Интернет и СМИ
22:43, 13 января 2006

Игры с насилием Напавший на московскую синагогу любил играть в Postal

В минувшую среду 20-летний москвич Александр Копцев ворвался в синагогу на Большой Бронной, достал нож и ранил им восемь человек прежде, чем его смогли задержать. При этом Копцев успел сообщить, что пришел убить тех, кто находился в синагоге. Впоследствии преступник заявил следователям, что он ненавидит евреев и регулярно читает экстремистские материалы в Интернете. Журналисты газеты "Коммерсант" пообщались с отцом Копцева и выяснили, что тихий и спокойный безработный юноша любил играть в Postal - это "компьютерная игра про почтальона, который, неожиданно сойдя с ума, берет нож, выходит на лондонские улицы и начинает убивать прохожих", пишет газета.

Если игра и вправду сыграла роль при принятии Копцевым решения напасть на синагогу (а если он в нее регулярно играл, то вероятность этого довольно велика), то можно сказать, что тихий московский антисемит (предположительно, психически неуравновешенный) наступил на больную мозоль американской развлекательной индустрии - неясную границу между свободой слова и нормами общественной морали; об этой проблеме наше издание неоднократно писало. Уже около двух лет в Северной Америке, Западной Европе, Японии, Австралии и Новой Зеландии определенный процент представителей властных структур не знает, что делать с буйной фантазией некоторых производителей игр, которые порой демонстрируют публике достаточно эпатажные и очень неоднозначные сюжеты.

С одной стороны, различного рода фантастические сюжетные линии присутствуют в культуре разных народов со времен начала зарождения этой самой культуры. Примерно столько же существуют и сюжеты, связанные с насилием и убийством - охота, этнические и религиозные конфликты, и так далее. Через культуру передавались новым поколениям знания о военном опыте, о национальном самосознании, о ненависти к врагам. К настоящему времени, вместе с тем, прогрессивная часть человечества пришла к выводу, что жизнь в постоянном ожидании вооруженного конфликта нормой не является и все люди должны жить в мире. До фактического соответствия мира этой установке пока далеко, но лица мужского пола все меньше воспринимаются как потенциальные боеспособные единицы, а лица женского - как производители и "обслуга" этих единиц.

Однако тема насилия из культуры и быта уходить на этом фоне не спешит, этнические и религиозные поведенческие мотивы у многих жителей планеты также вполне актуальны. На этом фоне во вполне мирное время в криминальной хронике разных стран регулярно появляются сообщения о различного рода бытовых зверствах, "расчлененке" и всякого рода маньяках, которым не мешал появляться даже тоталитарный советский режим.

Сочетание этих факторов с принципами свободы слова, которые были утверждены как одна из базовых демократических ценностей, привели к расцвету в мировой культуре темы неоправданного насилия в отношении ближнего. Тема эта почему-то оказалась близка многим авторам, и постепенно она стала близка и многим потребителям. Во второй половине XX века в капиталистических странах, где рос общий уровень жизни, участились случаи неоправданного нападения психически неуравновешенных людей на случайных прохожих. Особую известность приобрела серия инцидентов с участием работников почтовых служб США и Австралии (первый случай произошел в 1986 году в Оклахоме). Несколько почтовых служащих учинили массовые расправы над своими коллегами, в итоге совершая самоубийства. По данным "Википедии", в общей сложности в этих инцидентах погибли более 40 человек. В американский сленг по следам этих событий вошло выражение "Going postal" (стать "разочарованным почтовым служащим"), под которым подразумевается именно такое поведение.

Причем со временем склонность стать таким "служащим" начала проявлять вполне благополучная американская молодежь. В 1999 году в США произошел случай, ставший самым известным из подобных - два ученика школы Columbine High School в Колорадо 20 апреля расстреляли 12 своих одноклассников, учителя, и застрелились сами. Роль развлекательной индустрии в этих происшествиях досконально не установлена, однако многие подозревают, что она далеко не последняя.

Интерактив

Ситуация усугубилась при проникновении в общество высоких технологий, позволяющих как никогда ранее эффективно вовлекать потребителя в художественный сюжет - компьютерные игры стали давать все больше возможностей для реализации самых изощренных фантазий. За пару десятилетий игровые технологии трансформировались от составленных из "буквенных" символов условных космических кораблей, стреляющих по условным кораблям враждебных пришельцев, до возможности моделирования весьма похожих на земную реальность трехмерных миров.

Серьезность проблемы долго не осознавалась сильными мира сего, игровые телеприставки долго воспринимались взрослыми и серьезными людьми как невинная детская забава, пока не увеличилась частота появления разных тревожных сигналов, и взрослые люди не обратили внимание на то, что именно происходит в игровых мирах.

В 2004 году 17-летний британский школьник зверски избил своего 14-летнего приятеля, а потом зарезал его. Суд города Лестер посчитал, что школьник совершил убийство с целью ограбления, но родители несовершеннолетнего увидели связь между этим поступком и пристрастием их сына к игре Manhunt, где начисляются очки за жестокие убийства "человеческих" персонажей в рамках трехмерной игровой модели. Британский совет по классификации фильмов (British Board of Film Certification, BBFC), вместе с этим, не признал наличие связи между игрой и совершенным преступлением. Но это был не первый и не последний подобный случай.

Однозначную связь установить пока нельзя, но есть много оснований подозревать, что существенная часть вины за преступное поведение некоторых неуравновешенных людей лежит именно на возрастающей реалистичности компьютерного моделирования "реального" насилия. Обороты игрового бизнеса стремительно растут, и агентства по мониторингу рынков однозначно констатируют: наиболее популярные игры - игры с оружием, стрельбой, кровью, и так далее. Кинематограф, разумеется, тоже не отстает и старается держаться в русле. Выпускается все больше телеприставок и игр для настольных компьютеров, все больший охват аудитории приводит к увеличению среди нее числа неуравновешенных людей. Особенно проблемной ситуация становится, когда подобные игры попадают в руки несовершеннолетних детей, а происходит это постоянно, потому что в общественном сознании, как уже было отмечено, пока еще достаточно сильны позиции стереотипа, согласно которому компьютерные игры - в основном детское развлечение.

Уже больше года не утихают страсти вокруг игры Grand Theft Auto: San Andreas (GTA3). Она вышла осенью 2004 года, но это уже третья часть очень популярного игрового сериала. В отличие от классических трехмерных "стрелялок" типа Quake или Doom, где ведется последовательный бой с потусторонними и инопланетными монстрами, чуждыми человеческой натуре, действие игры разворачивается в "мирном" трехмерном городе, а задачей игрока является не прохождение уровней инопланетной базы, а выполнение различных "заданий", сводящихся к убийствам снующих вокруг обывателей и угону автомобилей. Чем больше учиненного насилия, тем больше очков игроку. Как минимум два "реальных" инцидента с летальными исходами и участием несовершеннолетних приписывают влиянию этой игры на нестабильное сознание игроков.

Регулирующие органы США пытаются воздействовать на ситуацию, указывая на рейтинговую систему специального "Совета по рейтингам игрового ПО" (ESRB), но всем понятно, что действует она плохо. Ее задача - классифицировать игры по степени "доступности" для детей и предотвратить попадание к несовершеннолетним "взрослой" продукции, но американские дети на этом фоне продолжают охотно играть в GTA3 (в ходе разбирательств в ней еще вдобавок нашли скрытые элементы порнографии). Власти ряда американских штатов в течение года разработали законодательные инициативы, предусматривающие крупные штрафы за нарушение торговыми точками рейтинговых правил, в Великобритании предлагают писать о "вредности" игр крупными буквами на обложках по аналогии с антитабачной пропагандой.

Кстати, производителем GTA3 является та же транснациональная студия Rockstar Games, которая создала и вышеупомянутую Manhunt. Подозревают, что ее "агенты влияния" стоят за недавним решением окружного суда в Калифорнии, который заблокировал вступление в действие с 1 января 2006 года подписанного ранее губернатором штата Арнольдом Шварценеггером нового закона о явном запрете продажи или сдачи напрокат детям компьютерных игр, содержащих сцены насилия. Суд посчитал, что закон противоречит принципам той самой свободы слова, но большинство наблюдателей сходятся во мнении, что история имеет сугубо экономическую подоплеку, и калифорнийская общественность, в большинстве своем поддерживающая введение ограничений, обязательно добьется вступления запрета в силу.

Кадр из игры Postal 2
Lenta.ru

Виртуальная реальность

Случай с антисемитом Копцевым, по всей видимости, показывает, что описанная проблема не чужда и нашей стране, в которой ударными темпами разрастается компьютеризация и информатизация. Семью Копцевых нельзя назвать состоятельной, но компьютер с Интернетом в ее распоряжении имеется - именно из глобальной сети преступник, предположительно, черпал антисемитские идеи. В пятницу депутат Госдумы Крашенинников в свете происшествия в синагоге в очередной раз озвучил больную тему регулирования информации в Интернете, но многочисленные диспуты давно показали, что угрозы и репрессии здесь мало что решают - Интернет является гораздо более сложным социальным механизмом, чем те, к которым привыкли наши управленцы "старой закалки".

Что же до упомянутой газетой "Коммерсант" игры Postal, то здесь следует сразу отметить: вопреки данным издания, действие игры разворачивается не на лондонских улицах, а на улицах вымышленного города Парадайс ("рай") в американском штате Аризона. Более того, существует две серии этой игры. Первая - Postal - вышла в 1997 году, и обыгрывает она именно тему тех самых "почтовых убийств", откуда, собственно, и название. Создатели игры из студии с оригинальным названием Running With Scissors ("бегущий с ножницами") раскрыли тему с изрядным цинизмом - игровой персонаж, по сюжету, творит на улицах достаточно неэстетичные вещи, и это привело к тому, что игра получила культовый статус среди геймеров. Впоследствии для нее был выпущен дополнительный модуль (add-on) Special Delivery ("спецдоставка") с новыми уровнями.

Свободолюбивая Америка сразу невзлюбила игру и ее создателей. Американская почтовая служба U.S. Postal Service, где работали те самые кровавые почтальоны, подала на "бегущих с ножницами" в суд, который до сих пор продолжается. Против "бегущих", как впоследствии и против RockStar Games, ополчились различного рода общественные организации, а также сенатор Джо Либерман (Joe Lieberman), ныне широко известный своим кандидатством в вице-президенты США в 2000 году в паре с Альбертом Гором. В США и в ряде других стран игру политическими методами убрали с полок большинства магазинов, однако это только увеличило ее продажи, например, через Интернет. Дальше всех пошли власти Новой Зеландии, которые официально запретили не только продажу, но и владение этой игрой, назначив за это административное наказание. Трудно сказать, почему именно эта игра вызвала такую реакцию, ведь рынок индустрии развлечений наполнен изрядным количеством других достаточно неприятных вещей, а запретительные меры, как известно, часто играют существенную роль в популяризации медиапродукции.

Впрочем, Копцев, скорее всего, проводил время за сиквелом Postal - Postal 2. В первой части использовалась не слишком выразительная игровая графика, характерная для 1997 года, а вот во второй части, вышедшей в 2003 году, все гораздо красочнее и вполне "от первого лица". Причем создатели игры достигли показательных высот в плане демонстрации своего искрометного цинизма: у игры нет "цели", в ней формально нужно последовательно выполнять несложные задания типа покупки хлеба, и теоретически можно обойтись и без насилия, но окружающая обстановка постоянно к нему игрока подталкивает: очереди в магазинах и банках, переполненные хамами, "случайно" разбросанное тут и там оружие, и так далее. Помимо этого, тут и там присутствуют различные полускрытые шутки над сенатором Либерманом, обыгрывается тема международного терроризма, и дальше в том же духе. В итоге "правильный" с точки зрения создателей игрок делает то самое "go postal" и начинает уничтожать вокруг себя все и всех, в процессе чего в полной мере демонстрируются графические таланты работавших над игрой художников.

Общественный строй

В общем-то, цивилизованному сообществу в свете данной проблемы, которая встает далеко не в первый раз, давно пора осознать, что гневными эмоциями и обещаниями всех кого ни попадя казнить тут не отделаешься. Особенно наивно выглядят люди, на этом фоне начинающие заниматься демонизацией компьютеров, компьютерных игр и Интернета. Проблема тут, опять же, в головах - в культуре, воспитании, общественном укладе, а компьютеры и Интернет - это всего лишь инструменты. Проблему нельзя решить средневековыми методами наподобие предания анафеме, она упирается в общее повышение "качества" общественного мышления.

Пока что в демократических странах придуман лишь один наиболее эффективный способ регулирования "нехорошей", но "свободной" продукции - введение жестких ограничений на ее распространение. Она должна продаваться строго в специально отведенных местах - "для извращенцев". Чтобы не мозолила глаза слабым духом несовершеннолетним и продавалась, скажем, только при предъявлении справки о психиатрическом освидетельствовании. Понятно, что такая система тоже способна давать сбои, но любые более жесткие меры - это уже тоталитаризм, а более мягкие - анархия. А жить многие люди на Земле предпочитают все же при демократии.

Сергей Рублёв

< Назад в рубрику