О произошедшем вечером в среду, 11 января, в помещении московской синагоги на Большой Бронной очевидцы, руководители еврейских организаций и представители правоохранительных органов рассказывают несколько по-разному, но в главных пунктах все версии сходятся. Точно известно, что в синагогу вошел двадцатилетний москвич, вооруженный ножом, что он начал без разбора наносить удары этим оружием всем, кто попался ему на пути, и что в конце концов люди, находившиеся в синагоге, остановили его своими силами, после чего вызвали милицию.
Точную картину преступления восстановит следствие, а пока в СМИ попали разрозненные подробности того, как все это было. Например, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин рассказывает, что на молодого человека славянской внешности (по словам некоторых очевидцев, он был коротко стижен, по другим данным - бритголов и одет в кожаную куртку) обратила внимание охрана, стоявшая у входа в синагогу. И было из-за чего - при проходе через рамку металлоискателя будущий преступник подозрительно "зазвенел". На предложение охранников показать содержимое карманов бритоголовый ответил, что при нем ничего недозволенного нет, а звенит пряжка от ремня. Ответ этот, судя по всему, устроил охрану, и молодой человек беспрепятственно попал внутрь.
В самой синагоге в это время шла молитва, но преступник сначала оказался в столовой, где, спиной к двери, сидел один из сотрудников храма. "Вошедший ударил его огромным ножом в шею, - цитирует Агентство еврейских новостей (АЕН) слова сотрудницы синагоги по имени Нона. – Тот в первый момент отскочил, и нападавший со словами "Я тебя еще не убил?" – полоснул его сбоку – ниже подмышки. Затем негодяй ворвался в библиотеку и ранил библиотекаря".
Больше всего показания свидетелей расходятся относительно слов, которыми преступник сопровождал свои действия. Одни утверждают, что он кричал "Я пришел вас убить" и даже "Хайль Гитлер!". Другие отмечают, что ножом он орудовал молча и лишь потом, будучи схвачен и связан, на вопрос главного раввина синагоги Ицхака Когана: "Зачем ты пришел сюда?", - якобы ответил: "Чтобы убивать".
Так или иначе, но преступник успел побывать в нескольких комнатах синагоги, где нанес ранения нескольким прихожанам и работникам храма (по данным источника "Интерфакса", в большинстве случаев молодой человек успевал напасть на свои жертвы сзади, пока они его не видели). Сообщают, что расправившись с теми, кто попался ему на первом этаже, преступник попытался подняться наверх, к административным помещениям. Тут он столкнулся с главным раввином синагоги и его сыном, которые вышли на крики и шум борьбы. Именно Ицхак и Иосиф Коганы сумели остановить человека с ножом - они повалили его на пол и держали, пока не прибежали охранники, надевшие на преступника наручники. После этого сотрудники синагоги вызвали милицию и врачей.
В результате от ножа молодого человека (по словам женщины по имени Светлана, работавшей на кухне синагоги, он достал его из ножен, висевших у него на шее) пострадали как минимум восемь человек - такую цифру назвал прокурор Москвы Анатолий Зуев, подводивший официальный итог происшедшего. Правда, другие источники говорят о 10 или даже 11 пострадавших. Возможно, прокурор имел в виду лишь тех, кому понадобилась серьезная медицинская помощь. Так, известно, что сам Ицхак Коган, хоть преступник и успел полоснуть его ножом по лбу, раненым не считается - Зуев даже специально опровергал слова Боруха Горина о том, что при нападении на синагогу главный раввин получил тяжелое ранение. Скорее всего, Горин просто перепутал: другой пострадавший, гражданин США Михоэль Мишуловин (также принимавший участие в обезвреживании преступника) тоже является раввином, и вот ему хирургическое вмешательство действительно потребовалось - как и еще одному человеку, Арону Менахену, получившему ножевое ранение шеи.
Жизнь и здоровье остальных раненых уже вне опасности. Все они были доставлены в 1-ю Градскую больницу и в институт Скорой помощи имени Склифосовского, где врачи своевременно оказали им помощь. Среди пострадавших, помимо американца Мишуловина, были также три гражданина Израиля (в том числе Ицхак Коган с сыном) и один гражданин Таджикистана - по некоторым данным, строительный рабочий при синагоге. Кстати, израильская газета Ha'aretz сообщила, что известный российско-израильский миллиардер Аркадий Гайдамак, проживающий неподалеку от синагоги, явился к месту происшествия и пообещал предоставить раненым израильтянам личный самолет для того, чтобы они немедленно могли вылететь на родину.
По словам неназванного сотрудника милиции, которого цитирует агентство РИА Новости, ножевое ранение получил также и сам нападавший, причем он нанес его себе сам "во время задержания". Однако позже эта информация подтверждения не получила.
Связанного и скованного наручниками преступника доставили в 83-е отделение милиции и сразу стали допрашивать. Очень скоро выяснилось, что резню в синагоге на Большой Бронной устроил некий Александр Копцев, 1985 года рождения, житель Центрального округа столицы. Зачем именно он все это сделал, точно пока неизвестно. Сначала, по данным АЕН, один источник в правоохранительных органах не исключил, что преступником двигали антисемитские мотивы. Затем другой источник из тех же органов, но уже высокопоставленный, сообщил РИА Новости, что Копцев не входит ни в какие националистические организации, и попросил не делать из его предполагаемого антисемитизма "почву для спекуляций".
Наконец, неназванный собеседник "Интерфакса", также из ГУВД, подчеркнул, что Копцев никогда раньше не состоял на учете в милиции и ни разу не привлекался к уголовной ответственности. Более того, оказалось, что за считанные часы, прошедшие после ареста Копцева, следователи успели значительно продвинуться в понимании психологии преступника. Источник сообщил, что до недавнего времени Копцев вел вполне добропорядочный образ жизни, а недавно в его семье произошла какая-то трагедия, после чего он стал замкнутым. Так что, заявил собеседник "Интерфакса", у Копцева могли быть какие-то личные мотивы для совершения преступления.
Впрочем, прокурор Москвы Зуев, выступая с официальным сообщением, уточнил, что уголовное дело против Копцева заведено сразу по нескольким статьям: 30-й и 105-й, часть 2-я (покушение на убийство двух и более лиц), 111-й, часть 3-я (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), и 282-й (действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности и отношения к религии). А значит, следователи не отказываются от разработки и "антисемитской" версии.
Тем не менее другое возможное направление работы следствия уже в среду указал исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин. "Пока рано делать выводы, но вряд ли такое мог совершить нормальный человек", - заявил он, побывав в больнице, где находились пострадавшие. Ресин добавил, что Копцеву предстоит пройти психиатрическую экспертизу, которая "скорее всего" удостоверит, что преступник был не в себе.
Любопытные сведения сообщил корреспонденту газеты "Коммерсант" отец подозреваемого. По словам Александра Копцева-старшего, его сын действительно никогда не был связан с религиозными или политическими организациями. Будучи слепым на один глаз, Копцев-младший не пошел в армию, но и на гражданке как-то не устроился: пытался работать в различных фирмах грузчиком, но всякий раз спустя недолгое время увольнялся. Свободное время, имевшееся в избытке, проводил в основном дома за двумя любимыми занятиями: компьютерными играми и упражнениями с гирями. Семья Копцевых действительно год назад перенесла тяжелую утрату - от рака скончалась сестра Александра. Так что, по мнению отца, в среду вечером на его сына не иначе как нашло временное помутнение рассудка.
Правда, в беседе с корреспондентом газеты Копцев-старший поделился и таким наблюдением: недавно Копцев-младший был замечен с книгой в руках. "У нас дома вообще-то книг почти нет. Поэтому я и поинтересовался: что, мол, читаешь, сынок? Саша ответил, что книга – про то, как жиды продали Россию, но обсуждать прочитанное не захотел", - рассказал отец преступника.
От того, какая именно версия следствия станет главной - покушение на убийство в состоянии помешательства или сознательное нападение на синагогу по антисемитским мотивам - зависит многое. Сразу же, как только стало известно о случившемся на Большой Бронной, представители российских и зарубежных еврейских организаций потребовали от властей страны самого пристального внимания к фактам преследования евреев в стране. Главный раввин России Берл Лазар выпустил специальное заявление, в котором назвал произошедшее "настоящим фашизмом", прервал свой визит в Израиль и поспешил в Москву. Борух Горин и президент фонда "Холокост" Алла Гербер прямо обвинили в случившемся бездействие российских властей, которые предпочитают закрывать глаза на случаи насилия, совершаемые по мотивам национальной или религиозной ненависти.
"Если сейчас власть, президент и правоохранительные органы не поймут, что происходит, недалек тот день, когда представители самых разных национальностей окажутся под ножом", - заявила в этой связи Гербер, а Горин добавил, что российские власти просто не понимают размеров опасности, которая грозит стране. А глава Всемирного еврейского агентства ("Сохнут") Зэев Бельский прямо назвал случившееся на Большой Бронной не бытовым преступлением, а актом терроризма. "Серьезное происшествие в Москве стало результатом определенных тенденций и целого ряда антисемитских выходок, которые имеют место в бывших советских республиках", - цитирует его слова Ha'aretz.
Сопредседатель фонда "Холокост" Илья Альтман потребовал вмешательства первых лиц государства, того же намерен добиваться и Борух Горин. Решительных мер по защите российских евреев потребовало от правительства РФ посольство Израиля, с которым, в свою очередь, по поводу резни на Большой Бронной связался министр иностранных дел этой страны Сильван Шалом. Неизвестно, отреагирует ли на все эти призывы сам Владимир Путин, но МИД РФ уже вечером в среду выпустил официальное заявление. "Провокации тех, кто хотел бы внести разлад в российское общество и разжечь национальную и религиозную рознь, успеха не имели и иметь не будут. Нами будет продолжена бескомпромиссная борьба со всеми проявлениями антисемитизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости", - заявили российские официальные лица. С осуждением случившегося и пожеланиями скорейшего выздоровления всем пострадавшим выступили также представители РПЦ, Совета муфтиев России и традиционной буддийской сангхи в Москве.
Уголовное дело Копцева взял под свой личный контроль генеральный прокурор России Владимир Устинов, а прокурор Москвы Зуев пообещал сделать все возможное, чтобы расследовать это преступление как можно быстрее. Владимир Ресин, в свою очередь, заявил, что московские власти не допустят разжигания межнациональной розни в столице.
С одной стороны, рвение российских чиновников, поспешивших сделать громкие заявления, понять можно. Вооруженное нападение на иудейский храм, в ходе которого пострадали верующие и священнослужители - событие более чем неординарное. Но с другой - для России отнюдь не исключительное. Хотя в постсоветский период евреи не относятся к числу представителей тех национальностей, которые наиболее страдают от ксенофобских выходок сограждан, синагоги у нас в стране нередко становятся объектом нападения. Так, в мае прошлого года синагога в подмосковной Малаховке была сначала ограблена, а потом сожжена дотла. В апреле 2003 года та же московская сингога на Большой Бронной чуть не была подорвана - один из жителей соседнего дома в последний момент успел вырвать горящий фитиль из подложенной под ее стену бомбы. Сильным взрывом в 1998 году была серьезно повреждена другая московская синагога - в Марьиной Роще. Имели место и другие антисемитские выходки, связанные как с рукоприкладством в отношении отдельных иудейских религиозных деятелей, так и, например, скандальными выступлениями ряда простых граждан и депутатов Госдумы.
Все это свидетельствует об одном: настоящему ксенофобу все равно, кого преследовать, важен не объект нападения, а сама возможность выместить на любом подвернувшемся под руку инородце гнев по поводу собственной неудачно сложившейся жизни. "Сказать, что этот случай вырос из ничего, было бы неправильно, - заявил в связи с происшествием на Большой Бронной член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. - Радикализация сознания происходит, и меня это пугает. Национальный экстремизм и религиозный экстремизм - это только самые простые и популярные формы радикализма". Евреи из синагоги, на которую напал Александр Копцев, ничего не сделали ни лично ему, ни его умершей от рака сестре. Но там, где просыпается интерес к книжкам о том, как жиды продали Россию, разум и логика отступают. А значит, бессмысленно становится искать разницу между антисемитизмом и безумием.
Дмитрий Иванов