Говорят, с Нового года в России поменялись правила дорожного движения. В частности, введены новые дорожные знаки, изменены несколько старых и дорожная разметка. Но главное - запрещена эксплуатация автомобилей с красными "поворотниками" (они установлены почти на всех американских машинах), а за городом теперь нужно круглосуточно ездить с ближним светом фар. Пока за "несоответствие" новым правилам наказывать не будут, а позднее обещают применять к нарушителям строгие меры. Например, за езду с красными "поворотниками" предполагается лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев с "конфискацией световых приборов".
Как вы могли заметить, предыдущий абзац начинается со слова "говорят" и содержит немало кавычек. Это не случайно - о новых правилах стране рассказали по радио утром 2-го января и как-то "между делом". Интересно, что новостным поводом стал не сам документ, а заявление начальника российского ГАИ Виктора Кирьянова. Генерал Кирьянов "успокоил" водителей, заверив, что за нарушение новых правил дорожного движения штрафовать пока не будут. Чиновник добавил, что даже экзамены на права какое-то время будут принимать по старым правилам.
Также в радиоэфире приоткрыли завесу тайны над самим документом - немного рассказали об изменениях в ПДД. В частности, объяснили, что теперь "за городом" следует ездить с включенными фарами в любое время суток.
Интересно, что понятия "загород" ранее не было ни в одном нормативном документе. Его появление в радиоэфире после Нового года заставило всерьез задуматься. Нужно ли, например, включать фары на главной улице деревни Крюково - является ли этот населенный пункт "загородом"?
Не мудрено, что автолюбителям какое-то время "разрешили" ездить по старым правилам - ведь новых пока не видели ни стражи закона, ни его потенциальные нарушители (они же, если угодно, исполнители). Документ до последнего времени нельзя было найти ни в печатном виде, ни в Интернете. Лишь в четверг 12 января он появился в сети, например на странице ДОБДД РФ (Gai.ru) или на сайте ГИБДД Северного административного округа столицы (Gibddsao.ru). По слухам, через пару дней появится печатная версия.
После новогодних каникул "федеральные" и "региональные" гаишники всех чинов начали давать представителям СМИ комментарии, разъясняя, что же нового в редакции 2006 года по сравнению с более ранними изданиями ПДД.
В результате изучения самого документа, а также этих комментариев у нас сложилась следующая картина:
Главная цель новых правил - учесть уже действующие изменения в законодательства. Скажем, летом были приняты поправки в КОАП РФ, предусматривающие лишение прав за езду без номеров и с незаконно установленными световыми и звуковыми спецсигналами.
Теперь запрет на спецсигналы прописан не только в соответствующем законе и новой редакции КОАП, но также и в приложении к правилам "Основные положения по допуску ТС к эксплуатации". Поэтому любой гаишник, составляя протокол, теперь может написать привычную фразу "водитель нарушил такой-то пункт правил дорожного движения", а не ссылаться на принятый летом нормативный акт.
Помимо этого приложения к правилам изменились еще два - "дорожная разметка" и "дорожные знаки". Эти новшества тоже нельзя отнести к сюрпризам - о них сообщалось еще в начале декабря.
Наконец, несколько изменений внесено в сами правила:
Про езду с ближним светом, "обгон тракторов" и перевозку детей, в целом, все ясно. Можно, конечно, порассуждать на эти темы, привести несколько ярких примеров и с горестью вздохнуть по поводу осложнившейся жизни автолюбителей. Однако мы оставим это другим и перейдем к главному.
Помните, как в свое время гаишники останавливали машины, проверяли тонировку стекол, а затем требовали предъявить аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки?
Такая практика была довольно недолгой, но прочно засела в памяти большинства автолюбителей. С появлением нового КОАП штрафы за отсутствие аптечки и огнетушителя были отменены, между тем, сами аптечки с огнетушителями никто не отменял. Ежегодно их требуется предъявлять при прохождении техосмотра. Там же проверяют автомобиль по всем пунктам "положений по допуску ТС к эксплуатации" - измеряют степень тонировки стекол, удостоверяются в соответствии световых приборов действующим нормативам. Проверяют, но не наказывают автовладельцев штрафами или лишением прав - им просто не выдают талон техосмотра, а соответственно запрещают эксплуатацию машины.
Теперь сделан своеобразный "шаг назад". Ответственность за несоответствие автомобиля ГОСТам и прочим правилам снова ложится на автолюбителей. На этот раз - в рамках борьбы с "незаконными мигалками".
За управление автомобилем, в передней части которого установлены световые приборы, не соответствующие "положениям по допуску ТС к эксплуатации", предусмотрено лишение прав на срок от шести до 12 месяцев "конфискацией приборов". Формально под этот запрет попадают не только установленные без специального разрешения проблесковые маячки, но и указатели поворота белого цвета. Они установлены на ВАЗ-2101, "Волге" ГАЗ-21, "Победе", а также всех "Москвичах" старше 70-х годов. Под эту же статью попадают все американские автомобили - за оранжевые габаритные огни.
Вот тут и возникает главный вопрос - что будет с простыми автолюбителями? Станут их поголовно лишать прав или нет? Пока ответа на этот вопрос нет, в рядах владельцев американских автомобилей прослеживается легкая паника. Не меньше перспективы лишения прав их пугает "конфискация световых приборов", также предусмотренная поправками в КОАП.
Деятельность инспекторов ГИБДД, помимо законов, определяется множеством внутренних документов, письменных и устных распоряжений. Многие из них открыто противоречат друг другу, но работу автоинспекции это никогда не парализовало - гаишники регулярно выходят на дорогу, точно зная, каким распоряжениям следует подчиняться, а каким - нет.
Например, минувшим летом автор этой статьи стал свидетелем того, как один патруль ДПС снимал номера за отсутствие техосмотра, а второй - через 100 метров - изымал водительское удостоверение за езду без номеров.
Во что выльется принятие новых правил - пока сказать невозможно. Понятно, что инспекторы ГАИ от нововведений нисколько не пострадают - у них появится много интересной работы.
Будут ли лишать прав за управление американскими автомобилями - станет понятно после нескольких судебных процессов. Формально инспектор может конфисковать штатные (!) "габариты" и предоставить их суду в качестве вещественного доказательства. Затем суд должен назначить экспертизу, чтобы определить, являются ли они по-настоящему оранжевыми, и по ее результатам принять решение о виновности водителя... Заметьте - не владельца, ответственного за состояние машины, а водителя!
Возможно, новые правила - это всего лишь эффективный способ избавления от пробок на дорогах. Ведь, чем больше водителей лишатся прав, тем меньше машин будет на улицах.
Иван Александров