В ночь на пятницу в Красном море утонул египетский пассажирский паром, на борту которого было по меньшей мере 1300 человек. Египетские официальные лица не спешат выдвигать гипотезы о произошедшем.
Вскоре поисками пропавшего судна занялись спасательные службы Египта, через некоторое время на помощь к ним пришла и береговая охрана Саудовской Аравии. В район, из которого паром вышел на связь в последний раз, были направлены вертолеты, кроме того, для оказания помощи возможным жертвам кораблекрушения, туда были направлены корабли береговой охраны Египта.
В пятницу утром, после того, как мировые новостные агентства распространили информацию о том, что в районе исчезновения парома были обнаружены спасательные шлюпки с пассажирами на борту, а также десятки трупов погибших, египетские власти вынуждены были признать: пассажирское судно, на борту которого находилось по меньшей мере 1300 человек, утонуло.
Пока что египетские официальные лица не могут прийти к согласию относительно того, сколько пассажиров перевозил паром. Представитель компании - владельца судна заявил, что на борту парома находились 1210 пассажиров и 69 членов экипажа. Позже министр транспорта Египта Мохамед Лутфи Мансур указал, что число пассажиров парома достигало 1301 человек, а членов экипажа - 104 человека. Кроме того на судне находились пять грузовиков и 22 легковых автомобиля.
Что же касается пассажиров парома, то официальные лица сходятся на том, что практически все они были гражданами Египта. Часть из них, возможно, возвращалась после совершения хаджа (хотя большинство паломников отплывает из другого саудовского порта - Джидды), но большинство пассажиров парома, скорее всего, составляли работавшие в Саудовской Аравии египтяне, направлявшиеся домой, и члены их семей.
По всей видимости, большинство пассажиров утонувшего парома погибли: несмотря на напряженные поиски выживших, которыми заняты четыре военных корабля Египта, до сих пор удалось спасти лишь около 180 человек. Официально сообщается пока что лишь о 100 жертвах катастрофы, но, как передают средства массовой информации, из воды продолжают извлекать все новые трупы.
Глава компании El Salaam Maritime Transport, владевшей погибшим судном, заявил, что паром, возраст которого превышал 25 лет, находился в хорошем состоянии и был снабжен всеми необходимыми системами связи и эвакуации пассажиров. Представитель компании также заверил, что судно было сертифицировано для перевозки пассажиров вплоть до 2010 года и полностью соответствовало всем техническим стандартам. Не было превышено и максимальное число пассажиров судна - 2500 человек.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, сама конструкция парома была достаточно неудачна, так что теоретически "Салаам 98" мог затонуть просто из-за плохих погодных условий.
Ведущий аналитик Lloyd's List Дэвид Ослер указал, что речь идет об одном из так называемых трейлерных паромов, производившихся еще до 1970-го года, конструкция которых известна своей неустойчивостью. "Если на судно попадет даже небольшое количество воды, это может привести к неконтролируемой качке, и оно быстро перевернется", - пояснил он.
По его мнению, пропавшиее судно могло быть в весьма посредственном состоянии, - ранее он был списан Италией и, кроме того, мог быть сильно перегружен. В этих условиях судно могло затонуть и без постороннего воздействия.
Косвенные подтверждения этой гипотезы можно обнаружить и в заявлениях египетских официальных лиц. Так, министр транспорта страны указал, что в ночь, когда затонул паром, стояла плохая погода - дул сильный ветер и шел дождь. Поступали сообщения о том, что в районе исчезновения судна была гроза. Кроме того, выясняется, что на борту парома было значительно больше грузов, чем заявляли египетские официальные лица изначально. Так, по сведениям Фарида аль-Дуади, агента компании-судовладельца в Саудовской Аравии, не борту парома помимо пассажиров было не 22, как сообщалось вначале, а около 220 автомобилей.
Окончательные выводы о том, что произошло в Красном море, предстоит сделать египетским властям, которые, скорее всего, создадут специальную комиссию для расследования этой катастрофы. Предварительные же причины гибели парома могут быть названы уже в ближайшее время, - как только дадут первые показания выжившие пассажиры судна.
Михаил Ткаченко