Мир
22:15, 23 января 2006

Косово осталось без лидера В Приштине скончался президент самопровозглашенной республики Косово Ибрагим Ругова

21 января умер президент Косово Ибрагим Ругова. Умеренный лидер косоваров, которого называли "албанским Ганди" за его декларируемую приверженность к ненасильственным методам борьбы, не оставил после себя преемника. Мало кто сомневается, что его смерть вызовет обострение борьбы за власть среди косовских радикалов, требующих немедленной независимости от Сербии. А это значит, что в нестабильном регионе с большой вероятностью возобновятся попытки перекроить политическую карту юга Европы.

В сентябре 2005 года у Руговы был диагностирован рак легких. После этого в крае начали распространяться слухи о скорой кончине президента. В конце декабря Ругова был экстренно госпитализирован. Однако некоторое время спустя было объявлено, что президента выписали из американского военного госпиталя на базе Camp Bondsteel и он продолжит лечиться амбулаторно. Это объявление дало повод некоторым СМИ утверждать, что Ругова уже умер, но власти скрывают его смерть.

Официально о смерти Руговы было сообщено в субботу 21 января. Смерть президента внесла изменения в график переговоров о статусе края, которые ведутся при посредничестве ООН с 2003 года. Лидер косоваров умер за четыре дня до начала очередного раунда, который должен состояться в Вене. В связи с этим начало переговоров отложено до середины февраля. Напомним, что непризнанная республика Косово находится под управлением ООН, формально входя в состав Сербии и Черногории. Диалог, который должен определить судьбу Косово, до сих пор продолжается.

Пока неизвестно, кто будет представлять косоваров в Вене, и, тем более, нет ясности, кто станет главой Косово. Обязанности президента временно возложены на председателя косовского парламента Неджата Дачи. В течение двух недель он должен объявить дату выборов нового президента. Согласно временной Конституции края президента Косово избирает парламент по предложению партии, получившей большинство голосов на последних парламентских выборах.

Язык до Приштины доведет

Одной из самых серьезных внутренних проблем бывшей Югославии всегда была напряженность в отношениях между различными этническими группами, что объяснялось историческими причинами. Национальные противоречия накладывались на экономические трения между неравномерно развитыми областями страны. До тех пор пока страной управлял Иосип Броз Тито, вспышки национализма удавалось гасить. Маршал правил железной рукой, стараясь одновременно проводить вменяемую национальную политику. Но с его смертью в 1980 году в регионах страны начались национальные волнения.

Югославская федерация была создана в 1946 году из 6 разных республик, неоднородных по своему составу, и эти части постоянно стремились к автономии, а в перспективе - и к полной независимости. Сербский край Косово, в котором проживало много албанцев, исключением не являлся. После того как Тито в 1974 году предоставил Косово права автономии , албанские националисты взяли курс на постепенное и полное отделение от Югославии. Не последнюю роль в сепаратистском движении играл писатель и доктор филологических наук Ибрагим Ругова.

В 1980-х годах волнения в Косово начали повторяться каждые несколько лет. Наиболее крупные происходили в 1981, 1985 и 1989 годах. Самые сильные националистические выступления произошли весной 1981 года: тогда Белграду пришлось устроить в крае массовую "зачистку" партийных и хозяйственных органов. Людей исключали из партии, увольняли с работы, многие были арестованы, а руководство автономного края было полностью обновлено.

В конце 1980-х председатель Союза писателей Косово Ибрагим Ругова начал открыто высказываться о положении дел в крае. За это его исключили из Союза коммунистов Югославии, а на упоминание его имени в печати был наложен запрет. По сравнению с радикалами Ругова выглядел мирно - он не призывал к немедленному отторжению Косово с помощью вооруженной борьбы, считая, что ненасильственные методы являются самыми эффективными. Но для Белграда любой общественный деятель, выступавший за изменение status quo, являлся сильнейшим раздражителем. Требования Руговы и других косовских политиков привели к тому, что 23 марта 1989 года автономия края была отменена.

В декабре 1989 года ряд косовских политических партий преобразовались в Демократическую лигу Косово, во главе которой встал Ругова. ДЛК выступила за широкую автономию, проведение свободных выборов и переход к рыночной экономике, одновременно отказавшись от требования немедленного предоставления Косово статуса республики. Ругова призывал соратников не обострять отношения с Белградом, а идти по пути переговоров.

2 июля 1991 года собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе федерации". Депутаты также отменили решение Белграда 1989 года об упразднении автономии края. Через три дня после решения депутатов сербские власти издали указ о роспуске косовского правительства и парламента и ввели на территории Косово прямое правление Белграда.

В сентябре 1991 года в Косово прошел референдум о независимости, который Белград не признал. По итогам волеизъявления более 90 процентов жителей края высказались за провозглашение Косово независимой и суверенной республикой с правом стать субъектом Содружества суверенных государств в новой Югославии.

Косовский клинч

Весь 1992 год между сербами и косовскими албанцами шли переговоры по урегулированию косовского кризиса. Но стремление Косово к независимости было слишком сильно, и переговоры завершились ничем. Тогдашний премьер-министр Югославии Милан Панич предлагал вернуть Косово автономию, но это решение было принято в штыки, как сербами, так и албанцами. Сербы считали, что подобное решение фактически "сдает" край албанцам, а албанцы видели в этом попытку вернуть край под "сербское иго". В итоге косовары бойкотировали президентские выборы в Сербии 20 декабря 1992 года, на которых Милошевич одержал победу над Паничем.

Ибрагим Ругова и Слободан Милошевич, фото AFP
Lenta.ru

Ситуация в крае постепенно обострялась. Ни одна сторона не желала идти на уступки другой. Ругове, при поддержке со стороны албанской диаспоры в США, удалось привлечь внимание Вашингтона к проблеме Косово. Он сумел получить заверения от первых лиц США, включая президента Клинтона, госсекретаря Кристофера и представителя США в ООН Мадлен Олбрайт, что Вашингтон приложит все усилия, чтобы косовский вопрос был решен. Однако американцы вытупали против требования косоваров о полной независимости, потому что это нарушало территориальную целостность Югославии. Вместо этого США предлагали Косово согласиться на статус автономии с самыми широкими полномочиями.

Тем временем в Белграде пытались понять, что делать с косовской проблемой. Однако Милошевич продолжал считать ее внутренним делом Сербии и отказывался как от иностранного посредничества, так и от прямого диалога с Руговой. Но постепенно необходимость переговоров признал и он. Процесс подготовки к началу прямого сербско-албанского диалога хотя и продвигался вперед с большим скрипом, но, тем не менее, шел.

С точки зрения албанских радикалов, политика Руговы являлась провалом. В 1997 году на сцену вышли новые лидеры, признававшие только один тезис: "Независимость не получают, а завоевывают". В крае была создана вооруженная группировка "Армия Освобождения Косово", которая заявила, что претендует на роль постоянно действующей военно-политической партии, с которой обязаны считаться Белград и Приштина. Акции АОК, которые ее руководство объявило "действиями в целях поддержания спокойствия в крае", вынудили Милошевича развернуть в ответ военно-полицейскую операцию в Косово.

Ввод сербских частей в Косово был объявлен европейской и американской прессой "этническими чистками" и "гуманитарной катастрофой". При этом СМИ умолчали о том, что военная операция Белграда явилась ответом на действия албанских боевиков, начавших в крае кампанию массового истребления неалбанского населения. Мощная информационная кампания против Милошевича привела к кампании военной. Под предлогом предотвращения "этнических чисток" блок НАТО провел воздушную (24 марта - 10 июня 1999 года), а впоследствии и сухопутную операцию на Балканах. Однако "гуманитарные" бомбардировки проблему Косово в полной мере не решили. Сербия была вынуждена вывести свои войска из Косово, край перешел под управление гражданской администрации ООН, но статус края остался неопределенным.

Косово на карте Сербии, карта с сайта utexas.edu
Lenta.ru

Во время операции НАТО на Балканах образ Руговы, с подачи европейских СМИ, превратился в "лицо либеральной оппозиции Белграду". Формально Ругова не был связан с боевиками из АОК и постоянно подчеркивал в публичных выступлениях, что "ненасильственное сопротивление является единственным способом разрешить проблему края". Именно это позволило европейскому общественному мнению назвать его "балканским Ганди". Тем не менее, Ругова последовательно поддерживал вооруженных косовских сепаратистов в их борьбе за "освобождение республики". Стоит отметить, что в результате этого "освобождения", последовательно проводимого АОК, Косово покинуло более 100 тысяч сербов, цыган, македонцев и представителей других народов. На сегодняшний день Косово фактически является мононациональным государственным образованием - из двух миллионов жителей края более 90 процентов составляют этнические албанцы.

На смену умеренным приходят радикалы

В своей политической деятельности Ругова пытался придерживаться середины. С одной стороны, он был вынужден дистанцироваться от экстремистов, чтобы заручиться международной поддержкой. Причем поддержкой не только политической, но и финансовой, поскольку жизнеспособность Косово зависит от денежных вливаний ЕС. С другой стороны, Ругова не мог не принимать во внимание радикалов и не учитывать их требования. Одновременно он старался сдерживать наиболее горячие головы, понимая, что достижение отдаленных целей более перспективно, чем сиюминутные выгоды.

Хашим Тачи, фото с сайта kosovo.com
Lenta.ru

Со смертью Руговы зыбкое равновесие в крае будет нарушено. Многие ведущие политики региона не без оснований опасаются, что теперь на первый план в политической жизни края выйдут радикальные фигуры - лидер "Альянса за будущее Косово", бывший премьер Рамуш Харадинай, и глава "Демократической партии Косово" Хашим Тачи, бывший глава АОК. По мнению сербов, это грозит крахом всему процессу переговоров, поскольку с Харадинаем и Тачи договориться о косовской проблеме практически невозможно.

Тем временем ряд западных политиков начал озвучивать идею о перекройке границ, что подразумевает полное отделение Косово от Сербии. Глава межпарламентской делегации Европарламента по связям со странами Юго-Восточной Европы Дорис Пэк в конце 2005 года заявила, что "Косово может стать раковой опухолью для Сербии". Она не сказала напрямую, что Косово необходимо отделить, но сравнение говорит само за себя - известно что делают с раковыми опухолями. Ее настроения поддерживают и другие еврочиновники, полагая, что независимость Косово от Сербии снимет напряженность в регионе и позволит приступить к решению социальных проблем Косово.

В то время как высокопоставленные западные чиновники считают, что косовские социальные проблемы вполне решаемы, сербы придерживаются противоположного мнения. В Косово в настоящий момент проживает не более десяти тысяч сербов, и это число в ближайшее время, по-видимому, сократится до нуля. Сербы уверены, что враждебность албанцев теперь некому сдерживать, а значит стоит ожидать исхода последних косовских сербов из края.

Смерть Руговы принесет проблемы не только сербам, но и всей Европе. Дело даже не в том, что в Косово начнется жесткая борьба за власть, которая вполне может сопровождаться стрельбой. Просто Косово, как считает Интерпол, является крупнейшей перевалочной базой европейского наркотрафика. Именно оттуда в страны Западной Европы поступает большая часть турецкого и местного героина. Поставки наркотиков, а также контрабанду оружия, контролируют несколько мафиозных албанских кланов, среди которых видное место занимает формально распущенная АОК. По данным европейских правоохранительных органов, бывший лидер АОК Хашим Тачи поддерживает тесные отношения с лицами, подозреваемыми в организованной преступности.

Сергей Карамаев

< Назад в рубрику