10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии полузакрытого типа - такой приговор суд Центрального района Кишинева вынес Валерию Пасату, советнику главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса и бывшему министру обороны Молдавии. Срок отбывания наказания должен исчисляться с 11 марта 2005 года - дня, когда Пасат был задержан в Кишиневском международном аэропорту.
Сперва молдавская Генпрокуратура обвинила арестованного лишь в превышении должностных полномочий, повлекшем за собой тяжкие последствия. Речь шла о продаже в США истребителей "МиГ"-29 в 1997 году (тогда Пасат как раз и был министром обороны). Вся партия "МиГов" - 21 самолет - была продана в Америку за 40 миллионов долларов. Следствие настаивало на том, что в результате этой сделки государство понесло ущерб в 53 миллиона долларов.
Вскоре это обвинение было эффектно дополнено. Пасата обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями при реализации словацкой фирме JOI Slovakia систем залпового огня "Ураган" и боеприпасов к ним. В тот раз государство, по данным следствия, недополучило примерно 1,8 миллиона долларов. А в октябре 2005 года прокуратура добавила еще и обвинение в нанесении материального ущерба в особо крупных размерах (а именно - в размере 80 тысяч долларов).
По мнению бывшего вице-премьера Молдавии Иона Гуцу, обвинение было совершенно несостоятельным, а потому прокуратура была вынуждена выдвигать все новые обвинительные статьи. Действительно, бывший президент республики Петр Лучинский засвидетельствовал в суде, что "МиГи" были проданы за упомянутую цену по его собственному приказу, да и по оценке "Рособоронэкспорта", на тот момент стоимость одного такого самолета не превышала 200-300 тысяч долларов.
По словам Лучинского, "МиГи" собирался купить Иран. США, узнав об этом, пригрозили продавцам экономическими санкциями. А так как других покупателей на истребители не нашлось, США согласились выкупить самолеты за 40 миллионов долларов. Пасат посчитал эту цену заниженной и отказался от сделки. Однако Лучинский дал указание провести сделку на условиях американцев, и Пасат указание президента выполнил.
То же самое свидетели показали относительно продажи "Ураганов". Они заявили, что Пасат был лишь исполнителем сделок, а решения принимались на уровне руководства страны.
Процесс по делу Пасата проходил за закрытыми дверями. О его ходе СМИ узнавали лишь из рассказов адвоката Пасата Георгия Амихалакиоае. Он сообщал, что прокурор Руслан Тома потребовал для Пасата 11 лет лишения свободы. Сам же адвокат настаивал на вынесении оправдательного приговора - в связи с отсутствием не только состава, но и события преступления. Более того, адвокат выражал уверенность в том, что приговор будет оправдательным.
Однако 17 января 2006 года выяснилось, что, несмотря на все показания свидетелей, суд согласен с доводами обвинения. Пасат был признан виновным по двум эпизодам дела: за продажу истребителей экс-министр был приговорен к 10 годам лишения свободы, а за продажу "Ураганов" - к пяти годам.
В итоге, руководствуясь принципом поглощения более мягкого наказания строгим, суд постановил, что Пасат лишается свободы на 10 лет - и еще на пять лет после этого лишается права занимать руководящие административные должности.
Сам Валерий Пасат в течение всего следствия и судебного процесса отказывался признавать свою вину и называл свое дело политической расправой за сотрудничество с оппозицией на прошедших в марте парламентских выборах. Отказался признать себя виновным он и в своем последнем слове.
Адвокат Пасата пообещал, что приговор будет обжалован в Апелляционной палате Кишинева в отведенный законодательством 15-дневный срок. "Если понадобится, в поисках истины мы дойдем и до Европейского суда по правам человека в Страсбурге, так как невиновность Пасата подтвердили все свидетели — как со стороны защиты, так и со стороны обвинения", - подчеркнул адвокат.
В РАО "ЕЭС России" также были возмущены решением суда. "Это бесчеловечный приговор. Безусловно, мы рассчитывали на оправдание нашего сотрудника, - сказал журналистам член правления РАО ЕЭС Павел Смирнов. - Я, как юрист, прошу обратить внимание и на то, что приговор по данной статье практически максимален". По его мнению, как длительность расследования дела Пасата, так и его закрытость свидетельствуют о предвзятости правоохранительных органов.
Между тем глава РАО Анатолий Чубайс сделал ряд еще более жестких заявлений. Он объявил, что приговор является "политической расправой над неугодными". По словам Чубайса, доказательная база процесса была безнадежно слабой, а компенсировать это пытались "очевидной тенденциозностью принятия этого решения".
Он объявил, что РАО не оставит своего сотрудника "ни на день" и будет добиваться его освобождения всеми силами. "Кроме юридических действий, мы предпримем и другие действия для того, чтобы добиться освобождения ни в чем не повинного человека", - добавил Чубайс.
Он также отметил, что будет неудивительно, если в ближайшее же время у президента Молдавии Воронина появятся "серьезные проблемы". Какими именно могут оказаться эти проблемы, главный энергетик России не уточнил.
"Заявление Анатолия Чубайса - это новое слово в международных отношениях, и это слово было сказано языком бандитских разборок," - так советник президента Молдавии Марк Ткачук прокомментировал заявление главы РАО "ЕЭС России". Подобное поведение, по словам Ткачука, "недопустимо для чиновника такого ранга и такой репутации".
"Мы надеемся, что Анатолий Борисович понимает, что он не просто либерал с большой дороги, а официальное лицо, представляющее Российскую Федерацию, а потому ему следует разговаривать не так, как ему удобно, а так, как это принято в приличном обществе", - отметил советник президента Молдавии. Он также выразил желание "поподробнее узнать, какого рода проблемы угрожают президенту Республики Молдова".
Дальше первых заявлений, сделанных в запале, стороны пока не пошли. Ни на бесплатный урок хороших политических манер, ни на весьма уместный для советника президента вопрос о грядущих президентских проблемах представители РАО еще не отреагировали.
Мария Мстиславская