Сразу после гибели парома "Салаам 98" официальные и не слишком официальные лица Египта и международные эксперты высказали множество самых разных предположений относительно того, что именно произошло в Красном море между побережьями Саудовской Аравии и Египта. Рассматривались такие версии, как теракт, столкновение с другим судном или какое-либо чрезвычайное происшествие на самом пароме. По всей видимости, именно последняя версия и будет признана окончательной.
Представитель компании также заверил, что судно было сертифицировано для перевозки пассажиров вплоть до 2010 года и полностью соответствовало всем техническим стандартам. О том же говорится и в заявлении, размещенном на сайте компании. Однако начавшееся после гибели парома расследование показало, что эта информация не совсем соответствует действительности.
Как выяснилось, утонувшему в Красном море трейлерному парому было не просто "больше 25", а все 35 лет, 30 из которых он прослужил итальянскому флоту под именем "Фри Энтерпрайз IV".
В 1999 году в связи с конструктивными недостатками паром был списан "в страны третьего мира" и продан компании El Salaam Maritime Transport. По сведениям египетских средств массовой информации, новый владелец судна слегка изменил его конструкцию, добавив дополнительные палубы. Можно предположить, что это вряд ли повысило его надежность.
Согласно последней официальной версии, озвученной в воскресенье Генеральным прокурором Египта Махером Абдель Вахидом, паром погиб в результате начавшегося на борту пожара. По всей видимости, загорелась одна из машин, находившихся на одной из палуб судна. Команда парома попыталась потушить пожар при помощи корабельных пожарных шлангов и затопила часть помещений. В результате судно накренилось и опрокинулось.
Эта версия вполне согласуется с предположениями международных экспертов о том, что паром погубили именно конструктивные недостатки, в частности, его неустойчивость. Как отметил в пятницу британский аналитик, даже небольшой дисбаланс способен вызвать у паромов этой конструкции неконтролируемую качку и привести к тому, что они опрокинутся. Именно это, судя по всему, и произошло в ночь на пятницу в Красном море.
Такова фактическая сторона катастрофы, но она не дает ответ на вопрос, почему с парома, на котором как раз для подобных случаев должны были быть предусмотрены средства эвакуации, удалось спасти менее трети пассажиров. В уже упоминавшемся заявлении команду судна "Салаам 98" и ее капитана аттестуют как высокопрофессиональных моряков, обладателей международных сертификатов, однако рассказы уцелевших пассажиров парома заставляют усомниться и в этих уверениях. Складывается такое впечатление, что неумелые и неуместные действия команды судна во многом способствовали его гибели и гибели пассажиров.
Дело в том, что пожар, являющийся официальной причиной гибели судна, начался вскоре после выхода парома из саудовского порта Дуба. По воспоминаниям спасшихся пассажиров, первый дым появился спустя менее двух часов после того, как "Салаам 98" вышел в открытое море. За это время судно отошло от берега не больше, чем на 40 километров, но на все предложения вернуться в порт и потушить огонь там капитан парома Саид Омар отвечал отказом. Пассажирам объясняли, что ситуация полностью под контролем и в ближайшее время огонь будет потушен силами команды, а самых обеспокоенных из них, по некоторым сведениям, запирали в каютах, чтобы те не сеяли панику.
Пока шла безрезультатная борьба со все разгорающимся огнем, судно еще около шести часов продолжал двигаться в направлении Египта. Наконец, около 21.30 по местному времени, на судне произошел взрыв, и оно начало быстро погружаться в воду. Выжившие пассажиры рассказали, что все это не заняло и пятнадцати минут, шансы на спасение были только у людей, собравшихся на палубе. Те, кто оказался внутри парома, просто не успели выбраться из него и утонули вместе с судном.
Команда, по сообщениям очевидцев, никак не участвовала в спасении пассажиров судна, не спускала на воду спасательных лодок, не объясняла людям, что следует делать. Капитан в сопровождении части своих подчиненных покинул паром одним из первых, остальные члены команды также предпочитали заботиться о себе. На пароме было 10 больших спасательных лодок, в каждой из которых могли поместиться до 100 человек. Ни одна из них не была использована.
В распоряжении потерпевших крушение оказались лишь несколько десятков спасательных плотов (всего их на судне было 88, но использованы были далеко не все), надувных резиновых лодок и спасательных жилетов, которых также хватило далеко не всем. Но даже тем пассажирам, которым посчастливилось не утонуть в первые минуты кораблекрушения, предстояло много часов ожидать помощи.
Связь с паромом была потеряна еще в четверг вечером, около 19.00 по местному времени, однако озаботились судьбою судна египетские власти лишь около 3 часов ночи, когда оно по расписанию должно было прибыть в порт Сафага. Посылал ли тонущий паром сигналы бедствия, остается неизвестным, но трудно поверить, что за шесть часов с горящего судна не поступило ни одного сообщения.
Египетские официальные лица утверждают, что никаких просьб о помощи не получали, однако есть и другая информация. Так, представители Министерства обороны Великобритании сообщили, что ими был зафиксирован сигнал бедствия с парома. В четверг в 23.58 по местному времени его услышали на базе ВВС Великобритании "Кинлосс". По данным представителей министерства, об этом были немедленно извещены представители Франции, которые поставили в известность египтян. Представители Египта никак не комментируют эти заявления.
Так или иначе, египетская спасательная операция началась через несколько часов после кораблекрушения. Еще около 10 часов понадобилось военным кораблям для того, чтобы добраться до места предполагаемого исчезновения парома и приступить к поискам потерпевших кораблекрушение. Не удивительно, что большую часть пассажиров им обнаружить не удалось.
Согласно официальным сведениям, когда "Салаам 98" покинул саудовский порт, на его борту находились 1406 человек - 1310 пассажиров и 96 членов команды. К утру понедельника число спасенных достигло 460 человек. Кроме того, спасателям удалось обнаружить и извлечь 195 тел погибших. Остальные пассажиры парома пока что числятся пропавшими без вести, но шансы, что они будут спасены, уменьшаются с каждым часом.
Расследование гибели парома "Салаам 98" еще только началось и, по всей видимости, займет немало времени. Пока что египетские официальные лица еще не знают, верить ли всем показаниям потерпевших и на кого именно возложить ответственность за происшествие в Красном море.
В воскресенье пресс-секретарь президента Египта Хосни Мубарака заявил, что следствие намерено изучить, в каком состоянии находился утонувший паром, и указал, что на судне было недостаточно спасательных лодок. Представитель Министерства транспорта страны, со своей стороны, заявил, что спасательных лодок на пароме было вполне достаточно. Что же касается парламента страны, то его представители объявили о том, что проведут свое собственное расследование всего происшедшего.
Независимо от того, что покажет следствие, родственники погибших и пропавших без вести пассажиров уже знают, кто во всем виноват. За прошедшие несколько дней тысячи человек, собравшихся в Хургаде и Сафаге, перешли от протестов против скрытности правительства, не сообщающего им о судьбе их близких, и обвинений в нерасторопности спасателей к активным действиям против истинных, по их мнению, виновников происшествия. В понедельник родственники пассажиров парома разгромили местное представительство компании El Salaam Maritime Transport.