона делает из своей старой машины новенький Peugeot 206. Думаю, можно смело снимать продолжение. В роли старой машины надо использовать вазовскую "восьмерку", завешанную спойлерами и другим "пластиком", а "результатом" должен стать Focus Coupe.
Можно спорить, что выглядит лучше - экстерьер "Фокуса" первого поколения, выполненный в стиле New Edge, или более нейтральный облик второго. Очевидных дизайнерских промахов нет ни в старой, ни в новой машине.
А вот внутри второй "Фокус" однозначно приятней своего предшественника. Намного лучше стали материалы отделки, а дизайн интерьера, вместо прежнего "буйства кривых и прямых", оставляет ощущение солидности и в то же время уюта, которого не хватало машине первого поколения и до сих пор не хватает старшему "брату" "Фокуса" - Ford Mondeo.
Но самое приятное - русифицированный бортовой компьютер. Севшего за руль Focus на "великом и могучем" предупреждает, что надо бы закрыть водительскую дверь. Правда, в русском интерфейсе удалось найти одну ошибку - при локализации забыли про словосочетание "моментальный расход топлива". Все показатели экономичности называются одинаково - средним расходом топлива.
Интересно, что помимо стандартных функций компьютер позволяет менять установки электрогидравлического усилителя руля (на тех машинах, где он установлен). Управление можно сделать "спортивным", "комфортным" или "стандартным". Немного поэкспериментировав, я решил остановиться на "спортивном" варианте - он больше всего подходил черному Focus Coupe.
Ходовые качества двухлитровой "трехдверки" вполне соответствуют ее внешности. Двигатель охотно раскручивается практически с холостых оборотов до ограничителя, обеспечивая хороший разгон с любой скорости. В КПП понравились передаточные числа, зато не вызвала восторга четкость включения скоростей. Впрочем, к такому механизму привыкаешь довольно быстро.
У второго "Фокуса", как и у первого, хорошо настроены подвеска и рулевое управление. Они оставляют ощущение очень "собранного" автомобиля, и в то же время не слишком досаждают своей "информативностью" на дорожных неровностях.
"Фокус" входит в повороты с минимальными кренами. На асфальте он здорово держится за дорогу, а на снегу демонстрирует типичную переднеприводную управляемость - предсказуемую и безопасную.
Но гораздо больше понравилось не то, как машина входит в повороты со скольжениями, а то, как она едет по прямой на высоких скоростях. В отличие от многих одноклассников "Фокус" спокойно переваривает волны асфальта и колеи. Он уверенно движется по курсу, не повторяя рельеф дороги, как Mitsubishi Lancer, и не так "нервничает" на стыках, как Mazda3 Sport со своим чересчур "спортивным" характером. К тому же "Фокус" может похвастаться хорошей шумоизоляцией - даже на 140 километрах в час он не досаждает ни шумом двигателя, ни свистом ветра, ни звуком шин.
Самое главное - Focus совершенно не похож на бюджетный автомобиль, несмотря на стартовую цену 11720 долларов США. Он кажется солидным и снаружи, и внутри. Да и список дополнительного оборудования приятно удивляет. На черной "трехдверке", помимо обвеса, были установлены ксеноновые фары, парктроник, аудиосистема Hi-Fi с возможностью воспроизведения mp3, кожаный салон, и много что еще...
Например, аудиосистема Sony, практически аналогичная той, что устанавливается на Mondeo. Однако, если в Mondeo очевидно не хватает высоких частот, то в Focus'е эта же мангитола звучит намного лучше. Помогают "пищалки", удачно расположенные в передней части дверей.
Между тем, такой звук понравится не всем. Особенность, характерная для многих магнитол Sony - слишком искусственное, цифровое звучание - присутствует и в "Фокусе". И несмотря на удобство управления и возможность воспроизведения mp3-файлов, следует хорошо подумать, перед тем как доплачивать за аудиосистему ни много ни мало 700 долларов США.
У всех "Фокусов" одинаковая база. Поэтому для ног задних пассажиров "трехдверки" места столько же, сколько в пятидверном хэтчбеке. Правда втроем туда лучше не садиться. А вот вдвоем - вполне сносно. Кузов довольно широкий, места над головой тоже хватает.
Приятная мелочь - установленный в задней части центрального тоннеля пульт для управления магнитолой с двумя гнездами под наушники. Если водитель будет слушать радио, задние пассажиры через наушники могут включить компакт-диск. Или наоборот.
К эргономике водительского места почти никаких претензий. Надо лишь немного привыкнуть к фордовской специфике - особенностям управления "дворниками" и бортовым компьютером.
Кресло и руль регулируются в больших диапазонах, есть выраженные боковая поддержка и поясничный подпор. Единственное, к чему придется привыкать - это широкие двери. Из-за них места на парковке Focus Coupe требует больше, чем пятидверная модификация или седан.
Последнее, что хотелось бы сказать про трехдверную машину - у нее удивительно маленький расход топлива. Несмотря на довольно быстрые разгоны, высокую скорость движения по шоссе и московские пробки показания среднего расхода не превышали 10 литров на 100 километров, а чаще укладывались в 7-8 литров. Для резвого 145-сильного мотора это более чем достойный результат.
Серебристый седан в комплектации Ghia со "старым" мотором 1,6 и "автоматом" сразу показался мне женской машиной. И дело совсем не в подвеске, которая, по моим ощущениям, настроена иначе, чем на трехдверке, не в более мягком рулевом управлении... Причина в педалях.
Мне с 43-м размером обуви в осенних ботинках было неудобно давить на газ. Нога с одной стороны задевала центральный тоннель, а с другой - массивную педаль тормоза. В зимней обуви "поместиться" на педали было бы еще сложнее. Зато в комплектации Ghia пространство для ног подсвечивается!
"Женскую концепцию" подтверждает и то, что теперь на "Фокусах" "автомат" устанавливается только в паре с самым слабым из 1,6-литровых моторов, а не с 2-литровым агрегатом, как на машинах первого поколения.
Впрочем, динамики 100-сильного двигателя вполне хватает. Если продавить педаль газа до конца, нога чувствует щелчок. А "автомат" тут же переходит на самую низкую передачу из возможных на данной скорости. Получается принудительный кик-даун, очень удобный при обгонах.
Такой "Фокус" уверенно разгоняется где-то до 140 километров в час. После этой отметки километры набираются очень неохотно - "капля за каплей".
Несмотря на относительную медлительность, машина с "автоматом" не скромничает с потреблением бензина. В среднем расход составляет 10-11 литров на сотню. Сами по себе эти цифры выглядят вполне нормальными, а вот при сравнении с чрезвычайно экономичным 2-литровым мотором уже кажутся нескромными.
Интересно, что в центре панели приборов у седана находится большой экран, который на месте пишет "Ford Focus" и дублирует некоторую информацию бортового компьютера. А на ходу он полностью "отдан" режимам АКПП. Сначала я подумал, что такой дисплей следовало использовать более рационально. Однако, взяв в руки инструкцию, понял, что в Европе этот экран отдан навигационной системе. А для России предусмотрена "усеченная" версия.
Забавно, что даже в запертой машине эти экраны долгое время не гаснут. И всем прохожим, если они, конечно, заглянут через стекло, "Фокус" показывает московское время, температуру на улице, свой пробег и название.
Пришло время раскрыть самый большой секрет. Ford Focus - это не дешевый автомобиль, если сравнивать с конкурентами в той же комплектации. Зато "Фокус" можно купить дешевле конкурентов. Запутались?
Разгадка в том, что даже с 2-литровым мотором в самой престижной комплектации Ghia производитель "Фокуса" не навязывает дополнительное оборудование. Скажем, машину можно заказать без литых дисков, "парктроника", обогрева лобового стекла и даже без ABS. Покупатель может сам выбирать, за что платить, а за что - нет. К сожалению, многие сограждане решают экономить на тормозах и системе стабилизации. И потом гордо восклицают: "Я купил двухлитровый Focus за 15 тысяч!"
Побаловавшись с сайтом Fordconnection.ru, я выяснил, что Focus "под меня" обойдется в 20-21 тысячу долларов. А это совсем не "стартовые" 11720, которые просят за "голую" машину с 1,4 литровым мотором. Поэтому дешевым автомобилем Ford Focus можно назвать с большой натяжкой. С другой стороны, вышеуказанные 20 тысяч это все равно чуть меньше, чем просят за одноплатформенную Mazda3 с сопоставимым списком оборудования.
Многие боятся российской сборки. Пытаясь углядеть "признаки отечественного качества", я рассматривал "Фокусы" очень придирчиво. Внешне придраться не к чему - кузовные панели хорошо подогнаны и покрашены. Внутри нигде не торчат провода, все работает и не отваливается. А качество материалов, как уже говорилось выше, даже превосходит ожидания.
В общем, удалось найти лишь два недостатка. У "трехдверки" на неровной дороге поскрипывал пластик в задней части салона, а на седане "торпедо" было установлено с неровными зазорами. Однако связывать эти недостатки с российской сборкой я бы не стал. Такое случается и на более дорогих иномарках, произведенных в Европе.
Технические характеристики Ford Focus Coupe 2,0
Технические характеристики Ford Focus Ghia 1,6 AT
Длина
4342 мм
4488 мм
Ширина
1840 мм
1840 мм
Высота
1497 мм
1497 мм
Снаряженная масса
1326 кг
1313 кг
Рабочий объем и тип двигателя
1999 мм3, бензиновый, с четырьмя клапанами на цилиндр
1596 мм3, бензиновый, с четырьмя клапанами на цилиндр
Мощность/об.мин
145 л.с./6000
100 л.с./6000
Крутящий момент/об.мин
185 Н*м/4500
150 Н*м/4000
Разгон 0-100 км/ч
9,2 с
13,7 с
Расход топлива в смешанном цикле
7,1 л/100 км
7,7 л/100 км
Комплектация Trend:
Опции:
Итоговая цена - $21210
Cтоимость обвеса для Ford Focus coupe составила $3461,35:
Благодарим ЗАО "Форд Мотор Компани" за предоставленные на тест автомобили.
Дмитрий Ларченко