Спустя день после того, как в Японии стало публично известно о беременности принцессы Кико, премьер-министр Коидзуми заявил, что готов отказаться от планов возвести на японский трон первую в его истории наследную императрицу. Но если Кико родит девочку - это станет настоящей национальной катастрофой, знаменующей для многих японцев крах тысячелетней империи.
Японское общество с точки зрения европейского человека является одним из самых ориентированных на традиции. Быть может, многие древние обычаи уже не так влияют на японский уклад жизни, как еще каких-нибудь сто лет назад, однако то, что касается императорской семьи, до сих пор незыблемо и священно.
Японская императорская династия, согласно документам и твердому убеждению большинства японцев, является самой древней на свете. Она ведет свое начало от легендарного императора Дзимму-тэнно, взошедшего на трон в 660 году до нашей эры. Он является мифологической фигурой, и в японских хрониках значится потомком Богини Солнца Аматэрасу. Согласно хроникам, он обладал магическими способностями. Кстати, долгое время императоры Японии также являлись верховными духовными лидерами приверженцев культа богини Аматэрасу.
После смерти Дзимму страной правили исключительно его прямые потомки, поскольку трон переходил либо к сыну правящего императора, либо к его ближайшим родственникам-мужчинам. Правда, следует признать, что за более чем две с половиной тысячи лет истории "хризантемового трона" восемь раз на нем оказывались правящие императрицы. Но все они были матерями-регентшами при малолетних наследниках. Девочки, рожденные в императорской семье (и все их потомки), никогда не могли претендовать на трон.
Непрерывность японской династии обеспечивалась, во-первых, допущением полигамии, а во-вторых, признанием права на трон любого потомка императора - будь он сыном придворной служанки или специально взятой для производства потомства наложницы. Кроме того, если бы случилось невероятное, и у правителя Японии не оказалось бы ни потомства, ни братьев, трон могли наследовать члены признанных "императорских кланов", то есть потомки по мужской линии когда-то не допущенных к власти сыновей императора, которые составляли многочисленный двор.
Катастрофа в империи произошла во время американской оккупации (1945-1952). Тогда многие члены императорской семьи были убиты, а династические документы потеряны. В 1947 году, чтобы пресечь возможные споры, в Японии был принят Имперский Закон о Королевской семье, согласно которому наследниками трона могли становиться только прямые потомки правящего императора Хирохито, исключая девочек. Все члены "императорских кланов" теряли статус членов императорской семьи. Этот закон действует до сих пор.
Таким образом, японцы уверены, что в жилах их императоров течет "солнечная кровь" Дзимму-тэнно, которая, согласно поверью, передается только по мужской линии. До тех пор, пока это так - "страна восходящего солнца" благословенна и благополучна.
Однако император Хирохито оказался гораздо менее удачливым, чем легендарный Дзимму-тэнно. Судя по всему, ему не удалось основать достаточно разветвленную династию. Четыре раза подряд его жена, Нагако, производила на свет девочек. И только на пятый раз, к радости всей нации, она родила мальчика - ныне правящего императора Японии Акихито. Акихито, вопреки традиции, взял в жены девушку не из придворных кланов (которые, несмотря на формальное отстранение от власти, до сих пор имеют большое влияние при императорском дворе), а дочь коммерсанта - главы крупной мукомольной компании. В смысле продолжения императорского рода, Акихито сразу удалось добиться успеха. Одного за другим его жена, Митико, родила ему двоих сыновей. На время Япония успокоилась, уверенная, что не останется без наследника.
Однако сыновья выросли, оба, естественно, женились - и тут разыгралась настоящая драма. Старший сын Акихито, наследный принц Нарухито, взял в жены девушку, как выяснилось, не слишком подходящую на роль императрицы (то есть, фактически, производительницы наследника). Шесть лет подряд у них не было детей. И вот в 1999 году Япония возликовала после того, как газеты сообщили, что жена Нарухито, принцесса Масако беременна. Начались прогнозы и гадания - кто же появится на свет, долгожданный наследник или никому не нужная девочка? Каково же было горе нации, когда японцы узнали ужасную новость - Масако потеряла ребенка, по слухам, из-за переживаний о спекуляциях по поводу пола ее ребенка. Наконец, в 2001 году у принца Нарухито все-таки родился ребенок - однако, к несчастью, он оказался девочкой. Журналисты снова накинулись на несчастную Масако, и дело дошло до того, что она удалилась от исполнения своих придворных обязанностей, ссылаясь на нестабильное психологическое состояние. Теперь о прямом наследнике будущего императора Нарухито уже и не заговаривали. Ситуация усугублялась тем, что у брата Нарухито к тому времени родилось двое девочек.
И вот с 2001 года в японском обществе началась полемика о том, не пора ли ли изменить закон 1947 года, а главное, двухтысячелетнюю традицию - и позволить взойти на трон наследной императрице. Главным сторонником этой поистине глобальной реформы выступал премьер-министр Японии, Дзюнитиро Коидзуми. Он говорил о том, что даже если принцессам все-таки удастся родить наследника, в настоящее время без либерализации закона о наследовании вряд ли возможно обеспечить твердую преемственность трона - прошли времена многочисленных императорских наложниц. При этом долгое время 80 процентов населения Японии было согласно со своим премьером - они симпатизировали нервной Масако и ее выстраданной дочери Айко, которая стала бы той самой первой наследной императрицей. Против выступали лишь отдельные аристократы из "императорских кланов". И вот в 2005 году специальная комиссия при японском правительстве рассмотрела вопрос о возможности наследования трона женщинами и дала положительные рекомендации. В январе 2006 года Коидзуми пообещал, что летом закон об изменении порядка престолонаследования будет принят…
Однако февраль 2006 года спутал все карты премьер-министру и прочим либералам. Японский императорский дом сообщил о беременность принцессы Кико, жены второго сына правящего императора Акихито. Эта новость вызвала бурные овации в японском парламенте и ликование по всей Японии. Опрос, проведенный в стране, показал, что количество людей, поддерживающих перспективу правления наследной императрицы, сократилось на четверть - теперь их осталось не более 60 процентов. Предположительно, Кико родит в сентябре, кстати, именно в этом месяце Коидзуми должен будет сложить свои полномочия.
Родится ли мальчик, который разом разрешит все династические проблемы японцев, или девочка, которая добавит аргументов сторонникам изменения традиции - мир узнает довольно скоро. Однако уже сейчас точно известно, что как только врачи определят пол будущего ребенка Кико, это станет главной японской новостью и одной из ведущих новостей во всех мировых агентствах.
Екатерина Чекушина