Культура
15:06, 1 февраля 2006

Автоматы, няни и прочая головная боль Три кинопремьеры 2 февраля

2 февраля в прокат выходят три фильма: "Оружейный барон" Эндрю Никкола, "Требуется няня" Ларисы Садиловой и "Алиби" Курта Матиллы и Мэтта Чековски. Обозреватели журнала "Time Out Москва" узнали, какие опасности подстерегают торговцев оружием, женатых мужчин и родителей маленьких детей.

Оружейный барон / Lord of War

Режиссер Эндрю Никкол. В ролях Николас Кейдж, Джаред Лето, Бриджит Мойнахэм, Ян Холм. 122 мин.

Стоя на живописной россыпи автоматных гильз, украиноамериканец Юрий Орлов (Николас Кейдж) задает вопрос по существу: как в мире, где каждый 12-й человек владеет огнестрельным оружием, вооружить остальных 11? В поисках ответа Юрий предлагает нам обратиться к его собственной непростой судьбе, ведь и он с братом (Джаред Лето) приложили немало сил для решения этой негуманной задачи.

Когда-то, прикинувшись евреями, семья одесситов Орловых эмигрировала в США. Нужно отметить, что Украина всегда оставалась в сердце молодых Орловых - выкладывая кокаином ее контуры и выкрикивая знакомые нам нецензурные слова во время оргазмов, они с размахом тосковали по родине. Семидесятые сменялись восьмидесятыми, и Юрию в руки поползли автоматы - "грязные" стволы закоулков Бронкса, потом новенькие - из дружественной Ливии. Так, меняя оружие на деньги, он и нашел свое призвание. Потом Орлов женился на супермодели (Бриджит Мойнахэм), и автоматов потребовалось еще больше. Тут очень кстати случилась perestroika, и Украина вновь поманила Юрия - теперь уже не сентиментальными воспоминаниями детства, а вполне реальными складами ничейных вертолетов, которые как раз понадобились в Либерии.

О заданном в начале фильма вопросе к этому времени пора уже забыть. Списанная с биографий пяти реальных торговцев патронами и бронетехникой, история Орлова - это не учебник и даже не история, а набор сольных стэндапов Николаса Кейджа. Картонная жена, марионеточные режимы, карикатурные африканские диктаторы с золотыми автоматами, какие-то невнятные агенты Интерпола, придуманные явно лишь для того, чтобы спровоцировать героя еще на одну пафосную речь милитариста, проходят тут неправдоподобным, но уморительным фоном для бесконечных сделок по продаже оружия. Торговля не всегда проходит с достаточной прибылью для Орлова, но мирное население беднейших стран остается внакладе непременно.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы

По идее, эта простая арифметика - по крайней мере, на стадии замысла - должна была свидетельствовать против оружейных баронов, подозрительных сухогрузов, бороздящих Атлантику под либерийским флагом, и авиасалона в Жуковском. Получилось же ровно наоборот: фильм Никкола выливается в задорное и местами даже убедительное оправдание просвещенного цинизма. Какая к черту гражданская позиция, когда тебе только что показали, как это здорово - видеть новенькие танковые дивизии, кокетливо выстроившиеся перед тобой, словно московские проститутки - перед "хаммером"!

Алексей Лайфуров, Time Out Москва

Требуется няня

Режиссер Лариса Садилова. В ролях: Ира Шипова, Мария Зубанова, Виктория Исакова, Алексей Макаров. 110 мин.

Милое новорусское семейство нанимает няню (Зубанова) - провинциальную учительницу, приехавшую в Подмосковье на заработки. Красивые и доброжелательные хозяева (Макаров, Исакова) с радостью наблюдают, как их капризная дочка (Шипова) влюбляется в добрую гувернантку и под ее руководством декламирует правильные детские стишки. Но за спиной беспечных родителей няня готовится соблазнить хозяина дома, учит малышку рыть и украшать могилки (вскоре огромный дачный участок покрывается маленькими скорбными холмиками), а по ночам забирается к девочке под одеяло и с садистским удовольствием доводит ее до слез страшными историями. В гостевом домике няня с шизофренической изобретательностью и цинизмом выстраивает четкий план по превращению жизни в меру счастливой семьи в кошмар.

Кадр из фильма "Требуется няня" с сайта gpfilm.ru
Lenta.ru

Садилова - аккуратный и умный режиссер - без труда обходит все возможные ловушки: никакой эмоциональной спекуляции и нагнетания сентиментального эффекта на фоне детского личика. Очаровательная и здорово сыгравшая шестилетняя Ира Шипова здесь полноценный участник фильма, равная партнерша взрослым актерам. Все играют ровно и слаженно, без боя отдав сольную партию Зубановой, которая справляется с ролью демонической няньки просто блестяще, используя главным образом взгляды и пластику. Косолапая и нелепая вначале, она к середине фильма становится почти хорошенькой и грациозной. Получается качественный жанровый фильм (что для нашего кино редкость): семейная мелодрама за 15 минут превращается в крепкий психологический триллер - повседневный, бытовой и оттого убедительный. Единственное, что не идет фильму, - относительно счастливый финал, в который верится с трудом.

Катя Болотовская, Time Out Москва

Алиби / The Alibi

Режиссеры: Курт Матилла, Мэтт Чековски. В ролях: Стив Куган, Джеймс Марсден, Ребекка Ромейн, Джон Легуизамо, Дебора Кара Ангер, Сельма Блэйр. 120 мин.

Рей Эллиотт (Куган) - джентльмен-мошенник с таким стажем, что ему впору кормиться процентами со своего жизненного опыта. Собственно, Рей так и делает: работая почти легально, он оберегает женатых мужчин от проблем, обеспечивая их алиби во время свиданий с любовницами и девушками из эскорт-служб. Бизнес поставлен на широкую ногу. Все свидания проходят централизованно, в дружественном отеле, а сами клиенты при этом официально числятся пьющими на корпоративной вечеринке или обедающими с деловыми партнерами (счет из ресторана и выписки из гостевой книги предоставляются).

Кадр из фильма "Алиби"
Lenta.ru

Все идет прекрасно, пока один из клиентов, истеричный юноша Уэнделл Хэтч (Марсден), не совершает непоправимое. Увлекшись опасным сексом с удушением, он намертво пережимает сонные артерии жене свирепого мексиканца (Легуизамо). Теперь проблемы Хэтча переходят к Рею: обеспечив алиби Уэнделлу, он забыл позаботиться о своем.

Легкая и необязательная криминальная чехарда, начинающаяся с этого фатального недоразумения, включает в себя много чего. Убийцы-мормоны, зеленоватая героиня Сельмы Блэйр, одержимая нимфоманией, Генри Роллинз в эпизодах и число 23, всплывающее с конспирологической частотой. Но Куган проходит через все круги этого уморительного ада с невозмутимостью гида. И не подумаешь, что у себя дома, в Англии, этот парень сейчас считается стендап-комедиантом номер один. Ну или два.

Василий Корецкий, Time Out Москва

< Назад в рубрику