В начале января Уго Чавес в очередной раз заявил о том, что он собирается закупить истребители в России и Китае, если США не начнут поставлять в Венесуэлу запчасти для парка стареющих F-16. Это заявление Чавес твердит как мантру, не обращая внимания на ответы американских официальных лиц, которые неустанно напоминают президенту, что его страна уже 20 лет как получает все необходимые запчасти и оборудование.
Угроза США миру является одной из излюбленных тем Уго Чавеса. Политически левый президент, который дружит с Фиделем Кастро, устраивает демонстрации против Вашингтона, делает едкие заявления, демонстративно налаживает отношения с Кубой, Ираном, Ливией и КНР. При этом политик постоянно твердит о том, что Америка собирается завоевать Венесуэлу, а его самого коварно убить.
Америка не остается в долгу. Вашингтон также называет Чавеса одним из главных нарушителей спокойствия в регионе, обвиняет его в поддержке леворадикальных групп, действующих в соседней Колумбии (Революционные Вооруженные Силы Колумбии - FARC и Национальная Освободительная Армия - ELN) и отказе от демократических принципов.
Это, однако, никак не влияет на тесные экономические отношения двух стран - Венесуэла является третьим производителем нефти в ОПЕК и половина всей ее нефти идет на экспорт в США, обеспечивая четверть импорта энергоносителей Северной Америки. В свою очередь, доходы от нефти обеспечивают половину всех госрасходов и треть ВВП Венесуэлы. Американские и венесуэльские власти презирают друг друга, но не могут друг без друга жить.
Еще одной нитью, которая связывает Венесуэлу и США, являются вооружения. Венесуэла традиционно закупала оружие в Соединенных Штатах. Ко времени прихода Чавеса к власти в 1998 году страна, в частности, обладала внушительным парком американских истребителей F-16A и F-16B (всего 24 машины).
Эти самолеты, поставленные в середине 80-х, когда Венесуэла была союзником США, к концу 90-х уже нуждались в модернизации, но все еще представляли собой грозную силу. Однако после размолвки, произошедшей с приходом Чавеса к власти, по его словам, истребительный парк стал стремительно ветшать. Америка прекратила поставлять Венесуэле необходимые запчасти, без которых F-16 не могут подняться в воздух.
Примерно в 2001 году Чавес решил закупать оружие в России - автоматы, вертолеты и истребители. Что касается стрелкового оружия и винтокрылой авиатехники, то впоследствии эти идеи были воплощены в жизнь в виде поставок 100 тысяч автоматов Калашникова (контракт, стоимостью 54 миллиона долларов, предусматривает также передачу лицензии на производство АК-47), девяти многоцелевых вертолетов Ми-17 и одного транспортного Ми-26 (сумма сделки - 120 миллионов долларов). С самолетами все оказалось намного сложнее.
Впервые венесуэльцы заинтересовались российскими истребителями на Международном авиасалоне МАКС-2001. Тогда переговоры были отложены по политическим соображениям. Однако в декабре 2003 года Министерство обороны страны обратилось в РСК "МиГ" с просьбой возобновить контакты.
Потом неожиданно появились сообщения о том, что Венесуэлу заинтересовали самолеты "Сухого" (МиГ-29 по своим ТТХ примерно соответствует F-16, а Су-27 это машина более тяжелого класса). А затем Чавес неожиданно заявил, что никаких самолетов в Росси он покупать не намерен. "Кто вам сказал, что я собираюсь купить "Миги"? Я намерен купить "Калашниковы", это да. Наше стрелковое оружие очень старое. К тому же, у нас нет запасных частей и производственных мощностей, чтобы поддерживать это оружие в надлежащем виде. Поэтому нашей армии уже давно пора сменить стрелковое оружие", - сказал он в интервью Washington Post в конце сентября.
Это заявление оказалось совершенно неожиданным. К тому моменту сделку обсуждали уже на госуджарственных уровнях, как почти состоявшуюся. Существование таких планов подтверждали не только в "Рособоронэкспорте", но и в Пентагоне. Однако уже через несколько месяцев отношение Чавеса к российским самолетам опять кардинально изменилось.
Очередной виток истории с истребителями начался в ноябре, когда Чавес заявил, что продаст свои F-16 на Кубу и в Китай. Это было бы нарушением контракта о поставках истребителей - США отдельно оговаривают в таких сделках пункт о невозможности передачи военных технологий в некоторые третьи страны. Однако венесуэльский лидер счел себя свободным от обязательств по этому контракту.
"Если они не выполнят условий контракта, мы сможем сделать все что захотим с этими самолетами. Может быть продадим 10 истребителей на Кубу или в Китай - пусть изучают технологии. Мы можем их отдать, и взамен закупить истребители в Китае или России. Нам больше не нужен империализм", - сказал он.
И тут нервы у американцев не выдержали - они раскрыли государственную тайну Чавеса. Оказывается, никто и не прекращал поставлять в Венесуэлу запчасти. Об этом заявил посол США в Венесуэле Уильям Браунфилд. "Соединенные Штаты продают Венесуэле запчасти уже более 20 лет. Мы продолжаем поставлять запчасти для истребителей и сейчас. Если мне не изменяет память, последняя поставка состоялась 4 ноября этого года", - заявил дипломат. Согласно американским данным, в тот день в аэропорту Каракаса приземлился американский C-130 с партией новеньких кресел-катапульт для венесуэльских истребителей.
Это заявление смутило бы любого политика, но не Чавеса. Уже в начале января он опять заговорил об обновлении парка истребителей. Поводом для такого заявления послужило давление, которое, по словам Чавеса, США оказывают на Бразилию, чтобы прекратить поставки Каракасу других военных самолетов - винтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano. По мнению Чавеса, действия США неправомерны, так как эти самолеты "являются учебно-тренировочными". На самом деле Super Tucano является легким штурмовиком, переделанным из учебно-тренировочного EMB-312 Tucano. Он способен нести ракетно-бомбовую нагрузку.
Чавес утверждает, что если Бразилия не сумеет решить эту проблему, то Венесуэла будет вынуждена обратиться за помощью к другим странам, таким как Россия и Китай. Сложно сказать, оказывают ли на самом деле США давление на Бразилию, но Чавес уже заявил, что если сделка с "Тукано" сорвется, а Вашингтон будет по-прежнему держать F-16,
без запчастей, то он в отместку закупит в Китае и России истребители и бомбардировщики. "Если нас вынудят заменить F-16 на современные "МиГи", то мы сделаем это и никто нас не остановит", - сказал он. Отметим, что американские дипломаты опять не поняли, что имел в виду Чавес - по их словам, запчасти для F-16 поставляются регулярно, а о сделке с Бразилией они ничего не знают.
На самом деле свидетельства того, что США блокируют военную помощь Венесуэле есть. Из 24 поставленных Каракасу самолетов три разбились - два из-за неполадок в двигателе и один из-за неудачного пилотажа во время авиашоу. Это произошло еще до прихода Чавеса к власти, и когда Венесуэла обратилась к США в 1997 году с просьбой поставить три новых самолета (а также провести модернизацию оставшихся), то Конгресс одобрил эту сделку. Однако спустя некоторое время, усомнившись в дружественности нового режима, он же ее временно (но бессрочно) заблокировал.
До 1997 года венесуэльские самолеты прошли модернизацию - на них были установлены системы целеуказания и высокоточные боеприпасы израильского производства. Однако дальнейшее сотрудничество между этими странами было прекращено по указанию Вашингтона. В октябре 2005 года представитель Министерства обороны Израиля заявил, что США не дали согласия на модернизацию венесуэльских истребителей и сделка не состоялась.
На самом деле судить о том, как продвигаются переговоры с Россией, по заявлениям Чавеса довольно сложно. Этот политик склонен делать прямо противоположные по смыслу заявления по несколько раз в год. Кроме того, столь масштабные сделки (обновление парка истребителей включает в себя также создание инфраструктуры, обучение экипажей, обслуживание и многое, многое другое) готовятся порой десятилетиями. Поэтому за три года обговорить все необходимые нюансы Россия и Венесуэла могли просто не успеть.
Однако нельзя также исключать и то, что Чавес на самом деле не хочет отказываться от F-16, а угрозы купить в Китае и России "бомбардировщики", это просто довольно неуклюжая попытка уговорить американцев модернизировать истребители.
Эту версию подтверждает заявление представителем РСК "МиГ", сделанное еще в декабре 2004 года, то есть задолго до заявления Чавеса об отказе от "МиГов". По его словам, США уже в тот момент собирались сорвать подписание этих контрактов.
"Один из высокопоставленных венесуэльских чиновников, потерявший свой пост в правительстве, сбежал в Колумбию, где передал американцам сведения о наших контрактных предложениях. Американцы сразу приняли меры, чтобы дискредитировать правительство и президента Венесуэлы и сорвать контракты на поставку российской техники", - рассказал представитель корпорации.
Возможно, США действительно держали венесуэльские самолеты на голодном пайке, но возобновили поставки запчастей в обмен на отказ от покупки самолетов в России. В этом случае заявление Чавеса о стремлении купить истребители в КНР, можно рассматривать как очередное коммерческое предложение Пентагону.
Павел Аксенов