В пятницу, 20 января, стало известно, что в ходе ревизии на одной из авиационных частей, дислоцированной на военном аэродроме "Сеща" в Брянской области, была обнаружена пропажа четырех транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Об этом в интервью сразу нескольким региональным изданиям сообщил начальник территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Брянской области Владимир Коршунов. Он назвал и примерную стоимость четырех машин - 4753 миллиона рублей, а также заявил, что расследованием пропажи занимаются Военная прокуратура и ФСБ.
Позднее командующий военно-транспортной авиацией ВВС России генерал-лейтенант Виктор Денисов заявил, что информация о пропаже четырех самолетов Ан-124 "Руслан" не соответствует действительности - по его словам, "четыре самолета Ан-124 были переданы в авиационную компанию "Полет" по договорам аренды, которые были заключены между Мингосимущества России, Минобороны России и ЗАО "Авиационная компания "Полет".
Без сомнения, это одно из самых странных происшествий в отечественной авиации за последнее время. Впрочем, уникальные самолеты, доставшиеся России и Украине в наследство от СССР, не первый раз становятся субъектами скандала. Однако нынешняя история - первая, в которой участвуют военные машины.
Русланы практически полностью занимают собой нишу сверхтяжелых авиационных грузоперевозок, годовой объем которых оценивается в 300 миллионов долларов. Всего в мире гражданскими авиаперевозками занимаются 20 "Русланов", из которых девять принадлежат ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр", семь - "Антоновским авиалиниям", дочерней компании АНТК.
Еще восемь использует та самая воронежская авиакомпания "Полет" (регистрационные номера самолетов - RA-82075, RA-82077, RA-82010, RA-82014, RA-82024, RA-82026, RA-82080, RA-82068).
Нетрудно подсчитать, что каждый такой самолет в среднем приносит владельцам 15 миллионов долларов прибыли. Даже за вычетом значительных сумм на обслуживание самолетов и организационные расходы это все равно большие деньги. Поэтому не удивительно, что сами самолеты не раз становились предметом спора между различными государственными и коммерческими организациями.
В 1997 году в голландском аэропорту Маастрихт из-за финансовых проблем российской авиакомпании "Аякс" был арестован принадлежащий ей Ан-124-100. В декабре 2000 года голландские власти продали "Руслан" на аукционе за долги (за три года простоя "Руслан" накопил более 0,5 миллиона долларов задолженности перед аэропортовыми службами). Его купила за шесть миллионов долларов британская компания Air Foyle HeavyLift, каким-то образом обойдя другого участника аукциона - российскую фирму "Центр-Капитал", которая предлагала за самолет 15 миллионов.
В течение 27 месяцев россияне судились с британцами. В апреле 2003 года самолет, наконец, вернулся на родину, в Ульяновск. Единственной работой этого самолета за пять с лишним лет простоя стала съемка в фильме "Умри, но не сейчас" в апреле 2002 года. Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный "Руслан", внутри которого помещается небольшой вертолет. На нем в конце фильма агент Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов.
Другой "Руслан", принадлежавший АНТК имени Антонова, был арестован в июле 2003 года в Канаде по иску кипрской компании TMR Energy Ltd.
Компания TMR Energy Ltd требовала возмещения ей ущерба в размере 42,256 миллиона долларов, нанесенного, по утверждению ее адвокатов, действиями Фонда государственного имущества Украины в процессе приватизации Лисичанского нефтеперерабатывающего завода в середине 1990-х годов. В мае 2002 года суд Стокгольма удовлетворил иск TMR Energy Ltd к Украине в лице Фонда государственного имущества. После этого все признающие этот иск страны по требованию компании принялись арестовывать имущество Украины для последующий реализации в счет погашения долга.
После долгого судебного разбирательства Федеральный суд Канады в июле отменил прежний судебный вердикт об аресте самолета и постановил освободить авиалайнер из-под стражи. Еще один "Руслан" был арестован по требованию TMR Energy Ltd в военном аэропорту Брюсселя 18 августа 2004 года.
Интересно, что этот самолет был зафрахтован НАТО, чтобы доставить в Афганистан военное оборудование для контингента международных сил безопасности. После длительных судебных процедур он вернулся на Украину лишь в начале декабря 2005 года.
Однако, несмотря на столь "скандальную" репутацию, для Украины и России "Русланы" являются самолетами "первой необходимости". Дело в том, что подобных машин в других странах пока не существует. Американские С-17 Globemaster и европейские Airbus A300 Beluga даже и близко не приближаются к ним по грузоподъемности. Однако разработки сверхгрузоподъемных самолетов ведутся на Западе полным ходом, и в самом ближайшем будущем на рынок могут выйти новые амбициозные игроки.
Именно поэтому Россия и Украина стали разрабатывать проект возобновления производства большегрузных самолетов "Руслан". Согласно бизнес-плану, предусматривающему два этапа развития проекта, до 2008 года в Ульяновске планируется выпустить около 50 модернизированных Ан-124-150, а затем организовать выпуск Ан-124-300 (эта версия "Руслана" создается с элементами конструкции Ан-225 "Мрия"). Ожидается, что стоимость проекта составит около 1,5 миллиарда долларов.
Павел Аксенов