Святочно-крещенская неделя в Москве будет богата на музыкальные события - от русских народных песен в барочной обработке до электронного шаманства на суфийский манер. Кроме того, вновь нас посетит дирижер Теодор Курентзис, "Терем-квартет" и "Виртуозы Москвы" устроят бал-маскарад, а Александр Баширов покажет свой навеки актуальный шедевр "Железная пята олигархии".
Немолодая ритм-энд-блюзовая и соуловая певица Джоселин Браун выступит с концертом в помещении проекта Art Play. Браун пела на подпевках едва ли не со всеми крупными музыкантами 70-х-80-х от Джона Леннона, Джанис Джоплин и Лу Рида до Лютера Вандросса, Майкла Джексона и Дайаны Росс. То, что Браун не сияет сейчас во всех хит-парадах, еще ничего не значит: большая черная смелая женщина по-прежнему обладает роскошным голосом.
В Светлановском зале Московского дома музыки петербургский "Терем-квартет" (две домры, баян и балалайка-контрабас) и "Виртуозы Москвы" устраивают святочный "Бал-маскарад" и играют соответствующую, то есть неожиданную и веселую программу. Последняя составлена из таких номеров, как вальс из "Берегись автомобиля", "Libertango" Астора Пьяццоллы, гавот Прокофьева, "Собачьий вальс" и канкан.
Три дня "Январских святочек" предстоят любителям немейнстримной музыки в Культурном центре "Дом". Заведует действом музыкант широкого этнографического профиля Сергей Старостин, помогает ему контрабасист Владимир Волков ("ВолковТрио"), так что следует ждать много любопытного из области фолка и электроники, а также выступления группы "Рада и Терновник".
В Московском музее современного искусства пройдет выставка итальянской художницы Алессандры Раджониери "Пространство памяти". В экспозиции будут представлены и плоские, и объемные объекты (автор работает с бумагой и тканями). Работы Раджониери находятся во многих собраниях Италии и США, включая музей Метрополитен. Художницу высоко ценят за " любовь к чистоте и ясности пластической идеи, характерной для итальянской художественной школы еще со времени пуризма и "бедного искусства" 1970-х".
В клубе Jazz Town выступит украинский вокальный секстет ManSound. Киевляне приедут в Москву с новой - рождественской - пластинкой "Joy to the World" и новым участником группы. Поют эти прекрасные люди джазовые стандарты, госпелы, поп-шлягеры и народные песни, включая эстонские, выступают с такими "китами", как Лайонел Хэмптон и Маркус Миллер. Очень уместным выглядит их визит к нам после недавних концертов "Swingle Singers" и "Take 6".
В клубе "Tuning Hall" содружество "Унисон" проводит фестиваль "Baraka" с подзаголовком "Muslimgauze: memory party". "Барака" означает "благодать" в учении суфиев, а задачей проекта заявлено "объединение на сцене самых интересных и продвинутых музыкантов в жанре экспериментальной электронной музыки, а также поэтов, видеохудожников, танцоров". Организаторы не забыли пригласить на мероприятие Гейдара Джемаля, вольно или невольно придав фестивалю политический оттенок (сам покойный Muslimgauze отличался весьма жесткими взглядами на отношения ислама с остальным миром).
В театре "Новая опера" пройдет фестиваль "Крещенская неделя" памяти Евгения Колобова (длиной, впрочем, две недели). В программе - Моцарт, Глинка (премьера "Руслана и Людмилы" в постановке Сергея Лысенко), Чайковский, Россини, Доницетти, Верди.
Всемирное помешательство на аутентизме (исполнении музыки на инструментах и в манере той эпохи, когда оно создавалось)? затронувшее и Россию, иногда принимает несколько курьезные формы. Оркестр Pratum Integrum и дирижер Теодор Курентзис исполняют "Орфея и Эвридику" Глюка, написанную в 1762 году, в версии Гектора Берлиоза, которую знаменитый композитор скомпилировал для Полины Виардо почти сто лет спустя - в 1859-ом. В концертном исполнении опера прозвучит в Большом зале Московской консерватории. Вокальные партии исполнят три европейские мастерицы барочного репертуара: итальянка Анна Бонитатибус (меццо-сопрано, соответственно, партия Орфея), немка Лидия Тойшер (сопрано, Эвридика), англичанка Дебора Йорк (сопрано, Амур).
В Музее архитектуры пройдет выставка фотографии Елены Цихон под названием "ТЕ". У автора объектив смотрит на классические статуи и сквозь них. Получаются живые люди, а не учебник по истории искусств.
В клубе СИНЕ ФАНТОМ показывают далеко не новый, но бесконечно актуальный фильм Александра Баширова "Железная пята олигархии" ("ЖПО"). Смешной до ужаса (настоящего, а не метафорического) проект зрители смогут обсудить с автором после сеанса. По крайней мере, так в СИНЕ ФАНТОМЕ заведено. С Башировым, надо полагать, такая дискуссия дорогого стоит.
Знаменитый французский дирижер из Тулузы Мишель Плассон дирижирует Большим симфоническим оркестром имени Чайковского. В программе, которая прозвучит в Большом зале rонсерватории, - Дебюсси и Равель. В 2004 году Плассон и Российский Национальный оркестр играли похожую программу с большим успехом.
Мир празднует 250-летие Моцарта, и Москва старается не отставать. В столице с 8 января идет фестиваль имени композитора. Принцип, по которому составлена его программа, остается тайной, но разгадывать ее необязательно, потому что люди играют хорошие. Так, 18 января в зале имени Чайковского выступит знаменитый австрийский оркестр Camerata Salzburg. В программе - разумеется, Моцарт. Из привычного - 40-ая симфония, из более редкого - интерлюдия к опере "Тамос, царь египетский".
В галерее Зураба Церетели, что на Пречистенке, открывается выставка икон из Рыбинского музея. Представлены, в основном, произведения XVIII-XIX веков из собраний Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Тишининых, а также из Югской обители.
В Государственном центре современного искусства открывается выставка работ современных чешских художников под названием "В межвременье". В экспозиции - картины и объекты пятнадцати именитых и пока не очень авторов, в том числе, Иржи Давида и Михала Габриела.
В Камерном зале Московского дома музыки оркестр Pratum Integrum представляет очередную программу редкой и интересной музыки - "Галантные пляски". Исполняться будут вещи, написанные по мотивам русских народных мелодий русскими и немецкими композиторами второй половины XVIII века: Дмитрием Бортнянским, Иваном Хандошкиным, Антоном Тицем, Иоганном Фациусом и Иоганном Гесслером.
Юлия Штутина