9 февраля в прокат выходят три фильма: "Страна приливов" Терри Гиллиама, "Другой мир-2: Эволюция" Лена Уайзмана и "Заяц над бездной" Тиграна Кеосаяна. Обозреватели журнала Time Out Москва наблюдали за странной жизнью девятилетней сиротки, акробатикой молодой вампирши и приключениями Л. И. Брежнева в Молдавии.
Режиссер Терри Гиллиам. В ролях Джодель Ферланд, Джефф Бриджес, Дженнифер Тилли, Брендан Флетчер, Джанет Мактир. 122 мин.
"Страна приливов" - экранизация новеллы Митча Каллина, которую Терри Гиллиам осуществил примерно за пять месяцев технического перерыва съемок "Братьев Гримм". О чем это кино, так запросто сказать нельзя - получится примерно то же самое, как если бы "Алису в стране чудес" выдать за историю девочки, которая провалилась в кроличью нору. Впрочем, ладно: "Страна приливов" - это кино том, как аутичная сиротка Джилайза-Роуз (Джодель Ферланд) живет на поле ржи, практически под небом голубым, в компании чучела своего отца (живого его играет Джефф Бриджес) и говорящей белки. Также компанию ей составляет соседская семья фриков, похожих на персонажей лент Роба Зомби, умственно отсталого эпилептика Дикенса (Брендан Флетчер), считающего себя подводником в рейсе, и его пожилой сестры Делл (Джанет Мактир), не на шутку увлеченной таксидермией. Длится история недолго - примерно столько, сколько требуется девятилетней девочке на то, чтобы съесть банку арахисового маргарина. Добавьте к этому еще пару дней на прелюдию, центральную часть в которой занимает предсмертная агония матери Джилайзы-Роуз, и кульминацию, где сотни светлячков летают вокруг пожара длиной в полкилометра. Вот, пожалуй, и все.
Разумеется, как и всякая порядочная фантасмагория, "Страна приливов" раз в десять сложнее, чем этот синопсис, и многослойна, как костюм поклонника гранжа. К примеру, обычными спутницами Джилайзы-Роуз оказываются четыре говорящие кукольные головы, так что любое событие тут окутано облаком многословных девчачьих препирательств. Настойчивым рефреном звучат и сочинения Льюиса Кэролла, а мотив пускания ветров повторяется так часто, что впору вспомнить даже не Рабле, а сразу Бахтина.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
В общем-то, вся эта, прости господи, "интертекстуальность" поднимает фильм на высоту, практически недоступную чувствам. Любые красоты (а их в осенних канадских пустошах, где снимали кино, разумеется, навалом) тут подаются с толстенным бутербродом аллюзий и облагораживаются таким количеством диссонансов, что становится даже неловко: как это мы тут в кроссовках. Идейный Гиллиам нарочно отказался от дешевой зрелищности: "подводные" сцены, например, тут сняты в технологиях 70-х, с пластмассовыми рыбками и полотнищами тюля вместо вод. Оценить красоту таких эпизодов можно только рассудком, если у вас, конечно, нет, каких-то личных отношений с творчеством режиссера. А так приходится, как говорили в "Заводном апельсине", слишком часто использовать golova.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Режиссер Лен Уайзман. В ролях Кейт Бекинсэйл, Скотт Спидман, Билл Найи, Майкл Шин. 105 мин.
В ельниках Восточной Европы идет охота на удивительного парня (Спидман): он наполовину вампир, а наполовину - оборотень (в моменты душевного смятения превращается в прыткого монстра). Выслеживают гибрида седобородый старик с командой стрелков, древний крылатый упырь и худенькая вампирша с двумя пистолетами на бедрах (Бекинсэйл). Цели у всех свои, но романтические - только у барышни. Она запала на жертву еще в первом фильме и с тех пор мечтает прикрыть ее своей грудью.
"Другой мир-2" выглядит, как и его предшественник, - будто снят по комиксу. Действие скорострельное, грязь и кровь на физиономиях не задерживаются. Но комикса такого нет, а история вековой вражды двух кровавых рас была придумана три года назад начинающим сценаристом и режиссером Леном Уайзманом и тут же запущена в производство. Вампиры рвали оборотней, те огрызались в ответ, ничего не было понятно - и фильм окупился в первый же уикенд. Видимо, поэтому Уайзман и сейчас не стал вести глубокое бурение сюжета: ограничился флэшбэками главной героини, напоминающими, что ей лет четыреста и когда-то она была хорошенькой средневековой девчонкой с лукошком. И не важно, что без фактурного бэкграунда "Другой мир" снова не выстраивается. В сценарном вакууме удобнее кувыркаться и стрелять.
Кирилл Алехин, Time Out Москва
Режиссер Тигран Кеосаян. Россия. В ролях Богдан Ступка, Сергей Газаров, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Елена Сафонова. 97 мин.
Летом 1971 года в Молдавию летит Л. И. Брежнев: грудь в орденах, брови коромыслом. Республика принимает генсека по высшему разряду: пляски, хоккей, застолье, даже надули воздушный шар. Но генсек хандрит, скучает отчего-то по Лондону. И только когда табор цыган угоняет правительственный "членовоз", Ильич оживляется и на том самом шаре летит лично искать похитителей. А машину украл цыган для выкупа барону за хорошенькую дочь.
Режиссер этой феерии Тигран Кеосаян раньше снимал клипы для Ветлицкой и Шуфутинского - простые и без изысков, понятные и детям, и старикам. "Заяц над бездной" - такой же. Герой-дурак сидит в поле в цветастой рубахе и лениво жует соломинку, а порывистая красавица ждет парня в светелке и крутит пальцем косу. Брежнев тут - фигура посторонняя, он забрел в сказку случайно и пытается подправить финал. Но, в конечном счете, и сам ныряет в условную реальность, накидывает белую рубаху и весело пляшет на подворье. Не сказать, что эти абсурдные превращения генсека в свата на цыганской свадьбе смешны до колик. Зато они по-хорошему, по-кеосаяновски добродушны и неотвратимы. Никуда вам от "Зайца" не деться, прыгнет не с кино-, так с телеэкрана.
Кирилл Алехин, Time Out Москва