Россия
16:17, 24 января 2006

"Чайникам" вход воспрещен Audi A4 quattro на тест-драйве Lenta.Ru

По обывательским представлениям краска "металлик" или "перламутр" - это элемент престижа. Такой же, как обилие хрома, всевозможные "электропакеты", ксеноновые фары, салон из алькантры или огромный цветной дисплей бортового компьютера. Но все это, повторим, по обывательским представлениям.

В премиум-сегменте совсем другие правила. Mercedes вполне может позволить себе "ручные" стеклоподъемники, BMW - минимум пространства для задних пассажиров, а Audi не считает нужным красить люксовые машины "металликом". Даже дорогая RS4 окрашена "бриллиантовый красный", а для обычных Audi A4 - это престижный цвет, роднящий с легендарными спортивными машинами этой марки. Именно такая A4 побывала на тест-драйве Lenta.Ru.

Поехали: пробки

В Москве пробки давно стали неотъемлимой частью нашей жизни. Когда берешь машину на тест-драйв, за пару часов езды по городу с черепашьей скоростью успеваешь "пощупать" весь ее интерьер, разобраться с настройками аудиосистемы и бортового компьютера, оценить эргономику... В общем, можно придираться ко всему и таким образом набрать материала на половину статьи.

В случае Audi в целом и A4 в частности глупо говорить об удобстве сидений или руля, зазорах "торпедо" и качестве пластика в салоне. Здесь, как и должно быть в премиум-сегменте, все идеально. Та же поясничная поддержка не просто удобна, но еще и регулируется электроприводами по горизонтали и по вертикали под водителя любой, даже самой нестандартной комплекции. Трехспицевый руль приятно держать в руках, а дистационное управление магнитолой на ней выполнено в виде "колесиков" - это намного удобнее, чем традиционные кнопки.

Есть ли в эргономике просчеты? Есть, но они выглядят, скорее, не просчетами, а "намеренными допущениями". Скажем, традиционная для Audi красная подсветка понравится далеко не всем. К счастью, шкалы основных приборов теперь стали белыми, а вот вся центральная консоль по-прежнему ярко-красная. Причем, вместо одного дисплея по передней панели разбросано множество - климат-контроль, магнитола, одометр и бортовой компьютер. Символы на них одинакового размера - с непривычки разобраться в этом "обилии информации" очень непросто.

Помимо дисплеев по всему салону "разбросаны" кнопки - с такой же красной подсветкой. Компания Audi здесь решила действовать вопреки всеобщим тенденциям, когда большинство второстепенных функций машины управляются через меню бортового комьютера. В A4 даже для таких опций как принудительное включение ближнего света при работающем двигателе и таймер наружного освещения есть свои рукоятки - они находятся слева от рулевого колеса.

Помимо "спорных" мелочей в эргономике есть мелочи безусловно приятные. Например, специальная шторка, загораживающая зеркало заднего вида от ламп освещения салона. Или "ящичек" для кредитных карт в центре передней панели.

Едем дальше: шоссе

Тут Audi A4 quattro показывает себя во всей красе. Во-первых, двухлитровый турбомотор вместе с полноприводной трансмиссией и хорошими шинами обеспечивают впечатляющее ускорение вне зависимости от качества покрытия - даже на снежной "каше" пассажиров вжимает в спинки сидений. Во-вторых, Audi A4 великолепно держит дорогу - на скоростях за 150 ей безразличны волны асфальта, "островки" льда или боковой ветер - она просто едет.

Если надо немного разогнаться - мотор с радостью "вытянет" с самых низких оборотов на любой передаче. Когда необходимо резкое ускорение, педаль газа нужно утопить до "щелчка". Тогда сработает принудительный "кик-даун", "автомат" переключится на одну, две или даже три ступени вниз, и пассажиров снова будет вжимать в спинки кресел, а мотор в это время радует своим "спортивным" рокотом.

Фотогалерея: Audi A4 quattro - детали
Lenta.ru

Руль, легкий при парковке и на маленьких скоростях, на трассе становится тяжелым и информативным. Тормоза тоже не вызывают никаких нареканий - останавливаешься ровно там, где ожидаешь, без малейшего увода в сторону.

Продолжаем ехать: площадка

Если на шоссе A4 quattro позволяет любому почувствовать себя "шумахером", то на заснеженной площадке за рулем этой машины без должных навыков становишься "чайником".

Несмотря на довольно высокую скорость с уверенностью подъезжаешь к "повороту", ожидая управляемого скольжения. Крутишь руль в сторону повороту, и... Audi едет по большему радиусу, явно в намеченную траекторию не вписываясь. Что делать?

Водителю с "переднеприводными" навыками в первую очередь приходит в голову сбросить газ, чтобы задние колеса начало сносить, а передние остались на своей траектории. A4 quattro в этом случае продолжает ехать "прямо" - нос машины "вываливается" наружу поворота. Маневр не удался.

Пробуем еще раз - надеясь на АБС, нажимаем в повороте на тормоз. Результат тот же - несмотря на повернутые колеса, машина едет "наружу", а тормозной путь явно превышает размеры "дороги".

Наконец, пробуем "технику заднего привода" - в повороте добавляем или просто не отпускаем газ. Сначала A4, несмотря на поворот руля, едет прямо, а затем происходит "волшебство" - под стрекотание системы стабилизации ESP она легко вписывается в заданную траекторию и продолжает движение... Главное - по ходу маневра не бросить педаль газа, результат таких действий описан выше.

Фотогалерея: Audi A4 quattro - внешность
Lenta.ru

Продолжаем эксперименты - отключаем ESP. Со сбросом газа или торможением та же история - в поворот машина не входит. А тот же маневр "под тягой" становится более чем интересным. Если, как при включенной ESP, бездумно давить на газ, благодаря симметричному полному приводу Audi A4 quattro может "зацепиться" за дорогу любым из четырех колес и поехать... куда угодно.

Несколько часов тренировок... и хоть с включенной, хоть с отключенной ESP Audi эффектно заруливает в поворот с пробуксовкой всех четырех колес. Рецепт прост и сложен одновременно - нужно очень аккуратно обращаться с педалью газа, не бросая и не нажимая ее слишком резко. И ни в коем случае нельзя нажимать на тормоз.

Приехали: разбор полетов

Если честно, мы ожидали от Audi A4 quattro более понятного, доступного даже "чайнику" поведения на скользкой дороге. Когда эти ожидания не оправдались, стало интересно, почему машина ведет себя так, а не иначе. На поверхности лежали два ответа - дело в особенностях управления полноприводной машиной, или же на управляемость влияет сильная загрузка передней оси.

Дело в том, что двигатель у A4 расположен продольно и вынесен за пределы базы. Поэтому именно он может "тянуть" переднюю часть машина наружу поворота. Проверить, так это или не так, очень просто - нужно прокатиться на такой же переднеприводной машине. Таковая случайно нашлась у одного приятеля - с аналогичным двигателем 2,0 TFSI и вариатором. Оказалось, что переднеприводная машина при прохождении поворотов с "превышением" скорости ведет себя совершенно иначе - при сбросе газа "забрасывает" заднюю часть, а при езде "под тягой" демонстрирует избыточную поворачиваемость. Все очень понятно и предсказуемо.

Значит, специфическая управляемость тестовой A4 quattro объясняется именно полным приводом. И ассоциировать его со вседозволенностью на зимней дороге - большая ошибка. Впрочем...

Мнение экспертов: Евгений Васин

Евгений Васин - известный раллист, призер ралли Монте-Карло сейчас возглавляет школу водительского мастерства quattro. И он как никто другой понимает, как надо ездить на полном приводе Audi, и может многое рассказать об управляемости этих машин.

В первую очередь Васин не согласился, что при сбросе газа A4 quattro становится неуправляемой. По его словам, надо было всего лишь смотреть на спидометр. Скорость, на которой мы пытались "вводить" Audi в поворот, была слишком велика - даже для полного привода.

Если хочется эффектно входить в повороты на такой машине - скорость нужно выбирать очень тщательно и не делать резких движений рулем. Следует добиться, чтобы передние колеса - более загруженные - твердо стояли на своей траектории, а задняя ось пошла в легкий снос. Если после этого немного добавить газу, машина пройдет поворот по заданной траектории. Однако, если нажать на педаль слишком сильно - передние колеса сорвутся в пробуксовку, и автомобиль не впишется в заданную дугу. Примерно к такой технике мы пришли после нескольких часов, проведенных с A4 на заснеженной площадке.

Что касается расположения двигателя за пределами базы, то, по мнению Евгения Васина, это скорее плюс, чем минус - управляемые колеса загружены, а значит с меньшей вероятостью потеряют сцепление с дорогой.

Торможение в повороте - вполне допустимый прием для переднего привода. Передние колеса в таком случае не блокируются, потому что жестко соедины с двигателем. А заднюю, напротив, срывает наружу из-за блокировки. Получается так называемый "эффект ручного тормоза". В принципе, аккуратно нажимать на тормоз можно и на полном приводе - добившись блокировки задней оси, но ни в коем случае не срывая в занос передние колеса.

Таким образом, из разговора с Васиным получился очень простой вывод - A4 quattro ездит по дорогам с любым покрытием увереннее, чем заднеприводный или переднеприводный автомобиль. Но ездить на полном приводе надо уметь.

Заключение: практичность

До этого мы оценивали Audi A4 quattro с точки зрения водителя - удобно ли ему сидеть, приятно ли ехать. А ведь есть еще пассажиры, багажник, расход бензина, соотношение "цена/качество"...

Начнем с салона. Про передние сиденья мы рассказывали - там удобно и водителю, и пассажиру. А вот сзади комфортно устроиться смогут лишь люди довольно худые, ростом до 180 сантиметров. Багажник Audi A4 маленьким не назовешь, большим - тоже. Для перевозки длинномерных предметов, например лыж, можно сложить часть спинки заднего сиденья. С коробками и чемоданами сложнее - мешают узкий проем и большая погрузочная высота.

Расход бензина по заявлениям производителя - 9.4 литра в смешанном цикле. Судя по количеству заправленного топлива, у нас получилось намного больше...

Впрочем, желающие перевозить коробки и чемоданы, сэкономив при этом на топливе, не купят A4 quattro. Для них существуют другие машины - дешевле, вместительней и... покрашенные "металликом".

Lenta.Ru выражает благодарность российскому представительству Audi и руководителю школы quattro Евгению Васину.

Дмитрий Ларченко

< Назад в рубрику