Россия
20:16, 23 января 2006

Шпионские страсти ФСБ разоблачила подозрительные связи российских НКО

Не прошло и двух недель со дня подписания президентом России Владимиром Путиным закона о некоммерческих общественных организациях, как ФСБ удалось наглядно продемонстрировать их злокозненность в эфире одного из федеральных телеканалов.

Следствие ведут журналисты

В воскресенье вечером телеканалом "Россия" была показана передача Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент", посвященная крупному успеху наших спецслужб: разоблачению деятельности на территории России британской шпионской сети.

Все началось с того, что осенью 2005 года некто Кристофер Пирс, числящийся секретарем посольства Великобритании в Москве, установил в одном из скверов на окраине столицы специальное устройство, замаскированное под камень. Сначала оперативники ФСБ предположили, что речь идет об обычном тайнике-контейнере - замаскированной емкости, посредством которой агенты и их информанты обмениваются материалами, - но выяснилось, что они имеют дело с новым словом в шпионской технике.

В камне было спрятано передающее устройство, способное считывать и передавать данные на портативный компьютер. Для того чтобы передать или получить информацию, агентам или их информаторам достаточно было просто "прогуляться" недалеко от камня. Передача информации происходила очень быстро, так что засечь ее было непросто.

В разное время агентам ФСБ удалось заснять гуляющими в этом парке помощника официального представителя британской разведки в России Пола Кронтона, другого секретаря посольства Эндрю Флемминга, второго секретаря посольства Марка Доу, а также некоего гражданина Российской Федерации, завербованного британской разведкой.

После нескольких месяцев наблюдения было принято решение пресечь деятельность обнаруженной шпионской сети. Судьба британских дипломатов еще неизвестна, но сотрудники ФСБ подчеркивают, что об их аресте речи не идет, вопрос же об их дальнейшем пребывании в Москве будет решаться на политическом уровне. По всей видимости, вскоре они под тем или иным предлогом будут выдворены или отозваны из России и продолжат свою карьеру в каком-нибудь другом месте и, возможно, в каком-нибудь другом качестве, так как, "засветившись" один раз, продолжать разведывательную деятельность весьма сложно.

Казалось бы, типичная шпионская история с хорошим концом. Шпионская деятельность на территории родного государства прекращена, агенты чужих разведок разоблачены, свой несознательный гражданин задержан и будет подобающим образом наказан. Можно поздравить друг друга с эффективной работой спецслужб, однако выясняется, что это еще не конец истории. Помимо шпионской сети, деятельность которой эффективно пресечена, в России действует еще одна сеть - сеть некоммерческих организаций. Казалось бы, они-то здесь при чем?

Дело в том, что Марк Доу, один из упомянутых сотрудников посольства, координировавший, по данным авторов программы, деятельность "Фонда глобальных возможностей" при МИД Великобритании, был куратором ряда российских некоммерческих организаций. В передаче оперативники ФСБ продемонстрировали подписанные Доу платежные документы, свидетельствующие, в частности, что на счет Московской Хельсинкской группы (МХГ) были переведены 23 тысячи фунтов стерлингов, а фонду "Евразия" - 5719 фунтов.

Чтобы мораль этой истории стала окончательно ясна всем телезрителям, авторы передачи отметили, что деятельность Доу, оказавшегося шпионом, "сильно дискредитировала замечательную идею" о НКО. На этом воскресная передача "Специальный корреспондент" закончилась, но история о связях британских шпионов с российскими некоммерческими организациями только начиналась.

Ответ правозащитников

Реакция всех упомянутых в передаче сторон последовала незамедлительно. МИД Великобритании, как и полагается, отказался комментировать шпионские разоблачения, однако заявил, что отрицает все подозрения в неправомерной деятельности, связанной с российскими неправительственными организациями. В заявлении МИДа указывается, что вся помощь, предоставляемая российским НКО, осуществляется открыто и направлена на построение здорового гражданского общества в России.

Не могли обойти вниманием передачу и упомянутые в ней правозащитные организации, внезапно уличенные в связях с британской разведкой.

Так, президент фонда "Новая Евразия", преемника международного фонда "Евразия", признал, что "Евразия" действительно получала британские гранты, но происходило это вполне легально, в рамках соглашения о техническом сотрудничестве России и Великобритании.

Факт получения денег от посольства Великобритании подтвердила и глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, указав, что речь идет о гранте на сотрудничество с Центром по правам человека в университете Эссекса, который был получен в 2004 году. На выделенные средства, по ее словам, проводились семинары, на которых представителей партнеров МХГ из региональных организаций знакомили с международными документами по правам человека.

Она не стала отрицать, что этот грант мог быть подписан обвиняемым в шпионаже Марком Доу, но подчеркнула, что грант был получен МХГ совершенно официально и кто именно из должностных лиц посольства поставил на нем свою подпись, не имеет никакого значения.

Алексеева подчеркнула, что последние два года МХГ не получает никакой финансовой помощи от посольства Великобритании, и напомнила, что недавняя плановая проверка ее организации не выявила никаких нарушений в ее финансировании. По ее мнению, весь скандал с британскими шпионами является провокацией против правозащитных организаций, которая должна подорвать их авторитет в обществе и обосновать использование против них закона о некоммерческих организациях.

Признания ФСБ

Начальник Центра общественных связей ФСБ России Сергей Игнатченко, кадр Первого канала
Lenta.ru

Как ни странно, версию Алексеевой, хотя бы частично, подтвердил и начальник Центра общественных связей ФСБ России Сергей Игнатченко, выступивший в понедельник с изложением официальной позиции российских спецслужб по вопросу о шпионах и НКО. По его сведениям, на довольствии у британского посольства состояли не две НКО, а целых двенадцать. В этот "список Доу", помимо упоминавшихся накануне фонда "Евразия" и МХГ, входили, в частности, Комитет против пыток и Институт права и публичной политики.

По словам Игнатченко, обнаруженное британское участие в финансировании российских НКО было столь значительным, что представители ФСБ провели встречу с официальным представителем разведки Великобритании в Москве и заявили ему о неприемлемости ведения разведывательной деятельности против России и финансирования НКО.

Взаимности ФСБ добиться не удалось: британская сторона (как ей, собственно, и полагалось) сообщила, что никакой работы против России не вела, не ведет и вести не собирается. Тогда оперативники решили испробовать новый подход и передали часть полученных ими данных средствам массовой информации.

Таким образом, речь действительно идет о преднамеренной медиа-акции, организованной ФСБ и приуроченной, по всей видимости, к введению в действие закона о некоммерческих общественных организациях, подписанного президентом Путиным 10 января этого года, и к первому заседанию Общественной палаты России, ранее призывавшей Путина не подписывать этот закон до согласования с ней.

Можно предположить, что эта акция адресована, во-первых, несговорчивой Великобритании, на примере которой, другим государствам хотят наглядно объяснить, что с российскими неправительственными организациями следует сотрудничать с большой осторожностью, а во-вторых, - российским неправительственным организациям, которым пояснили, что следует с вящей осторожностью относиться к источникам своего финансирования. Ведь никогда не знаешь, чья подпись окажется на очередном гранте и что из этого может выйти.

Михаил Ткаченко

< Назад в рубрику