Начальник российского генштаба Юрий Балуевский опубликовал в газете "Красная звезда" статью, в которой рассказал о планах развития вооруженных сил с учетом уроз и вызовов российскому государству. Основным принципом строительства российской армии, по словам Балуевского, будет переход от экстенсивного к интенсивному пути развития. По мнению начальника генштаба, необходимо отказаться от стремления создать количественный паритет по отношению к потенциальным противникам, а вместо этого повысить эффективность армии в ее настоящих размерах.
5 января - День Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для нас - генералов, офицеров и гражданского персонала Генерального штаба - это не просто памятная дата. Это день, в который мы можем и должны посмотреть и оценить то, как новое поколение генштабистов сохраняет и приумножает славные традиции, заложенные нашими предшественниками, что и как делает для укрепления Вооруженных Сил.
Исторически российский Генеральный штаб создавался как орган управления вооруженными силами в мирное и военное время, призванный комплексно решать все задачи обороны в масштабе государства, что в свою очередь обусловило необходимость определения его роли, совершенствования организационной структуры и методов работы в повседневной деятельности и при подготовке и ведении военных действий вооруженными силами.
В мирное время, когда, как говорится, "пушки молчат", во многом благодаря интеллектуальной и высокоорганизованной работе этого стратегического органа военного управления обеспечивалась и обеспечивается военная безопасность государства. Известно, что в условиях недавнего противостояния двух полярных социально-политических систем и гонки вооружений активная деятельность Генерального штаба позволила в значительной мере обеспечить паритет военной силы и не допустить военного столкновения. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роль Генерального штаба и в прошлые годы, и в настоящее время была и остается ключевой.
Сегодня на фоне продолжающегося процесса активного геополитического переустройства мира, несмотря на то что угроза крупномасштабной (в т.ч. ядерной) войны в современных условиях маловероятна, появилось множество иных угроз, порой менее предсказуемых и осознанных. Наметилась тенденция расширения конфликтного пространства, в том числе его распространения на зону жизненно важных интересов России.
При этом все отчетливее доминирует тенденция неадекватного применения военной силы в ходе разрешения международных проблем, порой без учета норм и в нарушение сложившегося международного права. Военная сила все чаще становится не просто аргументом, а основным средством проведения внешней политики.
В связи с этим для обеспечения военной безопасности Российской Федерации необходимы как постоянный анализ и оценка военно-политической обстановки в мире, так и выработка практических мер по поддержанию Вооруженных Сил в готовности к эффективному решению стоящих перед ними задач. Основная тяжесть этой деятельности ложится на Генеральный штаб.
Безусловно, вооруженная борьба после Второй мировой войны претерпела значительные изменения. Научно-технический прогресс привел к созданию новых образцов вооружения и военной техники, действующих на основе "искусственного интеллекта". Повысились боевые возможности войск (сил), а их действия обрели ярко выраженный межвидовой характер, объединив силы и средства, действующие в различных физических сферах. Изменились формы и способы применения Вооруженных Сил. Претерпела изменение и сама суть "военной силы".
Все это требует уточнения, а порой совершенно новых взглядов на обеспечение военной безопасности государства и координации деятельности всех составляющих его военной организации. И эти задачи призван решать Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, или, как его еще называют в военной среде, "мозг армии".
Анализ сегодняшней ситуации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на все трудности и проблемы, с которыми сталкивается наша страна, нам удалось не только остановить их развитие, но и переломить многие негативные тенденции в Вооруженных Силах. И, пожалуй, самым главным является то, что теперь не только руководство государства, но и общество начинают поворачиваться лицом к армейским и флотским проблемам.
Общество осознало тот непреложный факт, что в силу своего геополитического положения Россия просто обязана иметь военную мощь, достаточную для надежной обороны и сохранения территориальной целостности государства. Нам необходимы такие Вооруженные Силы, которые смогут отвечать новым вызовам и угрозам. Мы должны предвидеть будущее, вкладывать в это будущее интеллектуальные, финансовые, экономические и другие ресурсы. Только при таких условиях сможем создать новую армию и новую Россию.
Позитивные изменения международной обстановки, достигнутые в результате реализации нашей страной активного внешнеполитического курса, в последнее время значительно снизили угрозу прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Однако национальные интересы требуют поддержания Вооруженных Сил Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем стратегическое сдерживание любых потенциальных противников и решение задач по локализации новых нетрадиционных угроз.
- повышение "экономической составляющей" внешнеполитических приоритетов ведущих государств мира, в результате чего расширяется сфера востребованности военной силы для обеспечения именно экономических интересов;
- попытки игнорировать интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
- активизация деятельности ряда государств, направленной как на поддержание дезинтеграционных процессов в России и СНГ, включая попытки вмешательства в их внутренние дела, так и на ослабление экономической самостоятельности нашей страны.
- закрепление долговременного иностранного военного присутствия и наращивание военного потенциала в регионах традиционных национальных интересов Российской Федерации;
- незавершенность делимитации и обустройства Государственной границы на фоне расширения "зоны нестабильности" в приграничных с Россией территориях, что в значительной степени затрудняет эффективное противодействие международной организованной преступности, наркоторговле, незаконному обороту оружия и неконтролируемой миграции населения.
- сохранение в ряде республик бывшего СССР существующих и потенциальных очагов вооруженных конфликтов;
- территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
- расширение военных блоков в ущерб безопасности России;
- распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления оружия массового уничтожения и средств его доставки.
- проявления политического экстремизма, сепаратизма, направленные на дезорганизацию эффективного функционирования органов государственной власти и управления;
- достаточно высокая вероятность техногенных и экологических аварий и катастроф, обусловленных изношенностью инфраструктуры и производственных фондов.
- деятельность националистических, религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя Российской Федерации, ее территориальной целостности и против безопасности граждан;
- международный терроризм, ставящий перед собой не только политические, но и военные цели с проведением масштабных вооруженных акций;
- подготовка и проведение против Российской Федерации информационных (информационно-технических), психологических акций и действий.
Сегодня и на обозримую перспективу геополитические и геостратегические условия развития Российской Федерации, обеспечения ее безопасности, вызовы, риски и угрозы принципиально отличаются от тех, которые были вчера.
В процессе расширения спектра угроз безопасности и их проявления в новых (в том числе не силовых) формах возрастает влияние фактора неопределенности, который объективно выдвигает новые требования к развитию и применению сил и средств обеспечения безопасности нашего государства. В то же время потребности военной организации, ориентированные на вчерашние задачи (крупномасштабная обычная или ядерная война), вошли в явное противоречие с финансовыми, экономическими, демографическими и иными возможностями государства.
- отказ от принципа "симметрии", т.е. от стремления любой ценой сохранить количественный паритет с потенциальным противником, и переход к строительству Вооруженных Сил и военной организации в целом на основе "асимметрии" с определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание угроз;
- поиск путей максимизации эффективности применения вооружений и военной техники и военной силы в целом в пределах ограничений в ресурсах, в первую очередь - финансово-экономических;
- необходимость сбалансированного развития военной организации в целом, и Вооруженных Сил в частности.
Эти выводы обусловливают необходимость проведения эффективных и асимметричных мер по нейтрализации существующих и прогнозируемых вызовов и угроз, определения новых задач, форм и способов применения всех составляющих системы обеспечения безопасности государства.
Генеральный штаб отчетливо осознает, что главная задача Вооруженных Сил - обеспечить безопасность и возможность всестороннего развития нашей страны.
Именно поэтому, учитывая объективную необходимость повышения боеспособности Вооруженных Сил, других войск и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, на основе прогнозируемых макроэкономических показателей развития страны на период до 2015 года в решении состоявшегося 28 июня 2005 г. заседания Совета Безопасности Российской Федерации определены конкретные задачи, принципы и направления военного строительства.
- своевременное вскрытие угрожающего развития внешне- и внутриполитической обстановки для территориальной целостности и политической независимости Российской Федерации;
- обеспечение стратегического и регионального сдерживания от развязывания агрессии против России;
- создание условий для безопасной экономической деятельности;
- охрана и защита Государственной границы;
- предотвращение и пресечение террористической деятельности; предупреждение экологических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Реализуемость этих задач может и должна быть достигнута качественным (а не количественным!) ростом и сбалансированным развитием всех сил и средств обеспечения безопасности государства в пределах его ресурсных возможностей с четким определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание внешних и внутренних угроз.
1. Системный подход к обеспечению безопасности государства.
2. Комплексирование задач, сил и средств для их выполнения.
3. Оптимальное сочетание военной и иных видов государственной службы.
4. Оптимизация структуры и численности Вооруженных Сил, других войск и органов.
5. Создание межведомственных (единых, сопряженных, унифицированных) систем управления, обеспечения и подготовки кадров.
Изменения в положении нашей страны (внешние и внутренние) обусловливают необходимость четкого определения приоритетов в военном строительстве с целью надежного обеспечения ее безопасности.
В первую очередь речь идет о ядерных силах, системах их информационно-разведывательного обеспечения и управления. Ибо великодержавный статус России определяется сегодня и на перспективу в значительной мере ее ядерным потенциалом.
- В первую очередь это сохранение на минимально достаточном для стратегического и регионального сдерживания уровне потенциала ядерных сил России.
- Развитие ВВС с перераспределением общих объемов финансирования в пользу развития средств противовоздушной, а в перспективе воздушно-космической обороны.
- Качественная модернизация Вооруженных Сил при одновременном сокращении мобилизационной базы и дальнейшем развитии соединений и частей постоянной готовности, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Достижение в них оптимального соотношения боевых и обеспечивающих войск (сил) с целью создания самодостаточных группировок на стратегических направлениях.
Следует особо отметить, что предлагаемая модернизация военной организации потребует большой кропотливой работы, а также финансовых затрат, и немалых.
Одним из важных направлений деятельности Вооруженных Сил, в котором Генеральный штаб принимает активное участие, является международное военное сотрудничество, приобретающее все большее значение в последние годы и осуществляемое как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Первоочередным приоритетом в этом плане для Вооруженных Сил Российской Федерации стало сотрудничество с государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках ОДКБ действует объединенный штаб, координирующий реализацию решений в области коалиционного военного строительства, включая переоснащение Коллективных сил быстрого развертывания. Ежегодно проводятся командно-штабные учения под кодовым названием "Рубеж", в которых активно участвуют и российские Вооруженные Силы.
Мы также придаем важное значение развитию военного сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которое направлено в первую очередь на предупреждение терроризма, борьбу с этим злом и ликвидацию последствий террористических атак. При этом мы продолжаем и традиционное военное сотрудничество с крупнейшими государствами Азии. В прошлом году прошли совместные учения с Народно-освободительной армией Китая "Мирная миссия-2005", вооруженными силами Республики Индии "Индра-2005".
Военное сотрудничество Российской Федерации с США и НАТО также активно развивается. Так, в 2006 году мы планируем принять участие в ряде совместных учений, в том числе в российско-натовских учениях подразделений специального назначения, связи, военно-транспортной авиации; в командно-штабной военной игре вооруженных сил Российской Федерации и США "Совместный ответ"; в учении вооруженных сил РФ и Швеции "Снежинка"; в учении вооруженных сил РФ и Федеративной Республики Германии; в российско-американо-канадском учении поисково-спасательных сил "САРЕКС-2006", а также в совместном учении ВМФ России и военно-морских сил причерноморских государств "БЛЭКСИФОР".
Все это способствует укреплению доверия между нашими армиями, делает более предсказуемым будущее наших государств, в значительной степени снижает угрозы военной безопасности не только России, но и ее ближайших союзников.
Убежден в том, что потенциал Генерального штаба, опыт его сотрудников, ясное видение путей и способов решения стоящих перед нами задач позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.
В завершение хочу искренне и сердечно поздравить всех офицеров, генералов, адмиралов, служащих, ветеранов Генерального штаба с очередной, двести сорок третьей годовщиной со времени его создания.
Желаю всем крепкого здоровья, сохранения верности воинскому долгу, активности и твердости в отстаивании своих позиций. Уверен, что ваш высокий профессионализм, глубокие теоретические знания и практический опыт позволят с честью решить все стоящие перед нашими Вооруженными Силами задачи.