Министр обороны России Сергей Иванов, находясь с визитом в Баку, сделал неожиданное политическое заявление. Он сказал, что Россия может выйти из Договора по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ), если остальные участники не ратифицируют соглашение о его адаптации. "До сих пор мы придерживаемся соглашения по адаптированному ДОВСЕ, в отличие от других государств, которые его подписали, но не ратифицировали. Пока все фланговые ограничения будем выполнять. А дальше, поживем, увидим", - сказал Иванов.
Насколько серьезно заявление Иванова, сказать пока сложно. Скорее всего, более конкретные заявления будут сделаны в мае 2006 года на 3-й обзорной конференции по ДОВСЕ. Проведение этого форума предусмотрено самим текстом договора, который предписывает обсуждать его выполнение каждые пять лет. Если нынешнее заявление Иванова рассматривать как попытку России активизировать процесс ратификации ДОВСЕ, то на конференции можно ожидать более резких выпадов со стороны России, вплоть до ультиматума. Если, конечно, Запад не начнет массово ратифицировать новый договор.
Заявление министра выражает собой (в достаточно обостренной форме) позицию России, которую озвучивали до него другие официальные лица. В частности, недовольство по поводу затягиванием процесса ратификации адаптированного ДОВСЕ ранее регулярно выражали представители российского МИДа. Вкратце суть проблемы такова - договор, одинаково важный и для России и для западноевропейских стран, пока ратифицировали только Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Однако, чтобы он вступил в силу, его должны ратифицировать все остальные подписанты.
Россия считает, что все свои обязательства согласно адаптированному договору она выполнила. В частности - вывела с территории Грузии и Молдавии более 800 единиц тяжелых вооружений и техники, сократив региональную группировку до уровня, установленного договором.
Запад же полагает, что Россия также должна выполнить ряд двусторонних соглашений, подписанных с Молдавией и Грузией в Стамбуле вместе с адаптированным ДОВСЕ. В частности - вывезти из Приднестровья боеприпасы, оставшиеся на складах 14-й армии, а также выполнить ряд других условий, отрегулированных двусторонними соглашениями.
Кроме того, Запад (в частности - НАТО) требует от России выполнить четвертую статью договора. В ней говорится, что ни одно государство, входящее в договор, не может размещать свои военные силы на территории другого члена ДОВСЕ без согласия этого государства. Соответственно, даже сократив региональную группировку на южном фланге, Россия все равно попадает в зависимость от других подписантов ДОВСЕ.
Россия, в свою очередь, не считает, что ратификация ДОВСЕ должна быть увязана с выводом ее баз с территории Грузии и Молдавии - политическими обязательствами, принятыми в Стамбуле параллельно с адаптированным ДОВСЕ. "Никаких не выполненных Россией связанных с ДОВСЕ обязательств не осталось. Вместе с тем, наши партнеры продолжают говорить о том, что для запуска ратификации им необходимо, чтобы Россия вывела из Молдавии военное имущество, никакого отношения к ДОВСЕ не имеющее. Речь в основном идет о тысячах тонн снарядов, складированных там с 50-х годов. Поскольку у России такое обязательство вне ДОВСЕ существовало, мы его и не оспариваем. С увязкой же странами НАТО этого обязательства с судьбой ДОВСЕ мы никогда не соглашались. Стамбульский пакет документов совершенно четко расписывает, что относится к материи ДОВСЕ, а что - нет", - считает заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко.
Вероятно, корни этих неувязок в несовершенстве текста самого договора, а также в слишком быстро меняющейся европейской политической обстановке. То, что должно было хорошо работать в 1999 году, уже совершенно не работает в 2005-м. Как заявил в интервью "Времени новостей" Александр Грушко, "с политической точки зрения он, конечно, безнадежно устарел... действующий нынешний ДОВСЕ отстал от новых военно-политических реалий".
Кроме того, договор, как считают дипломаты, достаточно гибок, чтобы решать все спорные вопросы в его рамках. Однако для этого необходимо одно небольшое условие. Этого должны хотеть все участники соглашения. Ни один договор не может учесть все аспекты проблемы - юристы всегда найдут лазейку, чтобы обойти соглашение. История знает немало примеров, когда договоры об ограничении вооружений удавалось обойти сразу всем их участникам. ДОВСЕ, похоже, не устраивает всех - Запад явно затягивает его ратификацию, а Россия уже открыто заявляет о возможности выхода из него. Возможно, адаптированному ДОВСЕ осталось жить до мая.
Это будет логичным завершением истории договора, который в настоящее время превратился из инструмента регулирования размеров армий в инструмент политического давления. НАТО как военный блок уже не является серьезной угрозой по отношению к России - слишком много противоречий накопилось внутри самого Альянса, да и цели у него теперь не те, что были во времена Холодной войны. Как отмечает представитель российского МИД, сам переговорный процесс по вопросу ДОВСЕ может быть ценным, так как "договор – это еще и переговорная площадка для системной работы по гармонизации представлений о путях укрепления безопасности с военным планированием". Однако за возможность диалога приходится платить.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан за год до развала СССР - в ноябре 1990 года. В нем участвовали, с одной стороны, страны Организации Варшавского договора, а с другой - НАТО. Главной задачей этого соглашения было не допустить развертывания в приграничных странах (речь идет о странах на границе двух блоков) мощных сухопутных армий, которые могли бы быть использованы в вооруженных конфликтах. Договор также ограничивал количество армий в регионе в целом и регулировал их перемещение, временную дислокацию и сокращение.
Для каждой группы государств были выделены общие квоты вооружений. ДОВСЕ учитывал количество войск в определенных зонах и стратегических эшелонах, которые находились на территории каждой из групп. При этом документ никак не определял точное количество вооружений для каждой страны - он требовал только, чтобы общее их количество не превышало установленных пределов. Интересно, что это положение сохранилось до сих пор, и в "Российскую группу" входят Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния - нынешние члены НАТО.
Спустя год - после того, как развалились СССР и ОВД, бывшие участники Союза ССР и его военного блока разделили квоты между собой. Однако, несмотря на это, договор перестал устраивать его участников - линия противостояния СССР-НАТО разрушилась, а вместо нее возникли региональные очаги напряженности. При этом на том же Северном Кавказе было необходимо держать большую группировку, чем было предусмотрено ДОВСЕ.
В результате прежний договор было решено пересмотреть и дополнить. Адаптированный ДОВСЕ составляли до 1999 года, когда его текст, который включал в себя поправки, новые термины и понятия, наконец, подписали. Новая редакция документа предусматривала переход от зонально-блоковых ограничений и квот к национальным и территориальным предельным уровням вооружений.
Адаптированный ДОВСЕ учитывал то количество танков, бронетранспортеров, пушек, самолетов и вертолетов, которые могла иметь национальная армия того или иного государства, а также количество войск, которые на ее территорию могла ввести другая страна. Россия согласно адаптированному договору получила, в частности, возможность увеличить количество вооружений в частях, дислоцированных на Северном Кавказе.
Госдума ратифицировала соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе в 25 июня. Совет Федерации одобрил его 7 июля, а президент подписал соответствующий указ 19 июля.
Павел Аксенов