Он был обычным американским мальчишкой, бой-скаутом. Впрочем, уже тогда он добился высшей скаутской награды, которая дается маленьким мальчикам, которые "в будущем будут лидировать в жизни, как они лидировали среди скаутов". Впоследствии он стал миллионером, забирался на самые высокие горы, переплывал Ла-манш, участвовал в самом продолжительном скоростном ралли на спортивных машинах, пересекал океаны на яхте и облетал мир без посадки и дозаправки. Сейчас Стиву Фоссету 61 год, и он не может остановиться в своей гонке за адреналином.
О рекордах этого человека известно все. На его персональном сайте скрупулезно отслеживается вся история дерзаний миллионера-экстремала. До 40 лет Фоссет был известен исключительно в деловых кругах. Он делал весьма успешную карьеру на Нью-йоркской бирже, и даже стал основателем крупнейшей трейдинговой корпорации США Lakota Trading Inc.
Однако в 1985 году, видимо, заскучав от достижений в бизнесе, миллионер решил переплыть Ла-Манш. Это был просто вызов самому себе - и с четвертого раза он сделал это. Кстати, интересно, что свое первое экстремальное достижение Стив Фоссет совершил, не вложив в него ни доллара. В дальнейшем он также будет чрезвычайно практично отдаваться своей страсти к экстремальным развлечениям.
Потом последовали 8 лет, в течение которых Фоссет не привлекал к себе внимания общественности. Известно, что он занимался различными необычными видами спорта, вроде марафонских гонок на лыжах по горам Колорадо, где жил с женой. Там же он участвовал в горном марафонском забеге. Уже тогда стало понятно, что Фоссета привлекает не столько скорость, сколько марафонские дистанции. Его конек - выносливость и настойчивость.
Видимо, тренировки на холоде и сподвигли его на следующее дерзание - в 1992 году Фоссет решил принять участие в гонках на собачьих упряжках. Ему предстяло проехать более тысячи миль по заснеженной Аляске. Миллионер справился и с этим, но довольно бесславно. Упряжка Фоссета пришла к финишу сорок седьмой.
В 1993 году он попробовал заняться автогонками - причем опять на длительные расстояния. Фоссет принял участие в Le Mans Sports Car Race, французском марафонском ралли на гоночных автомобилях. Но и тут его ждала неудача - команда, в которой выступал Стив, пришла тридцать шестой.
В том же 1993 году миллионер, наконец, нашел достойное призвание, в котором ему предстояло установить свои первые мировые рекорды. Устав от гонок на суше, он обратился к воде, которая когда-то в первый раз позволила ему почувствовать себя победителем. Фоссет начал плавать на скоростных яхтах, и это был уже настоящий спорт миллионеров.
В 1993 году он поставил свой первый мировой рекорд скоростного плавания на яхте - за 44 часа миллионер обогнул Ирландию. С этого момента Фоссет начал всерьез заниматься этим спортом. Он сконструировал скоростной катамаран PlayStation (впоследствии корабль будет носить более "благородное" имя Cheyenne) и совершил еще 24 рекордных заплыва. Самым знаменитым из них считается "кругосветка" 2004 года, когда Стив Фоссет и его команда проплыли вокруг земного шара на 6 дней быстрее, чем предыдущие рекордсмены.
Впрочем, к этому времени "плавательные" достижения стали для миллионера-экстремала чем-то обыденным. В конце концов, чего стоит достижение, которое уже через год (как случилось с кругосветным рекордом Фоссета) было улучшено другим таким же спортсменом, и благополучно забылось во всем мире. После плавания 2004 года Фоссет объявил о том, что он больше не занимается яхтами. К тому времени яхты стали для него детской игрушкой, потому что ему было чем гордиться всерьез.
С 1995 года Стив Фоссет лелеял заветную мечту. К тому времени он не раз испытал эйфорию человека, который "побил" чей-то рекорд, и хотел большего. Фоссет мечтал стать рекордсменом, который сделает что-то впервые и тем самым навсегда останется в истории человечества. Миллионер принялся изучать историю человеческих достижений - и нашел то, что искал.
Это казалось невероятным, но за всю историю воздухоплавания еще ни один человек в мире не совершал кругосветного перелета на воздушном шаре. Это было то, что нужно - испытание, в котором разом требовались и выносливость Стива, и его деньги. Он знал, что победит, потому что ни у одного тренированного спортсмена не найдется нужной суммы, чтобы сконструировать воздушный шар, который сможет лететь достаточно долго. При этом едва ли найдется миллионер, подобный ему, который преодолеет любые трудности марафонского полета - без сна, нормальной еды, при пониженной температуре и в разреженном воздухе.
Что касается холода и разреженного воздуха, тут Фоссету опыта было не занимать. Он поднимался на высочайшие горы практически всех континентов (кроме Антарктиды) - и, кстати, оставил это увлечение, так же, как и увлечение яхтами, - тут все рекорды были установлены до него. Однако, задумав лететь вокруг света, миллионер снова стал серьезно заниматься лыжными марафонами в горах Колорадо. Он даже сконструировал специальную капсулу, внутри которой имитировались атмосферные условия на высоте 3 километров, и спал в ней несколько ночей подряд. В итоге это позволило ему находиться на высоте 7 километров в одной только кислородной маске.
Для того чтобы сконструировать аппарат, способный облететь вокруг света, Фоссет нанял специальную команду экспертов, в которую входили люди, установившие рекорды дальности полетов на воздушных шарах. Он потратил на свое детище 300 тысяч долларов (кстати, на порядок меньше английской и швейцарской команды, которые в то же время планировали установить этот рекорд и вложили в свои шары миллионы долларов). Шар Фоссета был сравнительно прост, в сравнении с шарами конкурентов. Англичане и швейцарцы посвятили много времени на конструкцию специальной капсулы, в которой воздухоплаватель не чувствовал бы дискомфорта на большой высоте, в то время как американец Фоссет рассчитывал, что сможет выдержать перелет и без капсулы.
И вот настал исторический момент - в 1996 году Стив Фоссет совершил первую попытку беспосадочного кругосветного перелета на воздушном шаре. Попытка окончилась неудачей - стартовав в Южной Дакоте, шар смог долететь лишь до Канады. Впрочем, его швейцарские и английские конкуренты не сделали и того - их воздушные шары выходили из строя уже в первые дни полета.
А Стив Фоссет с истинно марафонской настойчивостью совершил второй полет - в этот раз его шар долетел от Миссури до Индии, третий полет - опять же из Миссури до России, четвертый полет - который чуть было не закончился гибелью миллионера, когда его шар попал в шторм и стал стремительно терять высоту над Австралией… Но даже смертельная угроза не остановила Фоссета. Он совершил пятую безуспешную попытку и на шестой раз добился своего. В 2002 году, стартовав из Австралии, Фоссет через 14 дней, 19 часов и 50 минут вернулся в исходную точку.
Он стал первым в мире и "завоевал место в истории мировой авиации" - единственная формулировка, которую за долгие годы журналистам удавалось вытянуть из миллионера в ответ на вопрос: "Зачем вы это делаете?". Все это время он утверждал, что равнодушен к славе и вниманию со стороны масс-медиа. "Мне не нужна шумиха вокруг моего имени, чтобы находить деньги на экстремальные достижения. Они и так у меня есть, - резонно замечал миллионер. - Полет на воздушном шаре вокруг света - это просто то, что я хочу сделать. Давно и очень хочу".
Наверное, хотеть и бороться за желаемое было чудесно. Но что оставалось миллионеру, когда его желание сбылось? Снова мечтать.
Полеты на воздушном шаре открыли Фоссету авиационный мир. В новой для себя среде он опять принялся устанавливать мелкие рекорды скорости и дальности. Фоссет летал на планерах, дирижаблях и аэропланах через океаны и континенты. Когда ему и этого показалось мало, он попытался залететь на планере в стратосферу, однако его подвел ветер, планер не смог подняться выше 20 километров.
После этого миллионер попросил своего друга Ричарда Брэнсона, кстати, конструктора первого туристического космического корабля SpaceShip One, придумать самолет, на котором он сможет в одиночку побить рекорд скорости кругосветного перелета (к несчастью, беспосадочный облет вокруг земного шара уже был совершен почти 20 лет назад). Брэнсон с удовольствием выполнил просьбу друга и предложил ему совершенно бесплатно до конца его дней пилотировать такой корабль, при условии, если Фоссет все-таки установит на нем мировой рекорд. И снова миллионер-экстремал проявил способность заниматься любимой погоней за адреналином по вполне сходной цене. Фоссет, естественно, согласился, а Брэнсон не прогадал.
В 2005 году эксцентричный миллионер-авиатор поставил мировой рекорд по дальности одиночного беспосадочного полета без дозаправки и снискал громкую славу себе и своему необычному самолету (равно как и компании Брэнсона). Его встречали шампанским. Он расправлял затекшие за 67 часов сидения члены, устало улыбался и обещал журналистам пресс-конференцию после того, как примет душ и нормально поест (за все время перелета миллионер питался только специальными калорийными молочными коктейлями, а вместо туалета использовал бутылки).
Что он сказал на конференции? Все то же, что говорил много лет подряд. Скоростной полет вокруг света был, наверное, самым сложным его рекордом. Да, он испытывал трудности (в этой части конференции Стив говорит легко и подробно, описывая мельчайшие технические детали), нет, несмотря на внимание мировой общественности, "паблисити" не было его целью. Он делал это просто ради удовольствия? Нет. В этом заключается основной парадокс экстремальных увлечений Фоссета. Он легко произносит самые экзотические географические названия, рассказывает, как видел нетронутые пески Сахары, и как его поразило, что в этих дюнах, в отличие от американских пустынь, нет никаких следов деятельности человека. Но он говорит равнодушно,- когда он ставит рекорд, для него нет иной цели, кроме преодоления пространства. Недаром друг Брэнсон называет его "помесью андроида с Форестом Гампом".
Впрочем, даже самая экстремальная борьба для него в конечном итоге настолько обыденна, что больше не приносит удовольствия. Он поставил более 100 мировых рекордов - и это стало потребностью. Теперь Фоссет на самолете Брэнсона (не терять же попусту возможность бесплатно летать на нем до конца жизни) планирует пробыть в воздухе более трех суток. Это станет самым длительным беспосадочным полетом в истории мировой авиации. Но что это даст столько раз купавшемуся в брызгах шампанского миллионеру? Очередную порцию наркотика под названием "мировые достижения". Ровно столько, чтобы хватило до следующего раза.
Екатерина Чекушина