25 января 2006 года вступил в силу приказ "О едином учете преступлений", согласно которому граждане России смогут сообщать о встречающихся на их жизненном пути правонарушениях в любую службу, которая покажется им наиболее подходящей. Например, о похищении своего мобильного телефона можно будет проинформировать ФСБ, а встретив на улице "главного мирового террориста" Осаму бин Ладена - звонить в противопожарную службу. По мнению глав правоохранительных ведомств, подписавших этот приказ накануне Нового года, он поможет улучшить ситуацию с регистрацией и раскрываемостью преступлений в стране.
Только в 2005 году, в результате дополнительных проверок, устроенных руководством МВД совместно с прокуратурой, удалось обнаружить почти 700 тысяч преступлений, по тем или иным причинам обойденных вниманием сотрудников милиции. Таким образом, общее число зарегистрированных в прошедшем году преступлений резко выросло и достигло 3,5 миллионов. Более полутора тысяч сотрудников милиции были привлечены к уголовной ответственности за сокрытые и неучтенные преступления, более 57 тысяч - к административной.
Вероятно, именно это неприятное достижение окончательно продемонстрировало руководителям правоохранительных ведомств, что так дальше жить нельзя. Уже в мае 2005 года Генеральный прокурор и глава МВД России ввели в действие систему двойного контроля за решением об отказе в возбуждении дел по заявлениям граждан, подписав постановление о том, что такой отказ должны завизировать как начальник отдела внутренних дел, так и надзирающий прокурор.
29 декабря 2005 года главы ведомств, имеющих органы дознания, сделали следующий шаг к ужесточению контроля над деятельностью правоохранительных органов, подписав приказ "О едином учете преступлений".
Отныне все эти ведомства обязаны принимать от граждан абсолютно все сообщения о преступлениях, независимо от того, находится ли данное правонарушение в ведении данного ведомства. Должностные лица обязаны будут соответствующим образом (по единой для всех ведомств схеме) принять и зарегистрировать заявления, а также выдать заявителю подтверждающий это документ, на котором будет указано, кто и когда его принял.
После этого, под жестким контролем, сообщение о преступлении должно быть направлено в "профильную" организацию, проверено и, в случае необходимости, должны быть приняты меры и возбуждено уголовное дело. Все этапы этого процесса должны регистрироваться на соответствующей карточке. В новом приказе значительно четче, чем в прежнем, расписаны обязанности должностных лиц, принимающих заявления о правонарушениях, ведущих их расследование и возбуждающих уголовные дела, а также предусмотрена ответственность за отказ регистрировать или попытку скрыть заявление.
Комментируя вступивший в действие приказ, представители правоохранительных органов не скупятся на оптимистические прогнозы. Так, первый заместитель главы МВД РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин заверил журналистов, что новая система будет намного удобнее как для граждан, так и для милиции. Граждане получат возможность обратиться с заявлением о преступлении не только в милицию, но и в любое другое правоохранительное ведомство, и будут уверенны, что его не оставят без внимания, милиция же сможет четче работать и допускать меньше нарушений, вольных или невольных.
Кроме того, как не забыл отметить Чекалин, более точные данные о регистрируемых преступлениях позволят поднять вопрос о бюджете правоохранительных органов и о необходимости рассчитывать его, исходя из числа регистрируемых преступлений, как это делается в других странах.
Начальник главного управления Генпрокуратуры РФ по надзору за следствием и дознанием в милиции Александр Кизлык, со своей стороны, указал, что правоохранительные ведомства не намерены останавливаться на вступившем в действие приказе, и Генпрокуратура намерена добиться принятия специального закона о государственной регистрации преступлений, согласно которому для этого будет создан новый независимый орган.
К немедленному выполнению приказа оказалось готово лишь МВД. Согласно инструкции, вступающей в силу с 26 января, уполномоченные лица будут обязаны, принимая заявления от граждан, выдавать им два документа - талон, подтверждающий, что заявление "направлено по подследственности", и уведомление, куда именно оно направлено.
Представители же ФСБ, Генпрокуратуры, МЧС и ФСКН прокомментировали новый приказ в том духе, что раз он принят, то надо его выполнять, однако как именно это выполнение будет осуществляться, сообщить затруднились, а представитель МЧС пояснила, что временно учетом преступлений в этом министерстве будут заниматься органы дознания по пожарной части.
Дело в том, что, согласно принятому приказу, упомянутым в нем организациям предоставляется дополнительный срок на разработку на его основе ведомственных инструкций. Этот срок истекает 1 апреля 2006 года. Именно тогда, судя по всему, новый приказ действительно вступит в силу, и станет понятно, насколько он упростит жизнь законопослушным гражданам и усложнит ее правонарушителям.
Правозащитники же, готовые ответить на этот вопрос прямо сейчас, традиционно не ждут от государства ничего хорошего.
Юридический директор московской некоммерческой организации "Бюро по правам человека" Владимир Новицкий, прокомментировавший новый приказ для "Коммерсанта", считает, что новый порядок регистрации правонарушений еще больше усложнит и растянет процедуру оформления, так как приведет лишь к дополнительному хаосу и путанице. По его мнению, вместо того, чтобы заниматься оперативной работой, ведомства будут неделями и месяцами перекидывать заявления друг другу.
Глава "Российского антикоррупционного союза" Кирилл Кабанов предположил в интервью "Газете.Ru", что очередная инициатива Генпрокуратуры и МВД закончится для всех ведомств, главы которых поставили свои подписи под новым документом, лишь "легким испугом" - немного освоившись, они смогут изыскать способы обходить новый закон так же, как и старый.
Кабанов указал, что выгоднее всего новый закон окажется для прокуратуры, которая получит дополнительные способы контролировать милицию и прочие правоохранительные ведомства, активизируя свою деятельность тогда, когда сочтет это необходимым. По его мнению, призвать милицию к порядку можно было бы иными средствами - ужесточением уголовной ответственности за отказ принимать заявления от граждан, а также повышением финансирования рядовых милиционеров.
Михаил Ткаченко