Из жизни
17:45, 11 января 2006

Утопические города и прочие грандиозные стройки XXI века Главы стран СНГ продолжают традиции советского монументального строительства

Вскоре после нового года власти Казахстана объявили о том, что планируют построить в степи свой собственный "Лас-Вегас" - город-мечту для любителей азартных игр. Впрочем, не один президент Назарбаев мечтает возвести нечто прекрасное и монументальное. Многие главы бывших советских республик продолжают имперскую традицию монументального строительства.

Периодически из стран постсовесткого пространства приходят новости, которые могли бы заставить позеленеть от зависти мэра Москвы Юрия Лужкова, известного своими грандиозными строительными проектами. Главы не самых богатых в мире государств объявляют о стройках с фантастическими бюджетами и параметрами, причем очень часто о том, чтобы возводимое чудо окупилось, не идет и речи.

Лас-Вегас в дикой казахской степи

Именно проект властей Казахстана можно считать все-таки потенциально прибыльной кампанией, несмотря на его утопический размах.
Во-первых, Нурсултан Назарбаев уже имеет сравнительно удачный опыт строительства города прямо посреди степи. Таким образом в середине 90-х была основана новая столица Казахстана Астана, бурное развитие которой, по уверениям Назарабаева, на сегодняшний день обеспечивает 2 процента ВВП страны.

Во-вторых, сам Лас-Вегас в свое время был построен в дикой пустыне Невада, абсолютно неприспособленной для привлечения туристов. Однако специфика города сделала его одним из самых посещаемых мест США. Если в Казахстане, как и планируется, будет принят закон, запрещающий возведение казино где бы то ни было, кроме как в специально отведенном месте, возможно, "игорный город-мечта" действительно окупится и начнет приносить прибыль в первые же годы после своего появления.
Впрочем, ни стоимость появления подобного города, ни его размер пока не обсуждаются в Казахстане, и в этом смысле данный проект все-таки можно отнести к числу постсовестских строительных утопий.

Калмыцкое исполнение мечты Остапа Бендера

Еще один "город-мечту" уже очень давно задумал президент Калмыкии и глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Еще в 2004 году он объявил, что намерен вложить 2,6 миллиарда долларов в строительство шахматной столицы мира - впрочем, не в родной Калмыкии, а на территории эмирата Дубай в ОАЭ.

Поселок Нью-Васюки. Фото с сайта sps.ru
Lenta.ru

Дело в том, что в родной Калмыкии Нью-Васюки (как назвал свой проект амбициозный президент) уже были построены для проведения международной шахматной олимпиады. Однако образцово-показательный коттеджный поселок под Элистой, вопреки прогнозам Остапа Бендера, после проведения олимпиады не "стал центром десяти губерний". У Илюмжинова не хватило ни денег, ни влияния для того, чтобы сделать из утопического городка на окраине мировых туристических маршрутов настоящий международный центр, и поток туристов, привлеченных его громким названием, быстро иссяк.

В Дубае, который и так не жалуется на отсутствие путешественников со всего мира, глава ФИДЕ планирует подойти к делу с большим размахом. На площади в 64 тысячи квадратных метра должны будут появиться 32 здания, архитектура и расположение которых будут напоминать расставленные на шахматной доске фигуры. Поля, на которых будут стоять здания-фигуры, сделают черно-белыми. Гостиницы в Международном шахматном городе будут иметь категории от трех до семи звезд. В итоге Кирсан Илюмжинов мечтает о том, что дубайские Нью-Васюки будут принимать до 60 миллионов любителей шахмат ежегодно и в будущем штаб-квартира ФИДЕ из швейцарской Лозанны перенесется именно туда.

Ледяной дворец Отца всех туркмен

О всевозможных причудах Отца всех туркмен Сапармурата Ниязова мировая пресса пишет регулярно. Не обойдены вниманием и строительные прожекты этого деятельного правителя.

Золотая статуя Сапармурата Ниязова. Кадр телеканала Россия
Lenta.ru

Так, например, золотой памятник Ниязову, расположившийся на центральной площади Ашхабада, журналисты часто называют символом его стиля правления. Не меньший резонанс вызвало строительство "самой большой мечети" в родном поселке Ниязова Кипчаке. Мечеть была украшена цитатами из канонической книги Отца всех туркмен "Рухнамы", прочитать которую обязан каждый житель Туркменистана.

Помимо осуществленных проектов, есть у туркменского правителя и грандиозные планы на будущее. В 2004 году Сапармурат Ниязов заявил о том, что рядом с Ашхабадом будет построен огромный ледяной дворец, в котором смогут разместиться около тысячи человек. Дворец планируется возвести опять же словно по волшебству - в диком и пустынном месте в горах Копетдага. После чего каменистая пустыня станет популярнейшим центром горнолыжного досуга. Впрочем, с тех пор о дворце не было слышно ни слова. Однако, если учитывать скудость сообщений из Туркменистана, который рапортует исключительно о свершившихся достижениях, возможно, утопическая стройка действительно ведется, и вскоре мы услышим об очередном великом деянии Отца всех туркмен.

Киев-сити и подводный туннель Украина-Россия

Украинское правительство, казалось бы, увлеченное политическими и экономическими проблемами, также находит время для монументальных строительных планов.

Совсем недавно, в октябре 2005 года новый крымский премьер Анатолий Бурдюгов заявил, что в Крыму рассматривают возможность строительства подземного перехода через Керченский пролив.

Керченский пролив. Фото Петра Бологова, лента.ру
Lenta.ru

Идея соединить Крым и Таманский полуостров родилась еще в 2001 году. Тогда при содействии мэра Москвы Юрия Лужкова был создан проект огромного моста, соединяющего Керчь и Крым. Однако инвесторов для моста на гигантских сваях (чтобы обеспечить проход судов и буровых платформ) не нашлось. В 2004 году к идее соединить Россию и Украину через Керченский пролив вернулись, однако мост решили заменить тоннелем. И вот в 2005 году было объявлено, что проект тоннеля будет тщательно изучен экспертами. По их предварительным оценкам, стоимость строительства составит примерно 1,3 миллиарда долларов.

Возможно, именно мэр Москвы вдохновил украинские власти и еще на одну грандиозную стройку. В пику московскому Сити, который, кстати, по задумке Юрия Лужкова украсит самое высокое здание в Европе башня "Федерация", власти Киева также решили строить современный деловой центр, стоимостью в пять миллиардов долларов. Интересно, что этот проект, как и большинство утопических городов, планируется отстроить на месте, где до этого царило полное запустение. Остров Рыбальский, на котором разместится Киев-сити, известен как один из наименее презентабельных районов Киева, его большую часть сейчас занимает промышленная зона.

Личная супербашня президента Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в стремлении построить нечто знаменательное не был оригинален. Он попросту решил возвести очередную высокую башню.

Проект телебашни в Минске. Фото с сайта minsk-online.by
Lenta.ru

В начале 2005 года Александр Лукашенко заявил, что в Минске за два года появится огромная телебашня, стоимость которой составит около 100 миллионов долларов, причем этот проект президент берет под свой личный контроль. Возможно, ради соблюдения субординации, амбиции Лукашенко не распространяются на то, чтобы минская постройка стала "самой-самой". По проекту высота строения составит 425 (по другим данным - 422) метров. Таким образом, башня Лукашенко будет немного ниже Останкинской (высота последней превышает 550 метров).

Помимо супербашни, президент Белоруссии задумал еще одну небольшую, однако громко названную стройку. В центре Минска Лукашенко распорядился создать собственную "Силиконовую долину". "Застройка будет смотреться неплохо, но главное, чтобы было недорого" - заметил по поводу этого проекта президент. Ориентировочно стоимость строительства Парка высоких технологий составит 930,2 миллиона долларов. Таким образом, и в Белоруссии появится свой, хоть и небольшой, утопический городок, где по новеньким проспектам станут гулять исключительно интеллигентные, благообразные люди.

Получается, что почти во всех бывших республиках юга СССР, каждая из которых имеет достаточно харизматичного правителя и чрезвычайно ратует за собственную самостийность или независимость, обязательно строят что-то монументальное. Что это - доставшийся местным руководителям со времен советской империи инстинкт властью своего имени воздвигать грандиозные объекты посреди дикой пустыни, тайги, целины и прочего? Или давно проверенный в странах с автократической властью популистский ход, объединяющий тысячи строителей в едином порыве созидать объект, от масштабности которого захватило бы дух?

Екатерина Чекушина

< Назад в рубрику