Культура
17:07, 17 января 2006

Трудно быть мужчиной Главные "Золотые глобусы" достались фильмам о сексуальных меньшинствах

16 января 2006 аккредитованная при Голливуде Ассоциация иностранной прессы вручила свои премии за лучшие фильмы минувшего 2005 года - "Золотые глобусы". Церемония оказалась триумфом политкорректности: самые важные награды достались фильмам о гомосексуалистах и транссексуалах. В целом, эти результаты были предсказуемы, но такой ангажированный выбор критиков превзошел самые смелые ожидания.

Главным фаворитом "Золотых глобусов" был фильм "Горбатая гора" режиссера Энга Ли. История о двух мужчинах, познакомившихся в юности на ранчо и пронесших любовь друг к другу через всю жизнь, понравилась кинокритикам еще на Венецианском кинофестивале 2005 года. За несколько месяцев картина завоевала симпатии многих американских критиков. В итоге из семи "Золотых глобусов", на которые фильм номинировался, четыре он получил. Три из них - самые важные "глобусы": за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий. Четвертый "глобус" достался "Горе" за лучшую песню - "A Love That Will Never Grow Old".

В режиссерской категории Энг Ли обошел таких грандов, как Стивен Спилберг, Питер Джексон и Вуди Аллен. Кстати, Спилберг рискует оказаться аутсайдером нынешнего года: его фильм "Мюнхен" остался практически без номинаций во всех профессиональных премиях. Джексон уже получил свою долю наград - и "Оскара" (2004), и "Золотой глобус" (2004), так что "Кинг Конг" оказался без премии предсказуемо. Вуди Аллен тоже получил немало лавров за свою долгую жизнь, так что его "Матч Пойнт" не мог быть вероятным победителем. Пятым номинантом на "глобус" за режиссуру был Фернанду Мейреллиш, лауреат многих международных премий за фильм 2002 года "Город Бога". Его динамичная экранизация антиглобалистского и конспирологического романа Ле Карре "Преданный садовник" объективно хороша, но не техническое качество и не политическая актуальность были в фаворе у Ассоциации иностранной прессы.

Сценарий-победитель для Энга Ли написали Ларри Макмертри и Диана Оссана по произведению писательницы Энни Пру (Annie Proulx).
box#2085138

Ее новелла "Горбатая гора" была впервые опубликована в журнале "Нью-Йоркер" в 1997 году, а в следующем 1998-ом она получила престижную премию О'Генри за это произведение. В 2001 году влиятельный литературный журнал "Atlantic Monthly" опубликовал "Читательский манифест", в котором его автор, Брайан Майерс, упрекнул популярных писателей, в том числе Энни Пру, в претенциозности. С этим диагнозом трудно спорить: сложно придумать более искусственный сюжет, чем роман ковбоев-гомосексуалистов.

Ближайшим конкурентом "Горы" в сценарной номинации считался фильм "Столкновение" ("Crash"). Пол Хаггис, автор сценария, написал сложный, многослойный текст на актуальные темы, снабдив его по-голливудски хлесткими диалогами. Но жюри "глобусов" предпочло ему, а заодно и крепкой истории Вуди Аллена ("Матч Пойнт"), журналистскому блеску Джоржда Клуни и Гранта Хеслова ("Спокойной ночи и удачи") и острой политической "докудраме" Тони Кушнера ("Мюнхен") "лирический стиль" Макмертри-Оссаны.

"Горбатая гора" осталась без премии за лучшую мужскую роль, которую прочили одному из двух ковбоев - Хиту Леджеру. Эта награда досталась исполнителю главной роли в фильме "Капоте" (кинобиографии писателя Трумэна Капоте Филипу Сеймуру Хоффману.

Филип Сеймур Хоффман. Фото AFP
Lenta.ru

Хоффман давно считается ярким актером для ролей второго плана. Его нетрудно вспомнить в таких фильмах, как "Большой Лебовски", "Целитель Адамс", "Магнолия", "Талантливый мистер Рипли", "Холодная гора", "Красный дракон". Он мог так и остаться характерным актером, если бы ему не предложили актуальную роль эксцентричного писателя и открытого гомосексуалиста, любимца богемной нью-йоркской публики 1950-х-1960-х.

Конкурентами Хоффмана были также Дэвид Стрэтхерн, сыгравший главную роль в драме Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи" (приз за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале в 2005 году), Рассел Кроу ("Нокдаун"), Теренс Ховард ("Укради и продай").

Актриса Фелисити Хаффман получила "Золотой глобус" за главную роль в фильме "Трансамерика". Эта картина независимого режиссера-дебютанта Данкана Такера появилась в прокате за неделю до Нового года и получила чрезвычайно хорошую прессу. "Трансамерика" - полукомедия-полумелодрама, изложенная в формате road-movie. В ней рассказана история мужчины, который готовится изменить свой пол. За неделю до операции он, давно уже одевающийся женщиной, выясняет, что у него есть сын в Нью-Йорке, которого необходимо вызволить из тюрьмы. Представившись своему отпрыску представительницей церкви, он вносит залог за него, и герои отправляются в путешествие через всю страну.

Фелисити Хаффман. Фото AFP
Lenta.ru

Роль Стэнли (или Бри в женской ипостаси) сыграла актриса Фелисити Хаффман, хорошо известная американскому зрителю по сериалу "Отчаянные домохозяйки". Все критики, видевшие "Трансамерику", единодушны: Хаффман сыграла мужчину, переодетого в женщину, блестяще. Ее игра войдет в анналы трансгендерных упражнений наравне с ролями Дастина Хоффмана в "Тутси" (номинировался на "Оскара" за лучшую мужскую роль в 1983 году) и Хилари Суонк в "Парни не плачут" ("Оскар" в 1999 году за лучшую женскую роль).

Удивительные совпадения оказались в главных актерских номинациях: уж очень созвучны фамилии Хоффман и Хаффман, тем более что последняя в гриме для "Трансамерики" напоминает другого Хоффмана, Дастина. Кстати, и Филип Сеймур Хоффман, и Фелисити Хаффман играли в знаменитой "Магнолии" Пола Андерсона. Эта едкая сатира не завоевала ни одного "Оскара", зато получила "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале в 2000 году.

Награды за роли второго плана получили Джордж Клуни ("Спокойной ночи и удачи") и Рейчел Вайс ("Преданный садовник"). В женской номинации наиболее вероятной кандидатурой считалась Ширли Маклейн, блеснувшая в довольно заурядной картине "Подальше от тебя", или всеобщая любимица Скарлетт Йохансон ("Матч Пойнт").

Риз Уизерспун и Хоакин Феникс. Фото AFP
Lenta.ru

Ассоциация иностранной прессы награждает отдельными премиями музыкальные и комедийные кинофильмы. Лучшей картиной в этой категории оказался фильм о молодости популярнейшего в Америке кантри-певца Джонни Кэша "Переступить черту", а премии за лучшую мужскую и женскую роли достались сыгравшим в нем Хоакину Фениксу и Риз Уизерспун. Стоит отметить, что это - наименее смешной и наиболее прямолинейный фильм из всего короткого списка номинантов. Зато он снят о важном - о корнях.

В этом торжестве политкорректности можно усмотреть общую тенденцию: критики выделяют фильмы о нелегкой участи мужчины в современном мире. Представителям сильного пола все время приходится доказывать себе и обществу, что они имеют право быть слабыми, уязвимыми и экстравагантными. Пока малышки на миллион долларов сражаются в самом прямом смысле за право быть наравне с мужчинами, ковбои охотно уступают свою маскулинность в пользу чувств, писатели эпатируют истэблишмент, а простые граждане делают операцию по перемене пола. Вот такая оборотная сторона феминизма.

Юлия Штутина

< Назад в рубрику