Сразу две спецоперации были проведены утром 30 января в Дагестане. Обе проводились в Хасавюрте силами городской милиции; в ходе обеих были блокированы, а затем и убиты несколько боевиков. Словом, сходства было так много, что ряд СМИ даже сообщили, что операция была только одна. Позже выяснилось, что различались эти операции в главном. В одной из них были убиты лидеры экстремистов, в другой же - никому пока неизвестные боевики.
Итак, в частном доме на Энергетической улице Хасавюрта были обнаружены и блокированы двое экстремистов. Располагали ли милиционеры какой-то информацией о том, кто скрывается там, или же случайно наткнулись на боевиков, не сообщается.
Сдаваться боевики не собирались, хотя сначала не исключалось, что их попытаются задержать. Оба были убиты. Как выяснилось - весьма своевременно. По последним сведениям информационного агентства РБК, один их боевиков был обвязан гранатами и даже пытался, вообразите, эти гранаты использовать, "запустив их в сторону" сотрудников правоохранительных органов.
Главное же открылось после того, как тела убитых были опознаны. "Гранатоносец" оказался Лечи Эскиевым - главарем трех групп боевиков, действовавших на территории Шелковского, Надтеречного и Наурского районов Чечни.
Эксиев носил звание "командующего Северным фронтом Ичкерии", а заодно, по данным радиостанции "Эхо Москвы", исполнял обязанности лидера боевиков, действующих в Грозном. Эксиева считают причастным к ряду крупных терактов в Чечне. Сообщалось, что в доме, где он скрывался, были обнаружены взрывные устройства. Сколько их было и из чего они состояли, не уточнялось.
Причастным к ряду крупных терактов в Чечне считают также и второго убитого в Хасавюрте боевика. По данным "Эха Москвы", это некто Наузов (имя не указывается), которого в МВД называют "финансистом сепаратистов". Как поясняется, через Наузова к террористам проходили крупные суммы денег. Из этих денег оплачивались теракты не только в Чечне, но и в Дагестане.
От кого получал эти деньги Наузов, если сам их не зарабатывал и не печатал, не поясняется. О каких суммах в единицу времени идет речь, также неизвестно.
Разумеется, Наузов - не первый "финансист" боевиков, убитый на Северном Кавказе. "Финансистов" такого рода (а вернее - казначеев или бухгалтеров) убивают дюжинами без заметного ущерба для сепаратистов. Что же это значит? Что эти люди не так важны для организации военных и диверсионных действий в Чечне и соседних республиках, как нам пытаются внушить сообщениям о новых достижениях федеральных сил? Или что организация боевиков чрезвычайно жизнеспособна и тотчас находит замену убитому?
Или же - что экстремисты воюют не за деньги, а за идею? Что звучит гораздо неприятнее для всех нас.
Впрочем, цель подобных сообщений - не доказать жизнеспособность организации, объединяющей боевиков, а продемонстрировать успехи милиции и военнослужащих в деле поддержания порядка в регионе. Что особенно актуально на фоне скандала со зверским избиением новобранца в Челябинском танковом институте.
Так вот, в тот же день, 30 января, в Хасавюрте были убиты еще трое боевиков. Их окружили в частном доме на перекрестке улиц Султанова и Бейбулатова. Как сообщает телеканал НТВ, в ходе этой спецоперации один милиционер получил ранение в ногу. Правда, по данным информационного агентства РИА Новости, от госпитализации он отказался.
У сообщений о подобных событиях есть и другой смысл. В свете происшедшего в Хасавюрте прозвучавшее в декабре 2005 года предложение президента Чечни Алу Алханова сократить военную группировку в республике выглядит крайне преждевременным. Что там нужно сокращать в Чечне, если кажется уместным усиливать меры безопасности в Дагестане и Ингушетии? Ведь 27 января стало известно, что группу боевиков обнаружили в ингушском палаточном лагере беженцев.
Конечно, Алханов предложил произвести сокращение после того, как были убиты несколько крупных фигур среди боевиков. Действительно, в 2005 году уничтожены были Тахир Бадаев, (один из ближайших пособником Басаева), Ахмед Авдорханов ("командующий Восточным фронтом Ичкерии"), Ваха Арсанов (вице-президент самопровозглашенной республики Ичкерия), Ризван Читигов (один из самых крупных террористов на Северном Кавказе) и Аслан Масхадов, бывший президент Ичкерии. Однако спецоперация на Энергетической улице Хасавюрта показала, что кое-какие лидеры у боевиков еще остались.
А вот троица с улицы Бейбулатова пока остается безымянной. Однако личности их устанавливаются. И следовательно, есть шансы, что убитые окажутся важными шишками. Тем более что "командующих фронтами Ичкерии" еще осталось немало.
Мария Мстиславская